Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Чтобы жить в согласии с природой. Экологическая безопасность"

15867

Автор: Сергеева Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучение отдельных предметов" города Бугульмы Республики Татарстан

Цели:

  1. Ознакомить с терминами "экологическая безопасность", "цепь загрязнения", "бытовой фильтр", "эколог", с правилами личной экологической безопасности. Расширять, углублять знания, представления детей о планете Земля, о ее разнообразной и необъятной природе, о экологических проблемах и способах их решения.
  2. Развивать речь, мышление, внимание, память, умение анализировать, формулировать выводы, высказывать свои чувства и мысли, умение работать в группе.
  3. Воспитывать экологическую культуру; любовь к родной земле, природе; бережное отношение к природе; ценностное отношение к себе, другим людям и окружающему миру в целом; чувства взаимопомощи, сотрудничества.

Ход урока:

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Индукция.

Показывает слайд «Пожар в лесу» и др. слайды с изображением природы. Включает аудиозапись.

Записывают свои ассоциации. (Лес густой, зеленый. Зеленая поляна цветов. Голубая лазурь реки. Чистое безоблачное небо. Слышно течение воды. Вместо красивой поляны с цветами я вижу обгоревшие деревья. Кто – то приходил в лес отдыхать. Отдыхающие разжигали костер. После отдыха не до конца потушили огонь. Эти люди поступили несерьезно. Так вести себя на природе нельзя. Пожар в лесу – это общая беда.)

2. Самоконструкция.

1. Проводит беседу:

-Каков мир природы? (Мир природы красив, многообразен, полон тайн, богат растительностью и животным миром. Он просто чудесный!)
-Какие чувства он вызывает? (Когда приходишь в лес, хочется петь. Хочется играть в игры. Бегать по поляне. А мне хочется водить хороводы. Хочется лечь в траву, полежать, посмотреть в далекое небо. А мне всегда хочется слушать птиц. В лесу можно услышать крик животных. А я люблю сидеть на берегу реки. Мне нравится собирать полевые цветы. )

-Как называется наша планета?  (Земля)

-Как мы называем себя, людей, которые живут на Земле?  (Земляне)

-Какая наша Земля?

1. Высказывают свои мнения, формулируют вывод.

Вывод: Наша Земля очень красивая. Днем она освещена солнцем, ночью – луной и звездами. По земле текут голубые реки, красивые озера. На лугах растут цветы, травы. В садах созревают яблоки. В лесах гуляют звери и поют птицы. На севере вечный лед и ослепительное солнце. На юге пустыни и степи. Вот такая у нас красивая Земля! Необъятная!

2. Озвучивает задание.Задумайтесь, все ли у нас благополучно с реками, озерами, морями. Всегда ли мы дышим свежим воздухом? Запишите на листочках причины загрязнения природы.

2. Записывают 4-8 причин. (Фабрики и заводы отравляют отходами реки и моря. В реках оставляют вырубленный лес, который гниет. Частые пожары загрязняют воздух. Различные комбинаты (например, мясокомбинат) делают выбросы в атмосферу. В каждом городе десятки тысяч машин выхлопными газами влияют не только людей, но и растений.)

3. Социоконструкция.

Обсудите ряд записанных вами причин в парах. Сделайте вывод.

Обсуждают в парах, формулируют вывод.

Вывод: Часто люди вредят окружающей среде. Необходимо беречь природу. По возможности сохранять чистый воздух, не засорять реки, не отравлять воду в морях и океанах.

4. Социализация.

В группах выполните задание.Прослушать рассказ «Воскресенье в лесу» (Дмитриева О.И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. Тема урока: «Экологическая безопасность»).Перечислить ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

1. Прослушивают рассказ.

2. Выполняют задания в группах.

3. Готовят отвечающего от группы.

5. Афиширование.

Обобщает и конкретизирует ответы детей.

Представители группы перечисляют ошибки, высказывают мнение от группы. (Придя в лес, школьники подняли шум, крик. Включили громко музыку, тем самым, напугали птиц и животных. Разбросали мусор на поляне. Разожгли костер и до конца не затушили его, мусор не убрали. Так себя вести нельзя.) 

6. Разрыв.

1. Предлагает проблему.

-   На сегодняшний день человек и продукты его деятельности настолько загрязнили природу, что она уже не   в состоянии  справляться самостоятельно. Все чаще слышим мы слова «экология», «экологическая катастрофа», «экологическая безопасность», «цепи загрязнения» и т.д.

Можете ли вы объяснить эти слова и выражения.
2. Предлагает прочитать текст учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс», с.29-33.

1. Думают над проблемой, пытаются объяснить новые для них слова и выражения.( Жизнь природы и человека связаны между собой. Когда эта связь нарушается, возникают проблемы. Все в природе взаимосвязано: загрязняя воду, погибает рыба. Необходимо беречь окружающую нас природу и окружающую среду. Каждый человек должен следить за своими поступками, не наносить вред растительному миру, беречь чистоту воздуха. Тем самым сохранять свое здоровье. Таким образом, сохранять наш прекрасный мир природы.)

2. Читают самостоятельно текст учебника.

Физкультминутка

Ты нам солнышко свети, (руки вверх)

Ты росиночка блести (присели, руки в стороны)

Ты цветочком расцветай! (поворот влево, развели руками)

Ты ягодкой поспевай, (руки опускают плавно сверху вниз)

Ты радугой загорай (описали полукруг в воздухе)

Ты грибочком подрастай (собирают грибы)

А ты ветер погуляй (руки вверх, качают руками)

Ты травушкой поиграй (руки перед собой, качают влево, вправо)

С песней птицу разбуди (руки вверх)

Зайцу бодрость подари (прыжки).

 

3. Работа в группах.

-А).Дайте объяснение выражений:

1 группа – экология, эколог;

2 группа – цепи загрязнения;

3 группа – экологическая безопасность.

В).Соберите водяной фильтр, проведите очистку воды. (План работы на столе у каждой группы:

. В горлышко колбочки поместить вату.

2. Пропустить через фильтр воду, смешанную с песком.

 3. Сделать вывод.

 С). Составьте памятки по экологической безопасности

 (1 группа – о воде, 2 группа – о воздухе, 3 группа – о продуктах). - Подводит к выводу. Объясните смысл пословиц:

 1. Земля заботу любит.

 2. Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи.

3. Работают по группам.Находят объяснения, озвучивают ( в учебнике). Выполняют задание, делают вывод: после очистки  вода чище и вкуснее, необходимо пить только очищенную воду. Выполняют задание, озвучивают памятки.

 Памятка о воде.

1. Пользоваться очищенной водой через фильтр.

2. Не сбрасывать мусор в реки.

3. Не сбрасывать в реки сточные воды.

Памятка о воздухе.

1. Не стоять вблизи с выхлопными газами.

2. Заводы всегда должны пользоваться очистительными установками.

Памятка о продуктах питания.

1. Овощи и фрукты обязательно мыть перед едой.

2. Перед едой мыть руки.

Объясняют смысл пословиц ( 1. Делать зеленые насаждения. Сохранять реки, озера. Беречь лес, животный и растительный мир. 2. Если рядом с человеком нет растительности, то к человеку приходит горе. В сухих местах мелеют реки, не растут растения. Формулируют вывод по уроку: необходимо относиться к земле с любовью, заботой и благодарностью и она будет платить тем же.

7. Рефлексия.

Рассмотрите панно (изображение Земли). Это кусочек нашей Земли. На полянке радуются дети. Чем бы вы украсили полянку? Включает аудиозапись песни Ю.Антонова «Живет на свете красота».

Украшают цветами.

 

Задание на дом. Подготовить сообщение о состоянии воды и воздуха в родном городе.

Следующий урок начинается с прослушивания сообщений, обмена мнений, определения экологических проблем города, республики и обозначения путей их решения.

   
Список  литературы

  1. 1. Дмитриева О.И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 3 класс – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009.
  2. 2. Плешаков А.А. "Окружающий мир: Мир вокруг нас".Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2009.

Использованные материалы

  1. Антонов Ю., песня "Живет на свете красота"
  2. Аудиозапись рассказа "Воскресенье в лесу" (Дмитриева О.И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 3 класс – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009).
  3. Кусочки промокательной бумаги, песок, камешки, пластиковые бутылки, 3 соломки, стаканы.
  4. Панно "Планета Земля" (выполнено руками учителя- лесная полянка, на которой играют дети).
  5. План проведения опыта по очистке воды ((Дмитриева О.И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009).
  6. Слайды с изображением природы


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль