Психологическое сопровождение профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

2049

Результат профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте – выбор профессии. Помощь обучающимся в этом важном и сложном вопросе предполагает специальную организацию их деятельности, включающую получение и последующее соотнесение знаний о себе и о мире профессионального труда. Одна из задач педагога-психолога – оказание психологической помощи ученикам в решении проблем профессионального самоопределения. При выборе формы психологического просвещения необходимо непосредственное участие школьников в самом процессе получения информации. Предлагаемая игра как раз соответствует этому условию.

"Я б в дизайнеры пошел, пусть меня научат!" – подобное заявление советских времен не очень актуально на сегодняшний день по нескольким причинам.
Во-первых, для успешного профессионального самоопределения у старшеклассников непременно должен быть свой личный мотив к получению профессии, а не только внешнее давление (родителей, педагогов). Этот мотив может быть любым – от новизны, престижности до познавательного интереса, когда профессия воспринимается как возможность постоянно получать новую информацию. Во-вторых, успех в получении профессии сопряжен не только с тем, нравится ли человеку та или иная деятельность, но и с тем, насколько хорошо получается ее осваивать. Недаром специалисты в области профориентации ссылаются на так называемую «формулу профессии», в которой учтены «хочу» (интересы, предпочтения), «могу» (склонности, способности) и «надо» (востребованность профессии на рынке труда). Иллюстрацией неучета хотя бы одного из этих компонентов может стать следующая ситуация.

Отец, мечтающий для дочери о карьере дизайнера, был опечален новостью: девушка на втором курсе обучения на художественно-графическом факультете университета потерпела фиаско напрактике, что вылилось в сильные переживания ее и домочадцев. Оказывается, студентов максимально приблизили к жизненной ситуации в салоне мебели, где состоятельный клиент после 30-минутного ожидания эскиза корпусной мебели от студентки отказался от заказа и покинул салон. Дело в том, что уровень развития пространственной ориентировки девушки не позволил ей сделать «взмах пером» быстро и качественно, а именно этого и ждал клиент (причем в обычных условиях она рисовала неплохо).

Есть ряд способностей, которые вполне можно развить, например решение логических задач, ораторское искусство. Но вот творческие, математические или пространственные способности менее обусловлены фактором развития, т. е. плохо поддаются тренировке.

Поэтому актуальность профориентационной работы в школе неоспорима. Данное направление деятельности педагога-психолога заключается в комплексе диагностических, консультативных, просветительских, развивающих мероприятий. Наиболее трудоемки диагностические виды работ, такие как выявление профессиональных интересов, способностей, индивидуально-личностных характеристик, имеющих отношение к выбираемой профессии. Плановое многомерное изучение личности каждого ученика вряд ли возможно. В связи с этим более целесообразна просветительская работа в области выбора профессии. Но просвещение сегодня – это не вчерашние стенды с рубриками "Я выбираю", "Мир профессий" и т. д., а активные формы – мультимедийные презентации, игры по станциям, интеллектуально-творческие игры и упражнения с использованием современного оборудования, Интернета. Старшеклассники с удовольствием знакомятся с новыми профессиями, составляют профессиограммы, разбираются в названиях "мерчендайзер", "фандрайзер", "логист"; в процессе игры выстраивают цепочку этапов получения образования, оценивают риски трудоустройства, анализируя спрос и предложение на рынке труда. А еще, что немаловажно, повышают свою компетентность в области коммуникаций – учатся с наименьшими потерями выходить из стрессовых ситуаций.

Предлагаемая игра "Профессионал" проводится в виде брейн-ринга (приложение), способствует повышению компетентности обучающихся в профориентационной сфере, расширяет представления о следующем:

  • разнице между профессией, специальностью, должностью;
  • типах профессий (по Е.А. Климову) – "человек-человек", "человек-знак", "человек – художественный образ", "человек-техника", "человек-природа";
  • способах получения профессионального образования.

Кроме того, игра знакомит школьников с некоторыми новыми профессиями на рынке труда, создает основу для осознанного и мотивированного профессионального выбора, а также появления лично значимого смысла обучения.

Успех в получении профессии сопряжен не только с тем, нравится ли человеку та или иная деятельность, но и с тем, насколько хорошо получается ее осваивать.

Творческие, математические или пространственные способности менее обусловлены фактором развития, т. е. плохо поддаются тренировке.Приложение
Сценарий брейн-ринга "Профессионал"Цели: психологическое сопровождение профессионального выбора обучающихся, повышение мотивации и осознанности выбора, расширение представлений о мире профессий.
Участники: 4 команды (7–8 человек) из 10–11-х классов.

Состав жюри: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, ответственный за профориентационную работу в школе.
Ведущий: педагог-психолог.
Длительность: не более 50 минут.Материалы и оборудование: бланки с заданиями (по количеству команд), ручки, компьютер, презентация, проектор.
Организационные условия. Игра проводится в компьютерном классе, команды и члены жюри располагаются за отдельными столами. Число болельщиков – не более 5–6 от класса. В передней части класса в рабочей зоне ведущего располагается компьютер.
Компьютерная презентация сопровождает всю игру.Ход игры
I. Визитная карточка
Представление команд (название, девиз и т. п.).
I
I. Разминка. "Профессия на букву…" (5–10 минут)
Инструкция. Ведущий называет любую букву. Задача участников – за две минуты вспомнить как можно больше названий профессий на заданную букву, после чего команды по очереди представляют свои варианты. Если участники называют незнакомую остальным профессию, они должны пояснить, о чем речь.
Примечание. Игра идет на выбывание.

III. "Угадай профессию" (8–10 минут)
Инструкция. На слайде участникам представляются тексты с описанием профессии. Любая команда по знаку может дать ответ.

Специалист № 1:

  • Основная задача – достижение взаимопонимания между той компанией, на которую он работает, и ее клиентами, партнерами, властями всех уровней, журналистами, населением и т. п. Иногда его называют «архитектором согласия».
  • Кроме внешних контактов в сферу деятельности входит и работа внутри компании: формирование принципов кадровой политики предприятия, взаимоотношений руководителя и подчиненных, внутренние опросы общественного мнения, сбор информации о нуждах, настроении сотрудников, создание благоприятной атмосферы в коллективе и своевременное разрешение конфликтов.
  • Чтобы справляться с таким широким кругом разносторонних обязанностей, специалисту необходимо владеть ораторским искусством на профессиональном уровне, знать психологические законы поведения человека, методики проведения социологических исследований и т. п.
  • (Ответ: PR-менеджер.)

Специалист № 2:

  • Имеет высшее образование, работает в сфере производства, хранения, продажи лекарственных препаратов.
  • Среди специалистов подобного рода различают технологов, изготавливающих лекарственные формы, аналитиков, занимающихся контролем качества. В настоящее время эти специалисты организуют и координируют оптовую торговлю фармацевтическими препаратами.
  • Помимо некоторых общемедицинских знаний, должен владеть вопросами разработки, приготовления, исследования (анализа), хранения, отпуска лекарственных средств, знать дозировки препаратов и номенклатуру медицинских субстанций компонентов, из которых изготавливают лекарства. (Ответ: провизор.)

Специалист № 3:

  • Обрабатывает детали на станке. Работает по чертежам.
  • Должен обладать острым зрением, точным линейным и объемным глазомером, хорошей зрительно-моторной координацией, техническим мышлением, пространственным воображением, устойчивостью внимания.
  • Этому специалисту необходима хорошая подготовка в области математики, геометрии и физики (механика, электротехника).
  • Должен знать: устройство и правила проверки на точность станков разных конструкций; способы установки, крепления, выверки деталей и методы определения технологической последовательности их обработки; устройство и правила теплообработки и др.
  • Необходимо умение выполнять работы по чертежам, производить особо сложные расчеты.

(Ответ: токарь.)

Специалист № 4:

  • Умеет красиво оформлять свое изделие.
  • Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.
  • Для деятельности необходимы тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук). Должен быть физически выносливым, иметь хорошую долговременную память, объемный и линейный глазомер, умение концентрировать внимание. Нужны тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение.
  • Должен знать правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической кулинарии.

(Ответ: повар-кондитер.)

Специалист № 5:

  • Относится к группе профессий – «человек-знак». Занимается составлением отчетов, ведением статистики и специальной документации.
  • Может работать с наличными денежными средствами, вести кассовую документацию.
  • Часто помимо собственной работы ведет учет поступления, отгрузки товара, складской учет, осуществляет контроль платежей.
  • Обязательным требованием к этому специалисту в последнее время стало знание специальных программ учета.

(Ответ: бухгалтер.)

Специалист № 6:

  • Эта профессия находит все больший спрос в России.
  • Высшего образования в этой сфере в нашей стране еще не существует. Профессионалами в данной области становятся, как правило, врачи.
  • Специалист должен владеть практически всеми методами терапевтического ухода за лицом и телом: массажем, аппаратными методиками и проч.

(Ответ: косметолог.)

Специалист № 7:

  • Работает в рамках допечатного процесса.
  • Среди таких специалистов много выпускников технических вузов, хорошо разбирающихся в компьютерной технике.
  • В его обязанности не входит составление оригинал-макетов, работа с рисунками и фотографиями, но он, если имеет большой опыт работы, вполне способен подменить и макетчика, и дизайнера.
  • Существует некий «джентльменский» набор программ, которыми должен владеть этот специалист: издательские системы Quark Press, Adobe PageMaker и графическая программа Adobe Illustrator

(Ответ: верстальщик.)

Специалист № 8:

  • Эта работа состоит в осуществлении независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности.
  • Физическое лицо может заниматься этой деятельностью только при наличии квалификационного аттестата Министерства финансов. Для его получения необходим определенный стаж работы, юридическое или экономическое образование.
  • Специалиста с подобным кругом обязанностей раньше называли, да и сейчас тоже, бухгалтером-ревизором.
  • Владеет как отечественной, так и западной (СААР) системой бухучета.
  • Работа сопряжена с командировками на предприятия.

(Ответ: аудитор.)

Специалист № 9:

  • Руководит продажами группы товаров определенной торговой марки (это может быть все, что угодно, – бытовая и компьютерная техника, одежда, продукты питания и проч.).
  • Занимается не столько самими продажами, сколько раскруткой торговой марки, что подразумевает хорошие познания в области рекламы, маркетинга и пр.
  • Должен разбираться в продаже данной группы товара не только на уровне экономиста, но и на уровне производителя.

(Ответ: бренд-менеджер.)

IV. "Где учиться?"(6 минут)
Инструкция. Участникам на бланке задания необходимо соотнести уровни образования и типы образовательных учреждений (можно показать стрелочками).
Примечание. После выполнения задания бланки сдаются жюри.

Уровни образования

 

 

Типы образовательных учреждений

 

1. Высшее профессиональное

 

А) Школа

2. Среднее профессиональное

 

Б) Профессиональное училище (ПТУ)

3. Начальное профессиональное

 

В) Профессиональный лицей

4. Среднее (полное) общее образование (11 классов)

 

Г) Гимназия

5. Основное общее (9 классов)

 

Д) Техникум

 

Е) Колледж

 

 

Ж) Институт

 

 

З) Университет

 

И) Академия

 

Ответы: 1 – ж, з, и; 2 – д, е; 3 – б, в; 4 – а, б, в, г, д, е; 5 – а, г.

V. "Анаграммы" (6 минут)
Инструкция. Командам необходимо разгадать следующие анаграммы:
гокэло
убдользреитс
алмяр
птлоикн
нипсиокт
ствилниг
Ответы: эколог, бульдозерист, маляр, плотник, синоптик, лингвист.
Примечание. После выполнения задания бланки сдаются жюри.

VI. "Специальности. Профессии. Должности" (7 минут)
Инструкция. Участникам команд нужно заполнить таблицу, предлагаемую в бланке задания, распределив слова по трем группам.

Специальности

Профессии

Должности

 

 

 

 

 

 

Слова: хирург, директор школы, токарь, министр социального развития, химик-лаборант, монтажник, столяр, маляр, декан факультета, литературный критик, летчик-испытатель, ректор института, резчик по дереву, судья, закройщик, учитель, ветеринар,
врач, продавец промышленных товаров, художник-конструктор, менеджер по персоналу.

Специальности

Профессии

Должности

 

Хирург Литературный критик Летчик-испытатель Химик-лаборант Резчик по дереву Продавец промышленных

товаров Художник конструктор Менеджер по персоналу

 

 

 

Токарь Маляр Столяр Монтажник Закройщик

Учитель Ветеринар Врач

 

Директор школы Декан факультета

Ректор института

Министр социального развития

Судья

 

Примечание. Список слов может быть продолжен. После выполнения задания бланки
сдаются жюри.

VII. Игра с болельщиками (7 минут)
Инструкция. Из предложенных вариантов нужно выбрать правильный ответ.
Примечание. Тексты демонстрируются на слайде. Баллы, набранные болельщиками, на усмотрение ведущего плюсуются к баллам команды.

Логист – это:
а) тот, кто занимается логикой;
б) специалист по организации транспортировки продукции;
в) организатор конференций и научных саммитов.
(Правильный ответ – б.)

Веб-мастер – это:
а) тот, кто работает на компьютере;
б) разработчик программ;
в) разработчик проектов сайтов.
(Правильный ответ – в.)

Маркетолог – это:
а) тот, кто работает на рынке ценных бумаг;
б) специалист по изучению рынка;
в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
(Правильный ответ – б.)

4. Фандрайзер – это:
а) тот, кто ищет деньги и возможности для организаций;
б) фанат, которого нанимает «звезда»;
в) специалист, изучающий пути развития предприятия.
(Правильный ответ – а.)

5. РR-агент – это:
а) тот, кто связан с политикой;
б) специалист по рекламе и связям с общественностью;
в) посредник между организациями и людьми.
(Правильный ответ – б.)

VIII. "Профессии известных людей»" (8 минут + 3 минуты на показ ответа)
Инструкция. Командам предлагается угадать, кем по образованию или роду деятельности являются известные личности? А также ответить на вопросы: какой вклад, по вашему мнению, внес уровень образования в их профессиональную карьеру? какие качества характера способствовали успеху?

Известные личности

 

 

Профессия, род деятельности, образование

1

Барак Обама

А

 

лингвист

2

Гарик Мартиросян

Б

 

официантка

3

Александр Масляков

В

 

социолог

4

Брюс Уиллис

Г

 

милиционер

5

Жасмин

Д

 

биолог

6

Павел Воля

Е

 

продавец мороженого

7

Мэрайя Кэри

Ж

 

фармацевт

8

Оксана Федорова

З

 

специалист по точным наукам, физик

9

Джим Керри

И

 

факультет иностранных языков

10

Татьяна Лазарева

К

 

филолог

11

Андрей Макаревич

Л

 

медсестра

12

Максим Галкин

М

 

рабочий на заводе

13

Дженнифер Лопес

Н

 

преподаватель русского языка и литературы

14

Лариса Вербицкая

О

 

художник-график

15

Виджей МузТВ Александр Ана­тольевич

П

 

швейцар

16

Валдис Пельш

Д

 

биолог

17

Александр Пушной

С

 

инженер

18

Арина Шарапова

Т

 

помощник в юридической конторе

19

Константин Эрнст

У

 

невропатолог-психотерапевт

20

Аврора

Ф

 

философский факультет

21

Владимир Познер

Х

 

врач-анестезиолог

22

Михаил Шац Ц

Ц

 

архитектор

 

 

 

 

 

 

1

Е

2

У

3

С

4

М

5

Л

6

н

7

б

8

г

9

п

10

и

11

о

12

а

13

т

14

к

15

ж

16

ф

17

з

18

в

19

Д

20

Ц

21

Д

22

Х

Примечание. Участники соотносят левый и правый столбцы (можно стрелками), бланки сдаются жюри.
Комментарий. Это задание на снятие психоэмоционального напряжения. Ведущий должен акцентировать внимание на важности образования, необходимости постоянного самосовершенствования, возможности переориентации в будущем, проявлении гибкости, креативности. В случае с Обамой можно дать комментарий о силе воли, непоколебимой вере в изменения в собственной судьбе, важности и нужности любой профессии.

IX. Подведение итогов
Жюри подводит итоги, занося результаты команд в оценочный лист.

Задание

Количество баллов

10а

10б

11а

11б

1

Визитная карточка

1-4

 

 

 

 

2

"Профессия на букву…"

1–4

(1 балл начисляется команде, которая выбыла первой, 4 – команде,

последней назвавшей профессию)

 

 

 

 

3

" Угадай профессию…"

Количество верных ответов

 

 

 

 

4

"Где учиться?"

Количество верных ответов

 

 

 

 

5

"Анаграммы"

0-6

 

 

 

 

6

"Специальности. Профессии.

Должности"

Количество верных ответов

 

 

 

 

7

Игра с болельщиками

Количество верных ответов

 

 

 

 

8

Профессии известных людей

Количество верных ответов

 

 

 

 

9

Итого

 

 

 

 

 

 

X. Награждение команд

Автор: И.В. Калинина, педагог-психолог высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 17, г. Череповец, Вологодская обл.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль