Помощь подросткам в выборе профессии

6189

"Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" - этот вопрос взрослые любят задавать еще совсем маленьким детям. Ребенок растет, и вот уже закан­чиваются десять лет школьной жизни, а ответ зачастую так и не найден. Определиться с важнейшим в жизни выбором поможет профориентационная работа в школе. Профориентация - это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за под­готовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологи­ческих задач по формированию у школьников профессионального самоопре­деления, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Профориентация - важнейшее направление педагогической деятельности в современной школе. Она должна быть непрерывной и осуществляться целе­направленно на всех возрастных этапах. Однако нельзя сказать, что одно лишь осознание важности профориентационной работы подняло ее на высокий уровень. Остались противоречия, связанные с профессиональным самоопреде­лением учащихся, между:

  • их способностями и требованиями избираемой профессии;
  • притязаниями учащихся и реальными возможностями заполнения вакантных мест;
  • склонностью и представлениями о престиже профессии;
  • соответствием здоровья, характера, привычек и требованиями, предъ­являемыми профессией, и др.

Не менее значимы и такие противоречия:

  • между возросшими требованиями к современному специалисту и дей­ствующими формами и методами обучения;
  • профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образова­ния и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с условиями тяжелого физического труда.

Стратегической целью профориентации является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Помощь учителям в достижении этой цели оказывают психологи, разрабатывающие диагностические методики изучения личности школьника, т. к. необходимо помочь учащемуся выбрать именно такую профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, со­впадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь при ответе на важнейшие вопросы: "кто я? чего я хочу? что я могу?" - оказыва­ет также психодиагностика - одно из направлений в психологии.

Вот главные принципы организации профориентационной работы:

  • 1. Всеобщая талантливость. Бесталанных - нет, а есть занятые не своим делом.
  • 2. Взаимное превосходство. Если у человека что-то получается хуже, чем у других, - значит, что-то должно получиться лучше. Надо искать!
  • 3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считать­ся окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у него есть возможность узнать что-то новое, то завтра он уже будет чуточку другим.

Еще до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса: "Кем быть?", у него должна быть сформирована общая на­правленность на добросовестный творческий труд и прочное убеждение, что в любой профессии надлежит быть добросовестным, дисциплинированным, ответственным, аккуратным, исполнительным, порядочным, неустанно совер­шенствующим свое мастерство.

Далее разберемся, что нужно учесть школьнику при выборе будущей про­фессии:

в какой сфере деятельности ему было бы интересно работать;
какой образ жизни он планирует вести;
насколько важна для него высокая заработная плата;
способности (не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре).

Желательно, чтобы организация профориентационной работы в школе включала тестирование. Они есть практически в любых популярных сборниках психологических тестов, их мож­но пройти дома самостоятельно, но лучше - во время консультации с психоло­гом. Он поможет сделать выводы по результатам теста и определиться с вы­бором профессии.

Тест на профориентацию

Художник или мыслитель

Ответьте на предложенные вопросы. Категорическому отрицанию соответ-0 баллов, безоговорочному согласию - 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку "за настроение".

  1. У меня преобладает хорошее настроение.
  2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
  3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
  4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
  5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
  6. Мне трудно дается алгебра.
  7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
  8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
  9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
  10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по утверждениям 1, 2, 5, 8, 9 (левое по­лушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).

1. Если ваш "левополушарный " (Л) результат более, чем на 5 баллов превы­шает "правополушарный" (П), значит, ваш тип мышления логический. Вы опти­мист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах скорее полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впе­чатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способ­ностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертежником...

2. П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Пред­ставитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагать­ся больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т. п.). Его ожидает успех в таких профессиях, где требуются способности к образному мышлению, -художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

3. Перед человеком, чье мышление в равной степени и логическое, и худо­жественное, открывается широкое поле деятельности. Его ждет успех там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец - все эти профессии требуют гармоничного взаимо­действия противоположных типов мышления.

Неплохо также проанализировать, какие профессии на данный момент пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять. В первом случае лучший помощник - газеты и сайты по трудо­устройству, а во втором - прогнозы социологов, которые можно найти в Интер­нете, и здравый смысл родителей, педагогов.

Именно такой рациональный подход нужно использовать при выборе профессии. Однако не всегда это удается, и школьниками нередко движут со­всем иные мотивы. Далее расскажем о них, и о распространенных ошибках, которые учащиеся совершают.

Причины, побуждающие подростка выбрать ту или иную профессию, раз­ные. Разделим их на внешние и внутренние.

Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды:

  • мнением родителей, родственников, сверстников;
  • желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. Внутренние причины определяются способностями, склонностями, при­вычками и характером человека.

Лидер списка мотивов - престиж профессии. Мотив неплохой, однако в нем самом кроется ловушка. В наши времена в фаворе разного рода эконо­мические и юридические специальности. Однако уже сейчас на рынке труда ощущается переизбыток тех же бухгалтеров, особенно не имеющих высшего образования. Обществу одинаково необходимы и экономисты, и сантехники, и медсестры, и адвокаты. Кроме того, уважение равно вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если они оба - профессионалы в своем деле. Так что на первое место нужно ставить свои интересы и способ­ности и только потом - престижность профессии. Иначе, отдавая дань моде, можно выучиться, допустим, на менеджера, а работу по специальности впо­следствии не найти.

Второе место при выборе профессии занимает высокий заработок: кем бы ни работать, лишь бы получать хорошие деньги.

Но едва ли при выборе профессии стоит опираться только на этот мотив. Почему? Во-первых, потому, что размер заработной платы напрямую зависит от роста квалификации. А повышать ее можно на любой работе. Профессии же, где планка заработной платы поднята изначально высоко, как правило, роста квалификации не предусматривают. Ну а во-вторых, какой бы высокооплачи­ваемой работа ни была, она должна приносить моральное удовлетворение, а так получается не всегда.

Интерес к содержанию самой профессии у современных школьников находится лишь на третьем месте, а жаль. Если работа в радость, она из не­обходимости превратится в любимое дело, результаты ее будут более про­дуктивны, и появится желание постоянно самосовершенствоваться. Как итог, последует продвижение по службе, увеличение заработной платы и уважи­тельное отношение со стороны коллег. Так, до фанатизма увлеченный про­граммированием паренек станет в конце концов изобретателем собственного языка программирования и владельцем предприятия по разработке про­граммного обеспечения. Ему останется лишь жалеть, что обязанности руководителя практически не оставляют времени на то, чтобы целиком от­даться любимому делу.

Еще одна причина выбора профессии - доступность обучения. Некоторые ребята идут в учебное заведение, с трудом понимая, какую специальность будут получать, главное, что вуз находится рядом с домом или, как вариант, туда по­ступила подружка. Это ложный мотив выбора профессии.

Незнание или недооценка своих физических особенностей и недо­статков - еще одна ошибка при выборе профессии. С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парик­махера. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние здоровья.

Современные реалии доказывают необходимость активизировать проф-ориентационную работу в школе. На первый план для психологов выходит необходимость искать диагностические методики изучения личности школь­ников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, а для учителей - вести профессиональное просвещение учащихся, развивать их интересы и склонности, вооружать знаниями о профессиях.

С этой целью предлагаем провести классный час и подробнее рассказать ученикам о разных профессиях.Повар, кондитер

Общая характеристика профессии

Готовит супы, вторые блюда, кондитерские изделия, другую пищу. Помнит рецепты приготовления разных блюд и умеет красиво их оформлять. Организует хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Не­смотря на то, что на предприятиях общественного питания повар пользуется установленными рецептурами блюд, он может вносить в них изменения в зави­симости от качества сырья и контингента потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Должен быть физически выносливым, иметь развитую долговременную па­мять, объемный и линейный глазомер, уметь концентрировать внимание. Ему необходимо обладать чувством времени, высокой восприимчивостью к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящим воображением (способностью, глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), ответственностью, честностью.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим следующими заболеваниями: органов дыхания (бронхиальная астма, туберкулез и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, порок сердца и т. п.); органов пищеварения (хронический гастрит, язвенная болезнь, сахарный диабет и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации позвоночника и грудной клетки и др.); нервной системы (менингит, опухоли нервной системы и др.); болезни кожи с локализацией на кистях рук (экзема и др.).

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы, соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической ку­линарии.

Должен уметь: обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование.Бухгалтер

Общая характеристика профессии

Осуществляет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств и своевременно отражает операции в соответ­ствующих бухгалтерских отчетах, на основе данных бухучета и отчетности про­водит анализ хозяйственной деятельности предприятия, организации, коммер­ческой структуры, вносит предложения по совершенствованию работы; опреде­ляет задачи автоматизированной обработки экономической информации; составляет необходимую бухгалтерскую отчетность.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Умение много и напряженно работать, аккуратность, логическое и конструк­тивное мышление, эмоциональная устойчивость.

Медицинские противопоказания

Плохое зрение, выраженные нервные и психические заболевания.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: законы РФ, постановления, распоряжения, приказы выше­стоящих органов, методические и нормативные материалы по организации и автоматизации бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, формы и методы бухучета, экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности, систему автоматизированной обработки информации.

Коммерсант в торговле

Общая характеристика профессии

Самостоятельно решает, как зарабатывать деньги, составляет план действий и выполняет задуманное. Широко использует технические средства и каналы связи. Возможны частые поездки, многочисленные контакты с разными людьми.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Умение управлять собой, самообладание, коммуникабельность, организа­торские качества, хорошая память, умение анализировать информацию, развитая интуиция, социальная пластичность, высокий уровень логического мышления.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно-­сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими за­болеваниями, имеющим выраженные дефекты зрения и слуха, физические недо­статки.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: законы рыночной экономики, организации коммерческой работы на предприятиях, рыночного ценообразования, маркетинга и менеджмен­та, прогрессивной технологии товародвижения, организации товароснабжения и рекламной работы, современные методы финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия, основы законодательства, иностранный язык, бухгалтерские компьютерные программы, делопроизводство.Специалист страхового дела

Общая характеристика профессии

Специалист действует по поручению страховой фирмы, учреждения, осущест­вляющего страхование жизни и здоровья, движимого и недвижимого имущества, предпринимательской и коммерческой деятельности. Проводит поиск и обслу­живание физических и юридических лиц, представляющих предприятия с раз­личными формами собственности. Беседует с клиентами с целью заинтересовать их в заключении договора о страховании. Оценивает причиненный ущерб с учетом критериев и степени риска. Формирует спрос на страховые услуги в связи с на­растанием риска в современных условиях (конкуренция, банкротство, безработи­ца и т. п.). Рабочий день не нормирован. Работа связана с поездками по региону.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Внимательность, аккуратность, хорошая память, коммуникативные способ­ности, честность, наблюдательность, уравновешенность, сдержанность, тактич­ность, доброжелательность, умение говорить грамотно и доходчиво.

Медицинские противопоказания

Психические заболевания, серьезные заболевания нервной системы, сни­жение остроты слуха, зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата, де­фекты речи, выраженные физические недостатки.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, руководя­щие и методические материалы и документы, регламентирующие деятельность страховых организаций; сущность и функции страхования, его место и роль в рыночной экономике; виды страховых услуг, типовые правила и условия страхо­вания; основы проведения актуарных расчетов; правовые основы осуществления страховой деятельности с учетом региональных специфических условий; основы психологии и организации труда; систему счетов бухгалтерского учета; порядок и формы финансовых расчетов; установленную отчетность о финансовой деятель­ности; виды и методы контроля; порядок привлечения и использования собствен­ных и заемных средств, выпуска и приобретения ценных бумаг; основы экономи­ки, банковского дела, менеджмента, маркетинга и права.

Должен уметь: осуществлять операции по заключению договоров имуще­ственного и личного страхования, страхования ответственности, перестраховоч­ных договоров и соглашений; изучать региональные условия и спрос на страховые продукты (услуги); заключать и оформлять страховые договоры, регулирующие отношения между страхователем и страховщиком; осуществлять оценку рисков при заключении договоров на страховые услуги; использовать информационную базу для принятия управленческих решений и составления планов (прогнозов) деятельности страховой организации, разработки страховых тарифов и условий страхования, определения финансовых результатов деятельности страховой организации и направлений обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и платежеспособности страховой организации; вести бухгалтерский и статистический учет, составлять отчетность по установленным формам; проводить проверки (ревизии) работы страховых организаций и их филиалов, служебное расследование причин некачественного обслуживания клиентов; применять специализированное программное обеспечение для решения профессиональных задач.

Специалист рекламного бизнеса

Общая характеристика профессии

Задача специалиста - информировать потребителей, удовлетворять и фор­мировать потребительские предпочтения и стимулировать спрос через создание рекламной продукции, оказание рекламных услуг и проведение рекламных кам­паний и мероприятий, переводящих сущность, качество, особенности товаров и услуг, идей и явлений общественной жизни на язык чувств и эмоций с учетом нужд и запросов потребителей - через систему художественных образов, симво­лов, знаков. Работник рекламы организует и проводит научные исследования в области рекламы, потребительских предпочтений и спроса; обеспечивает эффек­тивное функционирование рекламных агентств и рекламных служб предприятий и организаций как на внутреннем, так и на внешнем рынке; содействует социально-экономическому и культурному развитию общества; повышению качества и уровня жизни, стимулированию производства и сбыта; совершенствованию ка­чества товаров и услуг.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Мотивация к профессиональной деятельности, высокий уровень интеллек­туального развития, креативность, информационная и коммуникативная культу­ра, знания иностранного языка, хорошая обучаемость, самодисциплина, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации, развитое вооб­ражение, умение мыслить образами и ассоциациями, психологический талант.

Медицинские противопоказания

Психические заболевания, заболевания нервной системы, серьезные физи­ческие недостатки.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: основы гуманитарных, социально-экономических, матема­тических и естественнонаучных дисциплин; законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность, систему налогообложения; основы рыночной экономики, предпри­нимательства и ведения бизнеса, основы делового администрирования; теорию и практику менеджмента, структуру управления фирмой, предприятием, учреж­дением и организацией, механизм инновационной и инвестиционной деятель­ности, основы организации делопроизводства, мотивации труда, основы законо­дательства о труде, правила и нормы охраны труда; теорию и практику маркетин­га, конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, системы управления качеством товара и сбытом; основы социологии, общую и специальную психологию, этику делового общения; современные средства сбора и обработки информации, сред­ства электронно-вычислительной техники, коммуникаций и связи; организацию рекламного дела, средства и носители рекламы, формы и методы разработки и ведения рекламных кампаний, порядок разработки договоров и контрактов на организацию и проведение рекламных кампаний, основы технологии производ­ства рекламы, формы и методы работы с персоналом и клиентами, передовой и зарубежный опыт ведения рекламного дела.

Должен уметь: организовать работу по рекламированию производимой продукции или выполняемых услуг с целью их продвижения на рынки сбыта, информируя потребителей о качестве и отличительных свойствах товаров и услуг; проводить рекламные кампании, разрабатывать планы мероприятий и определять затраты на их проведение, составлять медиаплан; формировать рекламные стра­тегии; выбирать формы и методы рекламы в средствах массовой информации, их текстовое, цветовое и музыкальное оформление; проводить маркетинговые ис­следования, изучать рынок сбыта, покупательский спрос и покупательские пред­почтения, чтобы определить оптимальное время и место размещения рекламы, масштабы и сроки проведения рекламных кампаний, круг лиц (целевые аудито­рии), на которые должна быть направлена реклама; анализировать мотивации спроса на товары и услуги, изучать потребности и предпочтения потребителей; разрабатывать рекламные тексты, плакаты, каталоги, буклеты, контролировать их качество, обеспечивать наглядность, доступность и адресность рекламы, со­блюдение норм общественной морали и этики; контролировать разработку и реализацию договоров и контрактов по рекламированию товаров и услуг; орга­низовать связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации, расширение внешних контактов в целях совершенствования рекламной деятельности; поддерживать необходимые связи с другими структурными подразделе­ниями организации в процессе разработки и проведения рекламных мероприя­тий, привлекать к решению поставленных задач консультантов и экспертов; ру­ководить сотрудниками рекламных служб, определять задачи их деятельности и должностные обязанности.

Архитектор

Общая характеристика профессии

Архитектор выполняет большой комплекс архитектурно-художественных, градостроительных, дизайнерских и других работ; проектирует не только малые архитектурные формы, но и районную планировку (жилье, общественные и про­изводственные сооружения, благоустройство территории, парков, жилых районов и города).

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Пространственное воображение, развитый художественный вкус, глазомер, коммуникабельность, внимательность.

Медицинские противопоказания

Плохое зрение, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания нервной системы, нарушения в координации движений.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: технологию выполнения архитектурно-строительных черте­жей с использованием системы автоматизированного проектирования; основы теории архитектурной графики; правила компоновки и оформления чертежей; методику выполнения архитектурно-строительных чертежей на разных стадиях проектирования; законы, методы и приемы проецирования, выполнения пер­спективных проекций; основы колористики и цветовой композиции; принципы образования структуры объема; приемы нахождения точных пропорций; основ­ные памятники отечественной и мировой архитектуры и искусства; геодезические определения, технологию решения основных архитектурно-строительных задач на топографических планах и картах и на местности с использованием геодези­ческих приборов; принципы организации и подготовки территории; виды ком­позиции и свойства объемно-пространственных форм, закономерности по­строения форм; средства и приемы достижения композиционных целей; общие принципы проектирования; принципы архитектурно-конструктивного решения зданий; основные конструктивные системы зданий, конструктивные элементы, составляющие здание или отдельные их части; строительные нормы и правила на проектирование зданий и сооружений; строительные материалы и область их применения.

Должен уметь: выполнять все виды архитектурно-строительных чертежей на разных стадиях проектирования; строить и выполнять проекции зданий, комплек­сов, интерьеров; решать несложные композиционные задачи при построении архитектурных объектов; разрабатывать по эскизам отдельные элементы проектов зданий и сооружений малых форм; владеть"языком" градостроительного проекти­рования; владеть различными видами архитектурной графики; владеть шрифтами, уметь компоновать надписи на чертежах; изображать отдельные предметы, архи­тектурные и другие формы с натуры, по памяти и представлению; подсчитывать технико-экономические и объемно-планировочные показатели; выполнять в ма­кете из бумаги или картона все виды композиций; производить обмеры зданий и сооружений, составлять обмерные кроки и чертежи; разрабатывать чертежи эле­ментов интерьера; производить обследование и предпроектный анализ историче­ского интерьера, выбирать метод реставрации; выполнять чертежи реконструкции и реставрации; выполнять чертежи конструкции заданного архитектурного про­странства и объема; производить сравнительный анализ памятников архитектуры разных исторических периодов.Специалист в области туризма

Общая характеристика профессии

Специалист осуществляет связь с туристическими агентствами, занимается поиском наиболее выгодных и подходящих туроператоров, оформляет необхо­димые документы, бронирует места в отелях, авиа- или железнодорожные биле­ты, изучает страноведческую информацию, умеет быстро и оптимально решать негативные ситуации.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Должен обладать хорошей памятью, высокой эмоционально-волевой устой­чивостью, готовностью к разумному риску, иметь развитый интеллект, коммуни­кативные и организаторские способности. Необходимы смелость, решительность, ответственность, самокритичность, работоспособность, чувство юмора и умение сопереживать.

Медицинские противопоказания

Заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппара­та; нервно-психические заболевания; дефекты речи, слуха, зрения.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: федеральные законы, нормативные правовые документы, устанавливающие требования к организации путешествий, туристской деятель­ности, правила составления маршрутов, маршрут и район путешествия (похода), расположение населенных пунктов, порядок оказания доврачебной медицинской помощи, правила обеспечения жизнедеятельности группы во время путешествия, правила ориентирования на местности, правила эксплуатации радиостанций и способы связи со спасательными, экскурсионно-туристскими станциями и иными организациями на маршрутах, санитарно-эпидемиологическое состояние района проведения путешествия, основы туристского права, этику делового общения, правила оформления документов и составления отчетов. Должен знать основные формы и особенности экономических отношений на внутренних и внешних рын­ках, основы менеджмента, элементы организации и функции управления, вопро­сы финансирования, кредитования, страхования и бухгалтерского учета, правовые основы туристской деятельности, национальные и культурные особенности ор­ганизации туристского обслуживания и ведения маркетинговой деятельности, экономику туристской фирмы, состояние и перспективы развития внутреннего, въездного и выездного туризма.

Должен уметь: вести деловую переписку на русском и английском языках, составлять культурную программу и проводить туристические экскурсии, орга­низовывать транспортное обслуживание и питание туристов, бронировать раз­мещение на маршруте и места в транспорте, оформлять различные виды тури­стических документов, вести переговоры с деловыми партнерами и клиентами, проводить рекламные кампании, использовать инструменты контроля качества обслуживания клиентов.

Должен владеть: технологией приема и отправки туристов, инструментами анализа потребностей различных групп клиентов, навыками работы с системами резервирования туристских услуг, навыками оформления хозяйственно-экономических документов и составления бизнес-планов, иностранным языком в объеме профессиональной лексики.Дизайнер

Общая характеристика профессии

Специалист занимается разработкой дизайнерских проектов, художест­венным проектированием, моделированием и оформлением дизайн-продукта и авторских произведений в различных организациях (предприятиях).

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Художественное воображение, пространственно-образное мышление, ком­муникабельность, глазомер.

Медицинские противопоказания

Нарушение координации движений рук, дальтонизм, дефекты зрения.

Требования к профессиональной подготовке

Работник должен знать законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность; закономерности постро­ения художественной формы и особенности ее восприятия; принципы, методы и приемы работы над дизайн-проектом; способы обработки основных материалов, применяемых при выполнении дизайн-проектов; технологические, эксплуатаци­онные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам; ассортимент, свойства, методы испытаний оценки качества материалов; основы организации деятельности предприятия и управления им.

Анализ кадровой ситуации в дневных общеобразовательных учреждениях

Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации и замедление темпов со­кращения числа обучающихся общеобразовательных учреждений, продолжает сокращаться численность учителей, причем с 2008/2009 уч. г. этот процесс ускорился.

Если с 2005/2006 по 2008/2009 уч. г. численность учителей сокращалась ежегодно прибли­зительно на 3-4%, то за последний учебный год сокращение составило: в городской местности -12,7%, в сельской - 17,0%. В целом за 5 лет, с 2005/2006 по 2009/2010 уч. г. численность учителей сократилась: в городской местности - на 21,6%, в сельской - на 25,0%.

В 2008/2009 уч. г. в общеобразовательных учреждениях РФ было 6969 вакантных мест, из них в городской местности - 3052, в сельской - 3917, а на начало 2010/2011 уч. г., по данным из регионов, озвученным 28 июня 2010 г. на заседании рабочей группы Минобрнауки России по вопросам обе­спечения привлечения перспективных выпускников общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования для работы в государственных и муниципальных общеобразо­вательных учреждениях субъектов РФ, количество вакансий по предметам составило уже 9381.

Анализ кадрового состава общеобразовательных учреждений показывает, что его качествен­ные характеристики в условиях модернизации по большинству параметров не претерпевают положительных изменений. Как и прежде, наблюдается стабильная феминизация учительского корпуса (87,5% учителей - женщины), его старение (17,4% учителей достигли пенсионного воз­раста). Недостаточен приток в сферу образования молодых учителей (только 4,4% учителей имеют стаж работы до 2 лет).

Эти тенденции касаются всех педагогических работников, включая руководителей обще­образовательных учреждений, от которых в первую очередь зависит успешность реализации президентской инициативы "Наша новая школа".

Единственной положительной тенденцией в развитии кадрового потенциала за последние 5 лет можно считать улучшение показателей уровня образования педагогических работников. За период с 2005/2006 по 2009/2010 уч. г. количество учителей, имеющих высшее образование, в целом по Российской Федерации увеличилось с 80,7 до 82,4%, в т. ч. в городской местности с 86,3 до 87,6%, в сельской - с 73,7 до 75,6%. Из учителей, получивших высшее образование, у подавляющего большинства оно профильное (педагогическое). В целом по Российской Феде­рации в 2009/2010 уч. г. этот показатель составил 94,8%, в т. ч. в городской местности - 94,2%, в сельской - 95,8%.

Учителей с более низким уровнем образования в сельской местности существенно больше, чем в городской. Так, удельный вес учителей со средним специальным образованием в сельской местности в два раза выше, чем в городской: 22,6 и 11,8% соответственно, удельный вес учителей с начальным профессиональным образованием в сельской местности более чем в два раза выше, чем в городской: 0,5 и 0,2% соответственно, удельный вес учителей, не имеющих профессиональ­ного образования (только среднее общее), в сельской местности более чем в три раза выше, чем в городской: 1,1 и 0,3% соответственно.

По параметру "Уровень квалификации" (данные включены в статистический отчет формы № 83-РИК за 2009/2010 уч. г.) в целом по Российской Федерации высшую квалификационную категорию имеют 25,1% учителей, первую - 37,7, вторую - 20,8%, не имеют квалификационной категории 16,5% учителей.

В городской и сельской местности распределение количества учителей по квалификацион­ным категориям существенно различается. Высшую квалификационную категорию в городской местности имеют 33,3% учителей, в сельской - 14,4%, первую квалификационную категорию в городской местности имеют 36,0% учителей, в сельской - 39,8%, вторую квалификационную категорию в городской местности имеют 17,5% учителей, в сельской - 25,0%, не имеют квалифи­кационной категории в городской местности 13,2% учителей, в сельской - 20,8%.

По состоянию на 2009/2010 уч. г. 85,4% руководителей общеобразовательных учреждений имеют высшее образование, 12,3% - среднее профессиональное образование, 0,8% - начальное профессиональное образование (среди учителей этот показатель составляет 0,3%) и 1,3% -среднее общее образование (среди учителей этот показатель составляет 0,7%).

По сравнению с учителями среди руководителей больше работников, имеющих выс­шую и первую квалификационные категории. Высшую квалификационную категорию имеют 30,7% руководителей (среди учителей - 25,1%), первую - 49,9% (среди учителей - 37,7%). Удель­ный вес руководителей, не имеющих квалификационной категории, практически такой же, как и среди учителей: 16,4 и 16,5% соответственно.

Каждый шестой руководитель (17,1% от общего числа руководителей) так же, как и каждый шестой учитель (17,4% от общего числа учителей), находится в пенсионном возрасте. Более половины руководителей - 58,0% - находятся в предпенсионном возрасте (имеют стаж работы свыше 20 лет). Среди учителей этот показатель составляет 53,6%.

Женщин среди руководителей столько же, сколько и среди учителей: 86,3 и 87,5% соот­ветственно.Л.Н. Лукьянова,
магистр педагогики, педагог-психолог школы № 1143, г. Москва;
Т.С. Широбокова,
лауреат гранта г. Москвы в сфере образования - 2009,
преподаватель специальных дисциплин Колледжа сервиса и туризма № 29, г. Москва



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 77.78%
  • нет 22.22%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль