Правовые основы реализации права обучающихся на свободу совести*

1176

В современных условиях вопрос определения сущности свободы совести становится весьма актуальным. Попытка формирования у гражданина свободы совести, в т. ч. через свободу вероисповедания, предпринята теперь и в сфере образования.

* Статья подготовлена с использованием материалов СПС “КонсультантПлюс”. – Примеч. авт

В основу реализации права обучающегося на свободу совести и вероисповедания положены международные принципы и нормы. Например, Конвенция ООН “О борьбе с дискриминацией в области образования” (1960 г.) определяет, что никто, в т. ч. ни учебные заведения, ни группа лиц не может навязывать детям религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями.

В декларации ООН “О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений” (1981 г.) и Конвенции ООН “О правах ребенка” (1989 г.) содержится положение о том, что каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии в соответствии с желаниями его родителей, и он не может принуждаться к такому образованию вопреки его интересам. Государство должно ограждать его от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений.

Международные акты в сфере свободы совести устанавливают не только право граждан на религиозное образование, но и приоритетное право родителей на выбор образования и воспитания ребенка в соответствии сосвоими убеждениями. Именно на этом основано получение согласия родителей ребенка при осуществлении выбора религиозного образования (обучение религии).

Нормативное регулирование свободы совести и вероисповедания обучающегося прошло несколько исторических этапов: от полного запрета права на свободу совести до отказа установленных ограничений.

В Декрете СНК РСФСР от 23.01.1918 “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”, который утратил силу в 1990 г.*, свобода совести рассматривается именно через свободу вероисповедания. В 1918 г. не допускалось изучение религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы. Обучение религии разрешалось только частным образом, т. е. вне системы регулярного образования.

Пример
В этой связи интересно постановление Наркомюста РСФСР от 24.08.1918 «О порядке проведения в жизнь декрета “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” (Инструкция)»**. В нем указываются основные религии, которые были распространены в тот период на территории государства. Если в настоящее время этот перечень сведен к четырем традиционным религиям (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и именно с ними
современная система образования связывает формирование свободы совести у обучающихся, то в 1918 г. этот перечень был разнообразнее и включал православную, старообрядческую, католическую (все обряды), армяно-григорианскую, протестантскую церкви и исповедания: иудейское, магометанское, буддийско-ламаитское. В период НЭПа в РСФСР появились новые церкви: живая, древнеапостольская, трудовая***.

В постановлении ВЦИК, СНК РСФСР от 08.04.1929 “О религиозных объединениях” категоричность запрета на осуществление религиозного обучения была смягчена. Преподавание религиозных вероучений было разрешено в духовных учебных заведениях. Таким образом, приобщение к формированию нравственного самоконтроля на основе религиозного учения стало возможным в системе негосударственного образования.

В настоящее время основным правовым документом в сфере реализации права обучающегося на свободу совести следует считать Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”). Этот закон не только гарантировал свободу совести и свободу вероисповеданий каждому, но и установил возможность осуществления воспитания и образования детей с учетом этих свобод.

Новацией закона стал отказ от принципа отделения школы от церкви и разрешение администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений с согласия родителей предоставлять религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ этих учреждений.

Таким образом, религиозное обучение шагнуло в государственную школу. Это положение вошло в противоречие с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон РФ “Об образовании”) и с п. 4 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, где указано, что светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является принципом государственной политики в области образования.

* Утратил силу в связи с принятием постановления ВС РСФСР от 25.10.1990 № 268-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий”». – Примеч. авт.
** Известия ВЦИК, № 186, 30.08.1918. – Примеч. авт.
*** Постановление Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 19.06.1923 “Инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении церкви от государства СУ РСФСР”, 1923. № 72. Ст. 699. – Примеч. авт.

Мнения специалистов о светскости образования разделились. Одни считают, что светскость не предполагает включение в программы образовательных учреждений дисциплин, связанных с религиозными учениями, другие считают, что “светский характер образования не предусматривает запрета на реализацию в государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавания знаний, касающихся религии”*.

Право на получение религиозного образования стало составной частью права обучающегося на свободу совести. И поскольку свобода совести – это естественное право человека от рождения, то оно должно быть признаваемо государством. Государство в лице федеральных органов власти стало активно инициировать вопросы формирования у обучающихся представлений о свободе совести через религиозное или религиоведческое образование.

Пример
Если в 1993 г. в своем письме от 19.03.1993 № 47/20-11а “О светском характере образования в государственных учреждениях” Минобразования России, ссылаясь на постановление ВС РСФСР от 25.10.1990 № 268-1, отменившее Декрет 1918 г. об отделении церкви от школы, только указывает на то, что в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях могут быть введены факультативные курсы “История религии”, “Мировые религии”, “Религиоведение”, “Великие книги человечества” и др., то уже в 1999 г. оно подписывает договор о сотрудничестве с Московской патриархией РПЦ и издает ряд документов, которые допускают организацию религиоведческого образования в государственных и муниципальных школах с целью изучения преимущественно традиционных религий (православие, иудаизм, ислам, буддизм). С этого момента в системе высшего профессионального образования утверждается государственный образовательный стандарт по теологии, вводится аккредитация образовательных программ высшего профессионального образования в духовных образовательных учреждениях, а для системы общего образования начинается разработка учебных курсов на религиозной основе.

В 2000-е гг. были изданы следующие документы:

  • распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009–2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики” и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010–2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений»;
  • приказ Минобразования России от 01.07.2003 № 2833 “О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ”;
  • письмо Минобрнауки России от 25.11.2009 № 03-2375 “О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе”; письмо Минобразования России от 13.02.2003 № 01-51-013ин «О дополнительных разъяснениях к письму Минобразования России от 22.10.2002 № 14-52-87ин/16 «О примерном содержании курса “Основы православной культуры”»;
  • письмо Минобразования России от 22.10.2002 № 14-52-87ин/16 «О примерном содержании курса “Основы православной культуры”»;
  • письмо Минобразования России от 12.07.2000 № 549/28-16 “О деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений”.

Понкин И.В. Свобода совести и светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях http://www.fpa.su/problemy-realizatsii-konstitutsionnogo-zakonodatels/svoboda-sovesti-i-svetskiy-harakter-obrazovaniya-v-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-i-v-ponkin.html. – Примеч. авт.

В настоящее время активно продолжается правотворческая работа по созданию условий для реализации свободы совести и вероисповедания в системе государственного образования. Так, приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312” с 1 сентября 2012/13 уч. г. в 4 классах всех субъектов РФ вводится комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики”. За счет сокращения часов регионального и школьного компонента увеличится до 34 ч федеральный компонент в Федеральном базисном учебном плане. Это не повлечет увеличения общей учебной нагрузки учащихся, но изменит структуру учебного плана, ущемив интересы региона и самой школы.

Введение этого учебного курса осуществляется в соответствии с планом, утвержденным Правительством РФ*.
Основные этапы этого плана будут реализованы в 2012 г.:

  • в январе – марте 2012 г. – проводился опрос родителей относительно выбора учебного модуля данного курса;
  • с февраля по август 2012 г. – осуществляется повышение квалификации педагогов (тьюторов), которые будут вести этот курс;
  • в течение всего 2012/13 уч. г. будут проведены конференции для учителей, которые преподают курс “Основы религиозных культур и светской этики”, а также будет создан специализированный портал в сети Интернет для освещения проблем его преподавания.

Отметим, что ни в одном нормативном акте не указаны риски внедрения такого учебного курса в практику общеобразовательных учреждений. Многочисленные интервью о школах, которые в экспериментальном режиме реализовывали дисциплины “Основы светской морали”, “Основы православной культуры”, “Духовно-нравственная культура”, “История религии”, информировали общественность только о положительных результатах эксперимента. Эти данные послужили основой для принятия решения о внедрении в массовом порядке учебного курса
“Основы религиозных культур и светской этики”.

* Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики”. – Примеч. авт.

Важно! Более чем 380 млн руб. было потрачено из бюджета страны только на подготовку к введению учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” в общеобразовательные учреждения. При этом основными пользователями этих средств стали всего три организации (издательство “Просвещение”, АПК и ПРО, РАГС)*.

В качестве одной из демократических мер был осуществлен сбор информации от родителей о выборе ими учебного модуля в курсе “Основы религиозных культур и светской этики”. Родителям было предложено ответить на вопрос: “Основам какой религиозной культуры (православной, иудейской, буддийской, исламской) или светской этике должна обучать их детей школа?” Понятно, что такой вопрос связан с формированием заказов для издательств. Региональные власти должны знать, какие средства они потратят на закупку учебной литературы по этому предмету.

Однако надо полагать, что в следующие годы возможно сведение таких опросов к минимуму. Поскольку пользование учебниками, представленными в Федеральном перечне, допускается в течение 10 лет, органы государственной власти субъекта РФ могут корректировать необходимость закупки тех или иных учебников, исходя уже не из запросов родителей, а из возможностей бюджета региона.

В настоящее время Федеральный перечень учебной литературы** по данному предмету сформирован не равноценно (приложение). Учебники, построенные по комплексному принципу, представлены в том же количестве, что и учебники по отдельному модулю курса. Так, прямое отношение к данной дисциплине имеют 4 учебника по светской этике, 2 учебника по основам мировых религиозных культур; по 2 учебника ориентированы только на какой-то один модуль учебного курса. В этих учебниках рассматриваются особенности только четырех традиционных религиозных культур народов России. Места другим, не менее традиционным религиозным культурам россиян в этом перечне не нашлось.

Помимо учебников для курса “Основы религиозных культур и светской этики” утверждены еще 5 учебников для курса “Основы духовно-нравственной культуры народов России”.
Ни Закон РФ “Об образовании”, ни Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” не требуют согласия родителей на изучение основ какой-либо культуры. Согласие требуется только в случае обучения малолетних*** религии (п. 5 ст. 3 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”). Тем не менее Минобрнауки России в своем письме от 24.10.2011 № МД-1427/03 “Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ” обязало школы не только провести родительские собрания по вопросам введения нового комплексного учебного курса “Основы религиозной культуры и светской этики”, но и зафиксировать выбор родителями модуля для обучения своего ребенка в протоколах родительских собраний и письменных заявлениях родителей.

Такая работа была завершена к 25 ноября 2011 г. Не исключено, что к началу 2012/13 уч. г. кто-то из родителей может передумать и отказаться от своего заявления. Отвечать за такой отказ будет руководитель образовательного учреждения.

* Приказ Рособразования от 16.12.2009 № 2295; приказ Рособразования от 19.01.2010 № 14; приказ Рособразования от 19.01.2010 № 15; приказ Рособразования от 12.02.2010 № 117; приказ Рособразования от 25.03.2010 № 239; приказ Рособразования от 05.04.2010 № 314. – Примеч. авт.
** Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 № 2885 “Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год”. – Примеч. авт.
*** Согласно ст. 28 ГК РФ к малолетним относят детей в возрасте от 6 до 14 лет. – Примеч. авт.

Важно
Перед общеобразовательной школой стоит серьезный вопрос: основам какой культуры следует обучать учеников? Основам буддийской, исламской, иудейской, православной культур и светской этики или основам духовно-нравственной культуры народов России?  Педагогам теперь важно понимать, что именно предложено изучать в системе государственного образования – основы той или иной религии или именно основы культуры, которая формировалась под влиянием религиозных учений. Если речь идет об изучении основ религиозной культуры, то к чему такое обилие учебников, рассчитанных на субъективный выбор родителей и учителя, а также проведение опросов родителей о том, какой модуль учебного курса они хотели бы реализовать в школе для своих детей?

Пример
Учителям и руководителям образовательного учреждения следует четко разделять понятия “религия” и “религиозная культура”.
Согласно Большому энциклопедическому словарю, религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) означает мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, “священного”, т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.
Религиозная культура в соответствии с определением, данным в Словаре по общественным наукам, представляет собой часть духовной культуры человечества, порожденную религиозными запросами людей и призванную удовлетворять эти запросы.
Удивительно, но в сфере образования одни понятия легко подменяются другими. Так, понятие “религия” легко меняется на понятие “религиозная культура”*. Однако явление культуры гораздо шире, сюда надо относить творчество, просветительство, поучение, философию, форму общественной организации. Неточность изложения сути религиозной культуры приводит к тому, что и представители средств массовой информации** не различают сути понятий “религия” и “религиозная культура” и убеждают общественность в том, что в школах будут изучаться основы религии. Но о каких религиях идет речь? Отметим, что изучение основ какой-то одной религии искажает цель этого курса. Религиозная культура гораздо шире мировоззренческой позиции, которую излагает религия.

Путаницу базовых понятий данного курса создают и федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) общего образования. Так, согласно приказу Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” и приказу Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях установлено изучение предметной области “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, где данная проблема рассматривается иначе. Образовательное учреждение в рамках данной предметной области должно формировать у обучающихся первоначальные представления о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Таким образом, получается, что ФГОС направлены на отход от принципа светскости образования и постепенное внедрение религиозного образования
в государственную (муниципальную) школу.

Отметим еще один факт: в 2012/13 уч. г. изучение курса “Основы религиозных культур и светской этики” начнется в 4 классах, которые не участвуют в реализации ФГОС начального общего образования. Обучающиеся этих классов осваивают основную образовательную программу в соответствии с приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов на-чального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”.

Редакция этого документа осуществлена приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 “О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089”. Документ усиливает субъективный подход к изучению данного курса. В нем указано, что в рамках учебного предмета “Основы религиозных культур и светской этики” с 4 класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Такое указание создает проблемы в реализации пожеланий родителей в классах с многонациональным и многоконфессиональным составом учащихся. Может получиться, что 5 учащихся пожелают изучать ислам, 10 – православие, 3 – иудаизм, 4 – буддизм, остальные – светскую этику. Найдет ли школа столько специалистов, чтобы обеспечить обучение в малых группах?

Обратим внимание, что обязательный минимум содержания основных образовательных программ предполагает знакомство учащихся со всеми традиционными религиозными культурами, а не с одной, как это пытаются сегодня преподнести управленцы, книгоиздатели и некоторые представители церкви.

Например, в учебнике А.В. Бородиной “Основы православной культуры” (2002) понятие религиозной культуры сужено до двух моментов – религии и религиозной этики (мораль, правила по- ведения). – Примеч. авт.
** Главный редактор радиостанции “Эхо Москвы” Алексей Венедиктов в своем анализе введения в школах курса “Основы религиозных культур и светской этики” указывает на необходимость при- водить общие примеры из разных религий (www.rg.ru/2012/02/04/religia-predmet-site.html). Но за- дача учебного курса в ином – познакомить с основами религиозных культур, а не с основами религий. – Примеч. авт.

Приложение

Список учебников из федерального перечня на 2012/13 уч. г.
(извлечения из приказа Минобрнауки России от 27.12.2011 № 2885)

По основам светской этики:

  1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 кл. М.: Баласс.
  2. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 кл. М.: Дрофа.
  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 кл. М.: Просвещение.
  4. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 кл. М.: Русское слово.

По основам мировых религиозных культур:

  1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной  культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4–5 кл. М.: Дрофа.
  2. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4–5 кл. М.: Просвещение.

Учебники, ориентированные только на один элемент учебного курса:
• по основам православной культуры:

  1. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4–5 кл. М.: Просвещение.
  2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4–5 кл. М.: Просвещение.

• по основам иудейской культуры:
1. Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной куль-туры народов России. Основы иудейской культуры. 4–5 кл. М.: Дрофа.
2. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4–5 кл. М.: Просвещение.

• по основам исламской культуры:

  1. Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4–5 кл. М.: Дрофа.
  2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов  России. Основы исламской культуры. 4–5 кл. М.: Просвещение.

• по основам буддийской культуры:

  1. Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4–5 кл. – М.: Дрофа.
  2. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4–5 кл. М.: Просвещение.

Учебники по духовно-нравственной культуре народов России:

  1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  2. Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. М.: Ассоциация XXI век.
  3. Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. М.: Мнемозина.
  4. Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. М.: Издательский дом “Федоров”.
  5. Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. М.: Астрель.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль