Методическая разработка открытого урока по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"

7130

Методическая разработка открытого урока по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием ИКТ. Цель урока: сформировать навыки правильного написания –ться/-тся в глаголах

Задачи

Образовательные:

  1. Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, Ь знак после шипящих в глаголах;
  2. Отработать способ действия при выборе;
  3. Выработать умения различать существительные на –ца от глаголов на –ться/-тся.

Развивающая:

  1. Развить критическое мышление, творческое воображение, внимание, память, орфографическую зоркость;
  2. Развить умения вести рабочий диалог, высказываться на грамматическую тему;
  3. Обогатить и активизировать словарный запас.

Воспитательная:

  1. Создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребенком, дать им почувствовать себя в ситуации успеха;
  2. Воспитывать активную жизненную позицию, умение себя оценивать и нести ответственность за результаты своего труда;
  3. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности, эстетических взглядов.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы:
По источнику полученных знаний: иллюстративно-наглядные, словесные, практические
По способу организации познавательной деятельности: Объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Формы работы:
Коллективная , групповая, индивидуальная

Средства обучения:
Учебник, тетради, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийная презентация

Обоснование: предметная неделя русского языка и литературы.

Детальный план урока:
І. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Вы, конечно же, обратили внимание на то, что у нас на уроке присутствуют гости. Как вы думаете, что привело их к нам на урок?

Ответы учащихся: Неделя русского языка, хотят убедиться в наших знаниях по русскому языку и т.д.

Учитель: А для чего мы изучаем русский язык?

Ответы учащихся: чтобы уметь читать, писать, спросить, общаться и понимать других.

Учитель: Слова какой части речи мы употребили?

Ответы учащихся: Глагола

ІІ. Вызов

А) Актуализация знаний:
Учитель: Что мы уже знаем о глаголе?
Ответы учащихся по логической цепочке: Глагол – это самостоятельная часть речи, /которая обозначает действие или состояние предмета и /отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? /Начальная форма глагола называется неопределенной формой глагола./ Эти глаголы имеют окончания –ть,-ти, и нулевое окончание в глаголах на – чь. /Примеры: читать, играть, думать, любить, смеяться

В) Целеполагание:
Учитель: С теорией справили неплохо. Молодцы! Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока Правописание -тся и -ться в глаголах. Кто уже записал, подумайте о чем мы будем с вами говорить на уроке? Чему научимся?

Ответы учащихся: мы будем говорить о том, как правильно записывать глаголы, которые заканчиваются на –ться и – тся, познакомимся с правилом.

Учитель: Это была наша грамматическая тема урока, а лексическая - звучит так: «Человек, который всю жизнь играл в куклы». Как вы думаете кто бы это мог быть?

Ответы учащихся: это ....

ІІІ. Организация восприятия и осмысления новой информации:
Учитель: Посмотрим насколько ваши предположения оправдались, на странице 151 есть текст, который представлен на слайде, прочитаем его внимательно. (лучшие чтецы читают текст)
Учитель: Что нового из текста вы узнали?
Ответы учащихся: Узнал(а), кто такой Образцов. Что существуют разные виды кукол. Узнал, что такое куклы-марионетки и т.д.
Учитель: Ребята, выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ться или –тся, в соответствующую колонку.(далее работа по таблице)
Ответы учащихся: Не только по форме слова можно определить выбор написания ь знака, но и по вопросам.
Что делает(-ют)?
Что сделает(-ют)Что делать?
Что сделать?
Глагол з-го лицаНеопределенная форма
Они (что делают?) приводятсяПриводиться
Они (что делают?) надеваютсяНадеваться
Они (что делают?) называютсяНазываться
Вывод: Ь знакЬ знак

Учитель: Помни: вопрос – твой помощник! Однако существует еще один способ действия при определении правильного написания – -тся и -ться в глаголах. Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?
Откройте учебник на стр. 153 и прочитайте правило. Проверьте правильность ваших выводов. А теперь попробуйте прочитать алгоритм.

Учитель: Ребята, ну что проверим наши знания?

Задание № 1. Задание по слайдам

Комментарий учителя:

Задание № 2. Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в
начальной форме и в форме 3 лица ед. ч. Слайд №

Задание № 3. Выполните упражнение 357 по рядам. 1 ряд записывает 1-2
предложение. 2 ряд – 3-4 предложение, а 3 ряд – 5-6 предложение.

Задание № 4. Сделайте буквенную запись слов.
[бароца] , [уд,ивл,аца], [абжеч,с,а], [играца], [с,истр,ица]

Комментарий учителя: Убедились, что слова произносятся одинаково, а обозначают разные части
речи, поэтому пишутся по - разномуВЫВОД: слайд

Задание № 5. Запишите предложение. Объясните правописание слов на -ться и -ца. Два братца не хотят за дело браться.

Учитель: Что бы вы посоветовали двум братцам?

Ответы учащихся: не лениться, быть трудолюбивым

V. Рефлексия.

Учитель: Ребята, сейчас мы услышим стихотворение «Не позволяй душе лениться!» в исполнении актера драматического театра. Автор этого стихотворения Николай Заболоцкий, известный русский поэт. Послушайте. (аудиосопровождение стихотворения "Не позволяй душе лениться!")

Учитель: Вам понравилось стихотворение? Какие чувства вызвало? Вы согласны с  мнением автора? Запишите название стихотворения. Почему написали в глаголе ь
знак? Что новое узнали на уроке? Чему научились?

Учитель: В память о сегодняшнем уроке, дарю вам текст это стихотворения, которое поможет вам при выполнении домашнего задания

V. Задание на дом:

  1. Написать мини-эссе «Душа обязана трудиться» - задание для тех, кто хочет получить «5»
  2. Выписать слова, которые связаны с тем, о чем мы сегодня говорили с вами на уроке - задание для тех, кто хочет получить «4»
  3. Упражнение 358., для тех, кто считает , что справится только с этим заданием

VІ. Итоги урока.
Заполнение карты успеха. Выставление оценок.
Спасибо за урок!

Автор: Биялиева Гульмира Азаматовна,  учитель Круглоозерновская СОШ



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль