Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

3956

Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций, в том числе и образовательные технологии. Изменилась структура общения современных детей и подростков. В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.
"Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей".[2]
В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.Модернизация – введение усовершенствований, отвечающих современным требованиям.
Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.[2]

Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.[2]
Задачи воспитательной работы учителя начальной школы логически вытекают из общей задачи общеобразовательной школы. В настоящее время обозначены ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы.
1.Гуманистический принцип (воспитание отношений, построенных на основе духовного чувства любви, миролюбия, дружелюбия и взаимопонимания).
2.Коммуникативный принцип (понятие «общение» является предметом обучения).
3.Культурно-исторический принцип дает представление о зарождении, накоплении «живых знаний», превращении их в словесно-понятийную форму, в систему теоретических понятий, абстракций, правил, законов, формул, которые даются детям на усвоение).
4.Принцип творческой активности предполагает признание за каждым ребенком творческого начала, которое должно быть реализовано в любой деятельности.[2]

Новые принципы обучения нашли отражение в программах и учебниках по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру, объединенных в проекте «Перспектива».
Кроме этого, в настоящее время разработаны и внедрены в практику различные воспитательные технологии.
Однако, очевидно, что ни одна даже самая совершенная образовательная и воспитательная технология не сможет дать положительного результата без участия педагога, обладающего высокой психолого-педагогической культурой.

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И какими будут эти воспоминания, зависит от меня. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей.

Вместе с тем я понимаю, что в начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему-то ребенка, а тем более раскрыть, развить его личность, индивидуальность и самобытность.
Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе, уровень тревожности, развития интеллекта, мотивации, эмоциональный фон ("Мои любимые вещи", "Десять моих я", "Краски", "Мое настроение" и т.д.). Начинаю изучать и семью каждого из учеников.

Очень хороший урок я получила, когда приняла своих первых воспитанников. Девочка долгое время представляла свою тетю за мать (с согласия своей родной матери). Документы в школу оформлены были также этой женщиной. По моим наблюдениям за поведением этой женщины и ее отношения к ученице меня все больше мучили сомнения. Тем более что женщина эта не нравственных устоев. Постепенно мне удалось вскрыть правду. Мать долго упорствовала, не приходила объясниться с учителем, а потом доказывала, что ей пока не под силу воспитывать дочь. Однако сейчас девочка возвращена в семью, воспитывает ее родная мать, а названная мать недавно оказалась в местах лишения свободы. Это говорит об изменившимся отношении родителей к детям, и о том, какое пристальное внимание должен уделять учитель семье каждого ученика.

После этого случая я налаживаю контакт не только с родителями, но и с бабушками, дедушками, с другими ближайшими родственниками своих учеников. Я стремлюсь вызвать у них уважение, стать для них другом.
Два с половиной года назад ко мне пришли дети, которые не знали элементарных вещей: своего адреса, свою фамилию, не различали времена года, не могли одеваться и собрать свои вещи. Третья часть класса не разговаривали по-русски. Дети разных национальностей относились очень враждебно друг к другу. Поэтому мне пришлось приложить немалые усилия, чтобы изучить каждого ребенка, понять его проблемы и проблемы его семьи, помочь им.

Для этого в течение всего первого года обучения я проводила еженедельно родительский час. Это практическое занятие, где анализируются и обсуждаются все возникающие проблемы в обучении и воспитании.

Примерная тематика:

  1. Ребенок пришел в школу.
  2. Уголок школьника дома.
  3. Слоговое чтение. Что это такое?
  4. Семейные привычки.
  5. Компьютер дома.
  6. Как тренировать память.
  7. Упражнения для запоминания состава чисел в пределах 10.
  8. Как выполнять домашнее задание.
  9. Неорганизованность ребенка и как с этим бороться и т.д.

Родительские часы способствовали более успешному обучению первоклассников, сплочению детей и их родителей.

Конечно, неотъемлемой формой работы с семьей являются родительские собрания, которые я провожу нетрадиционно: час общения, вечер вопросов и ответов, "круглый стол", собрание отцов, собрание-консультация, собрание-рекомендация, собрание рецептов, собрание-совет.

Тематика также разнообразна. Мы говорим об особенностях развития младшего школьника, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе и агрессии, трудовом и эстетическом воспитании. Нередко на собраниях работает родительская почта – любой родитель может задать вопрос или высказать пожелание в письменном виде, причем подписываться необязательно.

На собраниях я никогда резко не высказываюсь в адрес учеников и их родителей, а говорю о том, в каком направлении нам надо работать. Рассказывая о своих учениках, я большей частью хвалю их, а родителей благодарю за помощь.

Двери нашего класса всегда открыты для родителей. Они на свое усмотрение выбирают урок, который хотят посетить. Обычно выбор их останавливается на том предмете, с которым у ребенка возникают трудности. Родители наглядно видят определенные методы и приемы, применяемые на уроке, а затем используют их дома. В конце каждого года обучения проводятся так называемые отчетные открытые уроки для родителей по всем предметам, где мы с ребятами показываем, чего достигли за год. И родители, и дети очень любят такие уроки. А свои отзывы и пожелания родители оставляют в специальной тетради под названием "Дневник общения родителей и учителя".

У меня класс с разным национальным составом. И эту проблему я тоже не могу обойти. Главной задачей для меня является: заинтересовать школьников и родителей в сохранении этнокультурных ценностей, привить уважение к людям других национальностей. На уроках чтения мы знакомимся не только с русскими сказками, но и с татарскими и азербайджанскими, знакомимся с поэтами разных национальностей. На уроках окружающего мира обязательно рассматриваем разные национальные костюмы. Причем рисуют их сами дети. На занятиях кружка по истории изучаем не только традиции России, но и республики Татарстан и Азербайджан; знакомимся с государственными символами России и других республик; знакомимся с подвигами героев, защищавших Родину. Родители помогают нам в этом. В нашем классном музее, благодаря детям и их родителям, имеются купюры денег разных республик в разные времена, медали ветеранов ВОВ. Когда поздравляем именинников, угощаемся выпечкой то русской, то татарской, то азербайджанской, то башкирской кухни. А праздновать такие национальные праздники, как Курбан-байрам или Пасха, стало традицией. Инициаторами праздника Масленицы обычно являются родители. Мои ученики знают: главное – не национальность, главное – человек, его душа, его поступки.

Считаю главной своей целью – сплотить учеников в большую дружную семью через индивидуальный подход к каждому ребенку. Приведу несколько примеров.

Среди первоклассников сидит мальчик, который не общается ни с кем из ребят, не общается со мной. Лишь изредка подходит ко мне и бросает абсолютно неуместные фразы. Позже выясняется, что ребенок не может пересказать текст из 4-5 предложений. Начинаю изучать семью. При первом впечатлении – благополучная семья: полная, двое детей, очень обеспеченная, родители участвуют в жизни ребенка. Однако после первых же бесед с родителями выяснилось, что главное увлечение мальчика - компьютерные игры. Причем, у родителей опускаются руки: если они запрещают подходить к компьютеру днем, мальчик включает его ночью. Конечно, посоветовала обратиться к психологу. А со своей стороны попыталась, хотя бы частично, вернуть ребенку детство. Мы вместе читали и пересказывали сказки, (начали с "Колобка" - оказалось ребенок не знает даже ее), рисовали себя, свою семью. Посоветовала родителям купить добрые детские мультфильмы и художественные фильмы, завести дома четвероногого друга, а обязанности по уходу за ним возложить на ребенка. И, конечно же, систематические беседы с родителями. Сегодня мой ученик пересказывает, пишет изложение и сочинение на твердую оценку «четыре». А компьютерные игры мы выбрали с ним только самые нужные.

В прошлом году ко мне привели мальчика – воспитанника детского дома, который сбегал не раз из детского дома, поменял уже две школы, а главное не освоил даже программу 1-го класса и старше остальных ребят на 2 года. Изо дня в день, наблюдая за мальчиком, я заметила за ним одно: на переменах и на многих уроках он рисует. Сначала думала, что это ему мешает, отобрала карандаши. Он не обиделся, но сник. Я вернула карандаши с условием, что он будет выполнять все с нами на уроке. Оказалось, мальчик рисует то, о чем мы говорим на уроке, да как рисует! На уроке чтения прошу дать характеристику главному герою. У моего ученика блестят глаза – он одной рукой рисует этого героя, а другую держит, чтобы отвечать. Изучаем животных на уроке окружающего мира. К концу урока он получает положительную оценку за ответы, а мне показывает тех же животных, нарисованных своей рукой. Свои рисунки дарит мне, а потом с гордостью смотрит на них, когда я их использую как наглядность для всех ребят. Сейчас мальчик посещает кружок изобразительной деятельности и с радостью в конце каждой четверти считает на сколько еще у него уменьшилось количество «троек», а со мною делится самым сокровенным.
Это яркие примеры того, какие разные могут быть проблемы у неблагополучных и внешне благополучных детей. И нет готового рецепта для их устранения.

В заключении хотелось бы перечислить принципы, которых я придерживаюсь в своей работе.

  1. Никогда не разговаривать с ребенком и его родителями на повышенных тонах. Я не диктатор, я – друг.
  2. Никогда не обзывать, не унижать ребенка. Уважай ребенка, тогда он будет уважать тебя.
  3. Никогда не называть ребенка по фамилии. Мы – одна семья, а в семье не фамильярничают.
  4. Никогда не говорить о недостатках и проблемах ребенка при всех, тем более говоря о нем в 3-ем лице.
  5. Никогда не сравнивать девочек и мальчиков. Они по своей сути разные и подход к ним разный.
  6. Никогда не бояться признаваться в том, что ты чего-то не знаешь. Ребенок рад поделиться с учителем чем-то недавно услышанным и увиденным.
  7. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, только с собственными достижениями.
  8. Никогда не общаться с ребенком с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже тебя. Придет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше тебя.
  9. Никогда не терять чувство собственного достоинства. Только достойный учитель может сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.

Я разработала так называемый проект модели выпускника начальной школы, к которому постоянно стремлюсь в воспитании и обучении своих учеников.Проект модели выпускника начальной школы
- Качества личности
мыслительныесоцио- динамическиепсихическиесубъект
- Интеллект
логика последовательность самостоятельность независимостьреализм активность ответственность разнообразие - предприимчивость альтруизмкоммуникативность уверенность в себе рассудительностьтворчество свобода

Мои бывшие и настоящие ученики, а также их родители говорят так: "Анастасия Юрьевна – наша вторая мама". А это для меня является лучшей оценкой моего учительского труда, моей работы.Литература:
1. Кирдяева Н. В. Социально ориентированная подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению// "Начальная школа", 2008, № 11.
2. Климанова Л. Ф. О новой модели гуманистической школы// "Начальная школа", 2009, №4.

Электронные ресурсы.
1. Проекты ФГОС начального образования http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/
2. Учебно – методический комплект для начальной школы "Перспектива" http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

Автор: Сергеева Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 города Бугульмы Республики Татарстан



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль