Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет

3829

Здравствуйте, мне 15 лет, зовут Миша. Меня оскорбляют, а также угрожают в Интернете в одной из социальных сетей. Я обращался к администрации сайта, но они пока не отвечают на мои письма. Мне угрожает один пользователь сети, который самостоятельно добавился ко мне в друзья и причисляет себя к фашистской организации. Он постоянно шлет мне оскорбления, угрозы расправиться со мной и моей семьей. Оскорблять меня он начал сразу, без всякого повода и разговора на какие-либо темы. У меня есть вся переписка с ним, также я сохранил изображение его паспорта, так как оно находилось в открытом доступе. В список моих друзей он добавился сам. Я также знаю, что другие люди получают от него похожие угрозы. Я сообщил этому человеку, что пойду в милицию, так как у меня есть его данные и есть доказательства его угроз.

В профиле информация обо мне – только настоящий город, имя, фамилия и школа. Этот человек живет в другом городе, но я действительно опасаюсь за жизнь и здоровье свое и родителей, так как подобные организации есть в каждом городе, и у него может быть налажена связь с такими же, как он, в том городе, где я живу.

Я говорил об этом с мамой, она посоветовала найти какой-либо сайт и проконсультироваться у специалистов. Помогите и скажите, пожалуйста, что мне делать?

Россия входит в зону повышенного риска по проблеме безопасности детей и подростков в глобальной сети. Это обуславливается высокой пользовательской интернет-активностью российских школьников, снижением возрастного ценза пользования сетью, расширением диапазона информационной и коммуникационной деятельности в Интернете и высоким уровнем ее бесконтрольности, ростом числа контетных и коммуникационных онлайн-рисков, а также сохраняющимся "цифровым разрывом" между родителями и детьми, предполагающим в т. ч. низкую осведомленность о рисках и опасностях интернет-среды, отсутствием безопасного интернета в школах.

С целым рядом проблем, которые возникают в сети, детям в силу неопытности бывает трудно справиться в одиночку. В то же время российские школьники очень часто пользуются Интернетом без всякого контроля со стороны взрослых. Чем старше школьники, тем слабее контроль: 70% учеников 9–10-ти лет и свыше 90% школьников старше 13-ти лет пользуются Интернетом, когда рядом нет родителей, учителей, других взрослых. Это увеличивает вероятность столкновения с рисками, опасными для психического и физического развития, а также возникновения интернет-аддикций (зависимостей) разного рода.

Умеют ли дети безопасно пользоваться Интернетом

Виды деятельности в Интернете становятся разнообразнее, и каждый ребенок может найти себе занятие по вкусу. Освоение различных видов интернет-активности – основа онлайн-социализации. Данные исследования "Дети России онлайн", осуществленного сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России, показывают, что российские школьники пытаются освоить практически все возможные виды активности в сети, отдавая в первую очередь предпочтение коммуникационной деятельности.

Школьники заходят в социальные сети, скачивают музыку и фильмы, выкладывают в сети фото, музыку, видео, посещают чаты, создают персонажи, животных, аватары, пользуются файлообменниками. Активная деятельность в этих направлениях несет с собой расширение диапазона контентных, коммуникационных и электронных рисков.

В ходе исследования был проведен опрос детей старше 11-ти лет о том, умеют ли они безопасно пользоваться Интернетом: сравнивать сайты для оценки достоверности информации, изменять настройки профиля в социальной сети, блокировать сообщения от кого-либо, уничтожать историю переписки, блокировать нежелательную рекламу и спам, добавлять сайт в закладки, изменять настройки фильтра и находить информацию о безопасном пользовании Интернетом.

Среди детей 11–12-ти лет меньше половины умеют выполнять какие-либо из перечисленных действий. Около 55% опрошенных девочек этого возраста умеют блокировать сообщения и изменять настройки профиля социальной сети. Особенно сложно детям овладевать настройками фильтра: всего 10% девочек и 15% мальчиков 11–12-ти лет ответили, что умеют это делать.

С возрастом дети лучше овладевают этим и другими навыками. Так, 40% мальчиков старше 13-ти лет могут изменять настройки фильтра. Также большинство детей старше 13-ти лет умеют блокировать сообщения, добавлять сайты в закладки, менять настройки конфиденциальности профиля.

Около половины юных респондентов сказали, что могут сравнивать сайты для оценки достоверности информации, чуть больше умеют уничтожать историю и блокировать спам. 65% мальчиков и девочек 15–16-ти лет отметили, что умеют искать информацию о безопасном использовании Интернета.

Буллинг как важная проблема общения в сети

Исследования буллинга во многих странах начались еще в 70-е гг. ХХ в. И актуальность этой темы не ослабевает. Под буллингом обычно понимается неоднократное умышленное агрессивное поведение, как физическое, так и вербальное, направленное против кого-то, кто по каким-либо причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства. Это поведение всегда присутствует в подростковой среде.

Исследование показывает, что в среднем по России 23% детей, которые пользуются Интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или оффлайн. В Санкт-Петербурге эта цифра достигает 35%.

Пятая часть российских детей – жертв буллинга – подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1–2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11–12-ти лет: почти треть детей данной возрастной группы, подвергшихся буллингу, сталкивается с этим явлением чаще одного раза в неделю.

Новые инфокоммуникационные технологии предоставляют дополнительные возможности для буллинга. Российские дети подвергаются буллингу в Интернете так же часто, как и в реальной жизни. Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики со ценами издевательств и даже избиений уже давно стали привычной частью Рунета.

Основной площадкой кибербуллинга становятся социальные сети. В них можно не только оскорблять человека в сообщениях: нередки случаи, когда взламывали страницу жертвы или создавали поддельную на ее имя, где размещали унизительный контент. Особенно тяжело переживают кибербуллинг пользователи 9–10-ти лет: 52% детей этого возраста, сталкивавшиеся с буллингом, в первую очередь девочки, указали, что были этим сильно или очень сильно расстроены. Кроме того, нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам. При этом и российские, и европейские школьники чаще сознаются, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 16% в России и 10% в ЕС), и гораздо реже признаются, что вели себя агрессивно в Интернете (6% в России и 3% в ЕС).

Половина российских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми, а 40% детей признаются, что встречались с интернет-знакомыми в реальной жизни.

Треть российских детей 11–12-ти лет поддерживает контакты в сети с незнакомцами. Среди 15–16-летних таких уже больше половины.

Чаще всего с этими людьми российские школьники общаются в социальных сетях, чатах, играя в онлайн-игры.

Служба консультирования по проблемам безопасного использования Интернета

В аудитории российского Интернета юные пользователи составляют большинство. Зачастую уже с самого маленького возраста они могут находиться в мировой сети практически без контроля взрослых, которые нередко даже не представляют себе, чем занимаются дети в Интернете и что их может там подстерегать.

Между тем перечень интернет-угроз достаточно обширен: от обыкновенных вирусов до мошенничества, вымогательств, кибербуллинга. При столкновении с какой-либо неприятной ситуацией при использовании Интернета дети часто не знают, как поступить и куда обратиться за поддержкой, а родители и педагоги не всегда в состоянии помочь им справиться с возникшей проблемой, т. к. недостаточно знакомы с современными технологиями или сами чувствуют себя растерянными и беспомощными.

Линия помощи "Дети онлайн" – служба телефонного и онлайн-консультирования по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений.

Задачи проекта: психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью во времяпользования Интернетом и/или мобильной связью; информационная и консультационнаяподдержка детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи детьми.

Целевая аудитория: несовершеннолетние (до 18-ти лет) пользователи Интернета и мобильной связи; родители; работники образовательных и воспитательных учреждений (преподаватели, учителя, классные руководители, воспитатели).

На Линии помощи "Дети онлайн" работают профессиональные эксперты – психологи Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, которые объясняют, как защититься от интернет-угроз, инструктируют о необходимых практических шагах в опасных для ребенка ситуациях, консультируют родителей и педагогов по вопросам обеспечения безопасного пользования Интернетом для детей.

Обратиться на Линию помощи можно:

позвонив на бесплатный федеральный номер 8-800-25-000-15 (с 9 до 18 часов по московскому времени в рабочие дни);

отправив письмо по электронной почте:

Проблемы и опасности,
с которыми дети чаще всего сталкиваются в сети

Линия помощи "Дети онлайн" провела анализ первых результатов своей деятельности.

Анализ принятых звонков и электронных писем позволил выделить основные темы обращений и объединить их в блоки.

Контентные риски: материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д.

Электронные (кибер) риски: кибердеятельность, которая может включать в себя хищение персональной информации пользователя, вирусные атаки, онлайн-мошенничество, спам.

Коммуникационные риски: кибердеятельность, связанная с межличностными отношениями интернет-пользователей. Это могут быть незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т. д.

Практически равное количество поступивших на Линию помощи звонков и обращений связано с запросами на психологическую помощь и поддержку в ситуациях столкновения с электронными рисками (блокирование компьютера вирусом, интернет-мошенничество, кража личных данных, создание подставных страниц) и коммуникационными рисками.

Наибольшее количество обращений от детей и подростков по вопросам коммуникационных рисков связано с кибербуллингом (52%).

Школьники нередко получают оскорбительные сообщения в свой адрес на страницах социальных сетей и различных сообществ. Чаще всего такие послания приходят от незнакомых людей, однако были случаи получения оскорблений и угроз от людей, с которыми дети знакомы в реальной жизни.

Большое количество звонков поступает от родителей с рассказами о переписке незнакомых взрослых людей с их несовершеннолетними детьми (18%). Контакты происходят следующим образом: незнакомцы представляются ровесниками и начинают общаться со школьниками.

Потом дети получают предложение встретиться, и если отказываются, то в их адрес летят оскорбления. Цели таких встреч чаще всего имеют сексуальный характер. Очень часто дети в процессе беседы успевают сообщить о себе довольно много личной информации и поздно ставят в известность своих родителей о том, что случилось. В результате избавиться от домогательств таких людей становится еще сложнее – преследования выходят за рамки интернет-общения (оскорбительные сообщения могут приходить уже на мобильный телефон).

Варианты решения проблемы кибербуллинга

Как же можно решить проблему кибербуллинга? И что ответить мальчику Мише, который столкнулся с угрозами, оскорблениями в свой адрес от интернет-собеседника?

С.Н. Ениколопов, канд. психол. наук, доц., рук. отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН:

В письме речь идет о сталкерах, или преследователях, – явлении, которое, к сожалению,пока не изучено нашими психологами, но уже давно исследуется за рубежом. Преследователи были и раньше, например, – поклонники эстрадных артистов. С появлением Интернета проблема стала гораздо серьезнее.

Самое печальное (и это отражено в письме) – у жертвы возникает ощущение, что за ним наблюдают здесь и сейчас, даже если сталкер находится в другом городе или даже другой стране. О жертве передаются такие подробности, что создается впечатление, будто преследователь рядом. У жертвы возникает паранойяльное состояние, которое выражается в тревожности, подозрительности, страхах, что в итоге может привести к эмоциональным срывам,особенно у подростков и молодых людей.

Исследуя природу этого явления, важно понять и изучить два аспекта. Первый – что движет преследователями? Удовольствие от страха, который он может чувствовать? Второй – это психология жертвы: кого выбирают преследователи, случаен ли этот выбор…

Что делать в такой ситуации? Мальчику, написавшему письмо детям, оказавшимся в подобной ситуации, важно:

1. Обсудить проблему с родителями. А те, в свою очередь, должны осознать всю ее серьезность!

2. Взрослые, прежде всего, должны помочь ребенку отличить шутку и розыгрыш от серьезной угрозы. Если налицо реальная опасность – нужно обращаться в полицию, и сделать это должны родители. Для рядового полицейского это может быть новой, необычной ситуацией, и родителям необходимо доказать серьезность происходящих событий. Если заявление о такой угрозе не принимают в отделении полиции, нужно идти с жалобой в прокуратуру.

Л.М. Лялин, почетный адвокат, член президиума Московской областной коллегии адвокатов:

1. Личные оскорбления

Если высказывания, затрагивающие честь и достоинство личности, распространяются публично или в присутствии третьих лиц, то можно ставить вопросо гражданско-правовой защите чести и достоинства в соответствии со ст. 150, 151 Гражданско-процессуального кодекса РФ. Необходимо будет доказать, что распространение произведено публично или в присутствии третьих лиц (в т. ч. эта информация известна родителям, друзьям и иным лицам).Кроме того, высказывания в отношении лица, выраженные в неприличной форме, могут явиться основанием для уголовного преследования по ст. 130 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

2. Неоднократно высказанные угрозы убийством

Указанные действия попадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 119УК РФ:

1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, – наказывается обязательными работами на срокот 180 до 240 ч, либо ограничением свободы на срок до 2-хлет, либо арестом на срок от 4-х до 6-ти месяцев, либо лишением свободы на срок до2-х лет.

2. То же деяние, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,– наказывается лишением свободы на срок от 2-х до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

3. Оскорбления по национальному признаку, требования присоединения к профашистской идеологии, принуждение принять ее догмы, использование фашистской символики

Указанные действия подпадают под ст. 282УК РФ как действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Необходимо учитывать, что Федеральный закон "О связи" обязывает интернет-провайдера (оператора связи) приостановить услуги связи в случае мотивированного постановления соответствующего органа. В соответствиис ч. 3 ст. 64 данного закона приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицамосуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющегооперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. При этом операторы связи обязаны возобновить оказание услуг на основании решения соответствующего органа, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.

4. Куда обращаться за помощью

О факте противоправного воздействия всети Интернет несовершеннолетнему ребенку необходимо уведомить родителей, после чего вместе с ними составить заявление в местное отделение полиции и (или) в прокуратуру.

Вышеуказанные органы обязаны защищать права ребенка в соответствии с Федеральным законом от 24.08.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации" (ст. 4–7, 14).

Специалисты линии помощи "Дети онлайн":

Хорошо, что Миша не стал терпеть поступающие оскорбления и угрозы, а пытается найти выход из ситуации.

Мы можем дать мальчику несколько рекомендаций.

Скорее всего, администрация сайта получает подобные уведомления, но так как их очень много, нужно время, чтобы разобраться в ситуации и предпринять какие-либо действия – например, удалить профиль данного пользователя.

Если в твоем профиле в социальной сети находится много личной информации – рекомендуем выставить такие настройки, чтобы она была видна только тем людям, которым ты дашь доступ к твоей странице.

Также ты можешь заблокировать этого человека, поместить его в "черный список", чтобы не получать неприятные сообщения (доказательств его угроз ты уже сохранил достаточно).

Складывается впечатление, что человеку, угрожающему тебе, просто нравится писать оскорбления и угрозы, чтобы почувствовать страх и ненависть в ответ. Вряд ли за этим стоит желание принести реальный вред или кого-то убить.

Однако ты можешь написать данному пользователю, что его угрозы будут переданы в полицию вместе с сохраненными доказательствами (перепиской и паспортными данными). Напиши это спокойно, без угроз и ответных оскорблений. Возможно, не увидев ответной агрессии или страха, преследователь прекратит тебе писать.

Если ты знаешь других людей, которые получают от него угрозы, – стоит объединиться, собрать общие доказательства (копии сообщений с угрозами) и сообщить пользователю, что вы готовы подать на него заявление в полицию. Если ничего не помогает, угрозы продолжаются не только в сети, но и начинают выходить за ее пределы (звонки, встречи и пр.) – необходимо немедленно вместе с родителями идти в полицию.

Конечно, человек может сменить имя, завести новый профиль в сети, поэтому на 100% защититься от новых оскорблений невозможно. Когда полиция начнет заниматься этим делом, технически будет возможно определить, делает это один и тот же пользователь или кто-то другой. Поэтому рекомендуем не удалять информацию: переписку, копию паспорта – это может пригодиться в будущем. Также будь внимателен к своему окружению – особенно к новым знакомым и сообщениям от незнакомых людей.

Если вы столкнулись с проблемой, которая требует передачи в Управление "К", вы можете отправить обращение через сайт МВД www.112.ru – правоохранительный портал Российской Федерации. Раздел – Срочная связь / Сообщить в правоохранительные органы. В строке "Укажите ведомство" выберите"МВД России", поставьте галочку в поле:"Я ознакомлен и согласен с правилами и порядком обращения в МВД России". Далее в поле "Куда" выберите "Департамент Уголовного розыска МВД России". Описывать ситуацию нужно кратко, максимально точно, по возможности дать статическую ссылку на интернет-ресурс или аккаунт, перечислить все сохраненные материалы: скриншоты, расшифровки переписки, разговорыв чатах, логи, распечатку телефонных звонков и др.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль