Опыт психологического сопровождения детей-инвалидов при дистанционном обучении

3698
Автор:  Иванова Елена Николаевна,  педагог-психолог ЦДО ОАУ С(К)О школы-интерната III-IV вида, г. Липецк

Всегда, когда бы и на каком бы уровне речь ни заходила об инвалидах, и не важно, к какой возрастной категории они имеют отношение, говорится о необходимости максимальной и всесторонней интеграции или реинтеграции таких людей в жизнь общества во всех ее проявлениях.  Это касается в том числе и детей-инвалидов. Поэтому одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогическим коллективом Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области как подразделения ОАУ С(К)О школы-интената III-IV вида, является максимально эффективная и при этом плавная и минимально травматичная в эмоциональном аспекте, бесстрессовая адаптация учащихся, ранее находившихся на надомном обучении детей, к образовательной среде Центра, интеграция их в тот коллектив учащихся, который ко времени их перехода в ЦДО уже сложился там.

Решение этой непростой, но наиважнейшей задачи возлагается на все службы ЦДО в равной мере. Потому что и обучающее, и психолого-педагогическое, и воспитательное воздействие приложены к одному объекту – ребенку, учащемуся, и имеют взаимосвязанные цели совершенствования и оптимизации процессов адаптации детей к особым условиям образовательной среды, накладываемой спецификой индивидуальной надомной и дистанционной формами обучения.

Эта специфика обусловливается особенностями жизнедеятельности контингента наших учащихся, который образован детьми-инвалидами, большинство из которых вследствие ограниченной возможности передвижения имеют крайне малую мобильность. И обучающиеся, имея разную степень выраженности своего недуга, а как следствие и учебной подготовленности, и физической и умственной работоспособности, нуждаются именно в индивидуальной форме обучения.

Речь идет о том, что существовавший до начала обучения в ЦДО, когда учащиеся находились большую часть своей жизни только в кругу своей семьи, дефицит коммуникаций и общения, в том числе межличностного, в указанных формах обучения не может быть нивелирован в достаточной степени.. А ведь потребность в интенсивном социальном взаимодействии является у человека одной из базовых и появляется, проявляется и требует регулярного, систематического и постоянного удовлетворения с самого рождения, когда ребенок своим первым криком заявляет об этом миру, в который он пришел, и людям, которые его окружают.

Отмечая, что все проводимые для детей уроки, занятия и мероприятия оказывают существенное влияние на их умственное развитие, скажем, что для оказания помощи в удовлетворении естественной потребности в общении, которая, в зависимости от возраста ребенка, в котором он перешел учиться в ЦДО, более или менее продолжительное время была в состоянии фрустрации, т.е. не удовлетворена, организовываются групповые коррекционные и развивающие занятия, активизирующие психические познавательные функции и формирующие различные стороны личности. А для тех детей, которые живут в области, учатся в ЦДО по дистанционной форме, предоставляется возможность принимать участие в таких занятиях по Skype. При этом они могут не только просто видеть процесс работы психолога с детьми, но и принимать участие в занятии, не только выполняя предлагаемые задания, но и активно взаимодействовать с учащимися, находящимися на занятиях в Центре, активно участвовать в происходящих обсуждениях, выражать и отстаивать свое мнение, демонстрировать свои достижения по выполнению предлагаемых заданий и упражнений, изготовлению поделок, получать отзывы, положительные оценки и похвалу присутствующих очно на занятиях детей, их родителей, педагогов и психолога, принимающих участие в этих занятиях. Что дает этим детям возможность чувствовать себя и наличествующие у них знания, умения, навыки, способности, успехи и достижения востребованными. И удовлетворять свои потребности в принятии учебным коллективом и признании.

Иную, но не меньшую, возможность удовлетворения потребности в коммуникации и взаимодействии предоставляют учащимся проводимые праздничные мероприятия и так называемые PARTY-LESSON, уроки-праздники, доминантными целями которых являются формирование и развитие навыков общения и самопрезентации, повышение самопринятия и объективизацию самооценки, развитие толерантности и эмпатийности, творческого воображения и самовыражения. Для учащихся, живущих в отдаленных районах, организуются трансляции проводимых мероприятий, которые позволяют им быть в курсе происходящих в ЦДО событий. При этом трансляции служат замечательными мотиваторами заочного и дистанционного участия детей в общественной жизни ЦДО. И еще. Подключение живущих отдаленно детей к групповым занятиям по Skype, просмотр трансляций различных мероприятий психолого-педагогической и воспитательной направленности позволяют учащимся испытывать чувства и формируют у них соответствующие качества, которые необходимы для развития полноценной гармоничной личности, но которые не могли быть актуализированы до поступления в ЦДО. Это чувства коллективизма и сопричастности общему делу.

И здесь важно подчеркнуть именно этот аспект. Ребенок испытывает нужду не только в том, чтобы заботились о нем, проявляли внимание, оказывали покровительство, давали защиту ему, но и в том, чтобы в его жизни была возможность не только демонстрировать свои успехи и достижения, но и оказывать самому помощь и поддержку кому-то другому, нуждающемуся в ней. Чтобы в его окружении были люди, для которых он мог бы выступать в роли социально значимого, референтного объекта, с которого следует брать пример, на которого можно и нужно равняться, до уровня которого необходимо развиваться и подтягиваться.

Это формирует адекватное, объективированное самовосприятие, гармонизирует самооценку, повышает социальную и межличностную значимость, а, следовательно, развивает личность ребенка в перспективном направлении и всесторонне обогащает и гармонизирует ее. Что, в конечном итоге, формирует именно те личностные качества и социальные компетенции, которые способствуют адаптации учащихся Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области к новым социальным условиям и активной интеграции в общество.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль