Конспект занятия по лепке "Забавный тигрёнок"

3671

Конспект занятия по лепке  "Забавный тигрёнок" в подготовительной к школе группе с детьми с общим недоразвитием речи  по мотивам ковровских свистулек.Задача:

  • Продолжать знакомить детей с народными промыслами России - ковровской народной игрушкой. Её особенностями - формой, колоритом.
  • Расширять знания детей об отличительных особенностях живого существа и игрушки, учить сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Учить лепить игрушку, передавая особенности игрушки ковровских мастеров: туловище - сосуд -свистулька, короткие передние лапки, мордочка - налеп.
  • Учить детей определять содержание своей работы.
  • Активизировать мыслительную деятельность и речь детей.
  • Развивать мелкую моторику рук, фантазию, чувство красоты.
  • Воспитывать любовь к родному краю, уважение к народному творчеству и труду народных мастеров.
  • Воспитывать бережное отношение к произведениям народных мастеров.

Материалы: Глина, подготовленная к лепке, глина сухая, чаша, вода, мастерки, влажная ткань для лепки, влажные салфетки для рук, стеки; ковровские свистульки, фотография тигр, демонстрационный набор "Ковровские свистульки".
Готовые свистульки - подарки для гостей.
Аудиозапись с народными наигрышами - фоновая музыка.
Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций о животных жарких стран, диафильмов.Ход занятия:

Дети проходят в мастерскуюПедагог:
Длинный коготь, острый клык,
Лютый нрав и грозный рык…
Лишь чуть-чуть, совсем немножко
Схож с домашней рыжей кошкой.
Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат.
Все движенья очень ловки,
Поддаётся дрессировке.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник это?
(Тигр).

Педагог прикрепляет на доску фотографию тигра.Педагог: Где живут тигры?Дети: в джунглях, в тайге, в зоопарке...Педагог: Правильно. А представляете у меня в мастерской тоже живёт тигр! Как вы думаете, что это за тигр такой?

(предположения детей)Педагог: Правильно тигр - игрушка.

Педагог прикрепляет на доску фотографию ковровской игрушки "тигр".Педагог: Скажите, чем отличается игрушечный тигр от настоящего. (Ответы детей)

Педагог показывает ковровскую свистульку.
Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Сейчас мы заглянем в удивительный мир глиняной игрушки.

Земля… Для крестьянина она была словно живое существо. По представлениям народа земля засыпала на зиму и просыпалась от горячих лучей весеннего солнца. Пила воду, родила урожай. Нежно, по-матерински заботилась о людях – кормила, поила, одевала, охраняла от бед, плакала от человеческой несправедливости.
В глазах народа она была чистой и светлой.
С самого раннего детства в детях воспитывалось уважение к земле.
Свою любовь и уважение к земле, занятие земледелием люди выражали в глиняной игрушке.
С давних пор в городе Коврове, на берегах Клязьмы, богатых красной и голубой глиной мастера лепили глиняные игрушки и забавные свистульки. Сегодня мы с вами отправимся в мастерскую ковровских мастеров.
Прежде чем лепить, мастер - лепщик готовит глину к работе.Поэтапный показ.
Глина выкладывается в чаши и увлажняется до нужного состояния, затем разминается до тех пор, пока глина не станет мягкой, эластичной, перестанет прилипать к рукам.
Затем мастер формует глину, раскатывая ее скалкой на плоскости, используя стеки, палочки, ножички, петли, другие приспособления. У каждого - свой набор инструментов и свои приемы. Рабочее место оснащено мастерком, тканью, на которой раскатываются детали. Мелкие детали раскатываются пальцем на ладони.
Слепленную игрушку оставляют на подставке в комнате на несколько дней. Дальше ставят игрушки на батарею ещё на 2 дня. И только после этого абсолютно сухое изделие обжигают в печи в течение 8 часов. Затем игрушки оставляют в печи, пока не остынут. Остывшие изделия вынимаются из печи и их расписывают художники.

Сегодня мы с вами слепим вот такую забавную свистульку - тигрёнка.
Прежде чем лепить игрушку, давайте рассмотрим её. (Педагог демонстрирует игрушку)
- Из каких частей состоит свистулька? (туловище - большая часть, голова - поменьше, детали)
- Как нужно разделить глину, чтобы слепить игрушку?
- Раскатываем столбик, делим его пополам. Одна часть туловище. Вторую часть делим пополам: одна часть голова, а вторая часть детали.
Ковровские мастера туловище лепят как сосуд: раскатываем шар, делаем из него лепёшку. Сворачиваем лепёшку так, чтобы получился сосуд. Держим сосуд за горлышко - шею и стучим по поверхности мастерка, получилось туловище. Стекой делаем надрез у основания, пальцами закругляем края, получились задние лапы. Оттягиваем хвост, потом на этом месте будет отверстие свистульки.
Лепим голову. Что нужно раскатать, чтобы слепить голову? (шар)
Примазываем голову к туловищу. А теперь способом налепа дополняем игрушку деталями: ушки, лапки. Ещё какими деталями можно украсить нашу свистульку? (ответы детей) Вот и получится забавная игрушка - свистулька!
Только, чтобы слепить такую замечательную игрушку нужны золотые руки.

(автор А.Н.Макаревич (учитель-логопед МБДОУ д.с.№16 "Солнышко"компенсирующего вида ЩМР МО))

слова 

действия

Наши пальчики умеют

Сжимают и разжимают кулачки.

И печатать, и писать

Постукивают пальчиками по поверхности стола.

Рисовать, лепить и клеить,

В воздухе рисуют, пожимают руки, кистями проводят от себя и к себе.

 Что-то строить и ломать,
Никогда они не знают

Указательными пальцами обеих рук машут (Отрицание),

Скукотищи - скуки,

Показывают тыльную  и верхнюю сторону ладоней.
 

Подрастут они и станут-

Руки через стороны вверх,

Золотыми руки.

Показать ладони.

А теперь за работу.
Дети лепят игрушки. Педагог тоже лепит игрушку, по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.

По окончании работы свистульки ставятся на поднос для сушки.Педагог: Игрушка – это часть культуры народа. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. И эти игрушки пусть тоже принесут вам радость, счастье и удачу.
Мы сегодня заглянули в мир народной игрушки.

Народная пословица гласит: “Хорошая работа два века живёт”. А мы можем добавить: “Живёт и того больше, когда её хранят и берегут”.

Дети дарят расписные свистульки гостям.

Автор: Шатова Ольга Абрамовна, заведующая МБДОУ д.с.№16 "Солнышко" компенсирующего вида ЩМР  (Московская область).

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль