Контроль работы с детьми "группы риска"

26031

Работу классных руководителей и родительских комитетов с детьми, склонными к асоциальным поступкам, контролирует заместитель дирек­тора по воспитательной работе. По итогам проверки этой деятельности составляются справки.

Подростки, входящие в "группу риска", склонные к совершению противо­правных деяний, не обязательно являются малолетними преступниками и право­нарушителями. Часто это тихие, пассивные, замкнутые, внешне благополучные дети. Изучение контингента учащихся школы показало, что неблагополучные подростки есть в каждом классе. Эти дети подвержены воздействию ряда взаи­мосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в резуль­тате они более склонны к правонарушениям, насилию, другим видам антисоциального поведения.

Индивидуальный план работы с детьми "группы риска" позволяет констатировать, что взаимодействие с различными группами учащихся школы, наблюдение за их пове­дением, условиями в семье, родительско-детскими отношениями позволили выделить следующие факторы риска:

  • частые случаи антисоциального поведения уже в раннем возрасте;
  • недостаточная забота о ребенке со стороны семьи;
  • конфликты в семье;
  • малообеспеченность;
  • плохая учеба в школе, отсутствие интереса к ней;
  • плохое влияние окружения.

Наличие этих факторов не означает, что подросток обязательно совершит правонарушение или проявит антисоциальное поведение, но вероятность этого имеется. Чем больше подобных факторов, тем выше степень риска, а потому сложнее работа с детьми из группы риска в школе. 

Родители многих таких детей не работают, употребляют спиртные напитки. В большинстве случаев семьи неполные. Как следствие – экономическая и со­циальная обделенность детей, недостаточная забота о них со стороны семьи, в результате – частые случаи антисоциального поведения уже в раннем воз­расте, плохая учеба в школе, отсутствие интереса к ней; отчужденность от семьи, школы и общества. Учитывая эти особенности, классные руководители уделяют большое внимание профилактической работе с детьми и семьями.

Многим детям удается сопротивляться сложным обстоятельствам и воз­держиваться от криминальной деятельности. Задача школы – способствовать повышению сопротивляемости, т. е. умению преодолевать воздействие факто­ров риска и стресса.

На заседании Совета профилактики регулярно заслушиваются отчеты классных руководителей о работе с учащимися, которые находятся в социаль­но опасном положении. А в течение третьей недели марта классруки, у которых есть ученики из неблагополучных семей, сдают отчеты об анализе работы классных родительских комитетов с данной категорией семей. Из отчетов и индивидуальных планов работы с детьми "группы риска" видно, что родительские комитеты проводят большую деятельность: по­стоянно посещают неблагополучные семьи не только с целью обследования жилищно-бытовых условий, но и с целью оказания материальной помощи. Все родительские комитеты вызывают такие семьи на профилактические беседы и мероприятия и постоянно пытаются оказать классному руководителю помощь во взаимодействии с ними.

Справка по итогам проверки воспитательной работы в сфере профилактики правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся

Сроки проверки:

Цели проверки:

Методы проверки:

  • проверка планов индивидуальной работы с детьми "группы риска" классных руководителей;
  • посещение классных часов, коррекционных занятий, родительских собраний;
  • наблюдение за деятельностью классруков;
  • беседы с учащимися, родителями, педагогами;
  • диагностика;
  • опрос;
  • изучение дневников, тетрадей учащихся;
  • контроль посещения уроков учащимися;
  • изучение занятости, свободного времяпрепровождения учащихся, состоящих на разных формах учета.

В результате проверки установлено:

  1. Со всеми несовершеннолетними подростками, поставленными на вну-тришкольный учет, согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних", проводится индивидуально-профилактическое взаимодействие.
  2. Классные руководители и психологическая служба школы используют раз­личные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащими­ся, состоящими на разных формах учета:
  • изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их поведения;
  • посещение на дому с целью контроля подростков, их занятости в свобод­ное от занятий, а также каникулярное время, подготовки к урокам;
  • посещение уроков для определения уровня подготовки учащихся к за­нятиям;
  • психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;
  • индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подрост­ками;
  • вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию целевых локальных воспитательно-образовательных про­грамм и проектов;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

3. Тесное взаимодействие классных руководителей с учителями-предмет­никами способствует решению проблемы с обучением учащихся, имеющих труд­ности в освоении программы.

4. Во исполнение Закона РФ "Об образовании", а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль посещаемости за­нятий учащимися школы. С этой целью:

  • классные руководители регулярно заполняют страницу пропусков уроков в классном журнале;
  • учителя-предметники своевременно ставят в известность классрука о пропусках уроков учениками;
  • классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому);
  • большинство учащихся, имеющих пропуски без уважительной причины, со­стоят на особом контроле педагогов школы, с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется строгое наблюдение за их посещаемостью;

5. Педагогом-психологом школы организовано психолого-педагогическое консультирование родителей и учащихся.

6. Установлено тесное сотрудничество с ПДН. Систематически администрация школы, инспектор ПДН проводят индивидуальные и коллективные профилакти­ческие беседы с учащимися, а также беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля их времяпрепровождения.

7. Профилактической работе способствует деятельность в школе обществен­ного инспектора по охране прав детства.

Рекомендации:

В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди под­ростков представляется необходимым шире использовать возможности:

  • детского самоуправления в классах, которое может стать одним из фак­торов социализации подростков, поможет включению этих ребят в зна­чимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции;
  • правового просвещения учащихся, с помощью которого они получат основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях.

Составил: зам. директора по ВР

Справка по итогам проверки работы классных родительских комитетов с неблагополучными семьями

Сроки проверки:

Цель проверки: изучение работы классных родительских комитетов с не­благополучными семьями, проверка плана индивидуальной работы с детьми "группы риска", проведение пожготовительной работы для составления отчета классного руководителя по воспитательной работе за год.

Методы проверки: посещение родительских собраний; наблюдение за ра­ботой классруков; беседы с учащимися, родителями, педагогами; наблюдение за посещением уроков учащимися; изучение занятости, свободного времяпрепровождения школьников из неблагополучных семей.

В результате проверки установлено:

  1. Со всеми несовершеннолетними подростками, поставленными на внутри-школьный учет, согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об осно­вах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних", проводится индивидуально-профилактическая работа.
  2. Классные руководители, классные родительские комитеты и психологиче­ская служба школы используют различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на разных формах учета.

Составил: зам. директора по ВР

Справка по итогам изучения уровня воспитанности учащихся

Цель: определить уровень воспитанности учащихся (по методике Н.П. Капустина).Показатели уровня воспитанности

Уровень воспитанности

Доля (%) от общего количества учащихся

Текущий учебный год

Предыдущий учебный год

Высокий

  

  

Достаточный

  

Средний

Низкий

Вывод: Подобное исследование способствует побуждению учащихся к са­моанализу, самоопределению, самовоспитанию воли и характера; позволяет в перспективе каждому учащемуся работать над личностным ростом. Педагогам необходимо обеспечить реальную педагогическую поддержку каждому человеку, выстроить индивидуальный план работы с детьми "группы риска". Самосознание развивается по мере того, как ребенок начинает понимать связь между поступком и качествами своей личности. Происходит это через качествен­ную характеристику детьми собственных поступков, осознание особенностей своей личности.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

1. Осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем воспитанности.

2. Обеспечить индивидуальный подход к личности каждого учащегося.

3. Обосновать выбор содержания и методов воспитания.

Задачи: продолжить работу по улучшению воспитательной среды в школе и поддержанию детей группы риска в школе. Создать индивидуальный план работы с детьми "группы риска", условия, направлен­ные на формирование у учащихся стремления к здоровому образу жизни, осо­знанному отношению к учебной деятельности, необходимые для воспитания чувства прекрасного, приобщения к культурным и эстетическим ценностям, раз­вития чувства патриотизма, осознания гражданских прав и обязанностей.

Составил: зам. директора по ВР

Тест "Исследование уровня социализированности учащихся"

Определите степень согласия с содержанием предложенных вопросов по следующей шкале:

  • 4 - всегда;
  • 3 - почти всегда;
  • 2 - иногда;
  • 1 - очень редко;
  • 0 - никогда.

При проведении тестирования были предложены следующие утверждения:

  • 1. Я во всем стараюсь слушаться своих учителей и родителей.
  • 2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  • 3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  • 4. Я умею прощать людей.
  • 5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  • 6. Мне хочется быть лучше других в любом деле.
  • 7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  • 8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  • 9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  • 10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  • 11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  • 12. Мне нравится помогать другим.
  • 13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  • 14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  • 15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  • 16. Переживаю неприятности других, как свои.
  • 17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  • 18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  • 19. Если я берусь за дело, то обязательно довожу его до конца.
  • 20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Результаты тестирования

  • От 60 до 80 – высокий уровень социализации личности;
  • От 40 до 60 – средний;
  • От 0 до 40 – низкий.

О.В. Лентина,
зам. директора по воспитательной работе школы № 11, г. о. Новокуйбышевск Самарской области



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль