Секреты эффективного общения с родителями

8791

Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию от собеседника. Помните: ведущая роль в диалоге принадлежит педагогу - он профессионал и официальный представитель образовательного учреждения.

Учителям, как правило, свойственен высокий уровень воздействия на людей, использование выразительных движений, мимики, жестов, развитая чувствительность в сфере общения, манипулятивный стиль. Но педагоги, не имеющие опыта взаимодействия с родителями и обладающие, к тому же, определенными личностными чертами (стеснительность, неуверенность и т. д.) порой со страхом думают о предстоящей беседе с чьей-то мамой или бабушкой, а уж тем более - о выступлении на родительском собрании. Тем, кто боится публичных выступлений, предлагаем некоторые рекомендации:

казусы при публичном выступлении неизбежны, смиритесь с этим и сохраняйте самообладание;
прощайте самому себе оплошности, тогда и другие их простят. Всегда оставайтесь собой - каким вас знают близкие и сослуживцы;
как можно чаще практикуйтесь в умении выступать публично. Записывайте и прослушивайте свои выступления;
сделайте для беседы заготовки. Позаботьтесь о раздаточном материале.

Для общения "с глазу на глаз" вам очень пригодятся "золотые" правила убеждения:

1. "Правило Гомера". Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее действенен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный.

2. "Правило Сократа". Для получения положительного решения по важному для вас вопросу - задайте его третьим по счету, предпослав два коротких вопроса, на которые собеседник ответит "да".

3. "Правило Паскаля". Не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность "сохранить лицо" (собственное достоинство).

4. "Ничто так не уменьшает способности к сопротивлению, как условия почетной капитуляции" (Б. Паскаль). Пусть родители согласятся на уступку, будучи убеждены, что тем самым совершают подвиг.

5. Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Статус мужчины выше, чем статус женщины, статус старшего выше, чем статус младшего; статус нескольких человек выше, чем статус одного, и т. п.

6. Не загоняйте себя в угол, не принижайте свой статус.

7. Не принижайте статус собеседника, общайтесь на равных.

8. Желая переубедить, начинайте с тех моментов, в которых вы согласны с оппонентом, а не с тех, которые вас разделяют.

9. Проявите эмпатию - продемонстрируйте способность проникнуться чувствами, понять мысли и состояние другого человека ("влезьте в его шкуру").

10. Будьте хорошим слушателем.

11. Избегайте конфликтогенов - слов, действий или бездействий, которые могут привести к конфликту (прямые и косвенные возражения, выражение сомнения, безразличия; попытки перебить, поправить, заградительные и дистанцирующие жесты и т. д.). Конфликтогены подчиняются закону эскалации: на конфликтоген обычно отвечают другим, более сильным, что и приводит к столкновению.

12. Следите за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника.

13. Убедите собеседника, что предлагаемое вами решение удовлетворяет какую-то из его потребностей.

Помните:

Главная цель взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Именно установка на сотрудничество является конструктивной.
При всяком удобном случае демонстрируйте родителям симпатию к их ребенку и живой интерес к его проблемам. Любую строгость вам простят, если убедятся, что она основана на доброжелательном отношении.
Если чувствуете, что назревает конфликтная ситуация, наносите "опережающий удар". Связывайтесь с родителями, выражайте озабоченность и заинтересованность судьбой их ребенка; предлагайте варианты выхода из ситуации - но обязательно давайте возможность проявить встречную инициативу, сделать выбор. Пусть родители станут вашими союзниками.

Не позволяйте родителям обвинять вас во всех сложностях, которые возникают у ученика. Признайте свою ошибку, если вы ее допустили, но не берите на себя ответственность за чужие проступки. Вы не должны отвечать за всех сотрудников ОУ. Продемонстрируйте родителям готовность содействовать им в решении проблем, но называйте в то же время конкретных лиц, в компетенции которых находится рассматриваемый вопрос.

При возникновении сложностей в обучении или поведении не обвиняйте в этом только ребенка и родителей. В любом конфликте виноваты обе стороны, и педагогическая поддержка родителей школьников необходима на всех этапах сотрудничества. 

"Не умеешь организовать - делай сам". Поэтому активнее привлекайте родителей и учащихся к организации учебно-воспитательного процесса. Участвуя в школьной жизни, родители убедятся, что педагоги прикладывают немалые усилия к созданию комфортных условий для развития учащихся, и будут менее критичны. 

М.В. Калужская,
зам. директора по НМР гимназии "Корифей", г. Екатеринбург;
Ю.В. Заводова,
ответственный редактор корпоративных изданий гимназии "Корифей", г. Екатеринбург

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль