Основные направления совершенствования физкультурно-спортивного воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений

9602

В целях реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” и в соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507р ведется работа по модернизации системы физкультурно-спортивного воспитания по ряду направлений.

Введение третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях

Физическая культура как обязательный предмет представлен на всех ступенях школьного образования и ведется с первого класса.
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, введен обязательный третий час преподавания физической культуры (за счет переноса одного часа из регионального в федеральный компонент).

Цель введения третьего урока физической культуры – увеличение объема двигательной активности обучающихся, развитие их физических качеств, совершенствование физической подготовленности, привитие навыков здорового образа жизни, развитие физической культуры в школе.

Минобрнауки России письмом от 08.10.2010 № ИК1494/19 направлены в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, методические рекомендации с разъяснением подходов к разработке содержания третьего часа физической культуры.
В СанПиН 2.4.2.282110 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”, вступивших в силу с 1 сентября 2011 г., увеличена максимально допустимая недельная нагрузка в образовательных учреждениях (далее – ОУ) на 1 ч (за счет введения третьего часа физической культуры). Это позволило внести в приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 изменения, увеличивающие предельно допустимую недельную нагрузку на 1 ч (приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994).

Министерством образования и науки РФ (далее – Министерство) проводится ежегодный мониторинг для выявления проблем, связанных с введением третьего часа физической культуры в образовательных учреждениях субъектов РФ, и разработки методических и организационных мер, направленных на их решение.

В 2010/2011 учебном году обязательный третий час занятий физической культурой был введен на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования в 56,3, 56,5 и 50,1% школ соответственно.

С 2011/2012 учебного года по информации регионов планировалось введение третьего часа физической культуры в 98% школ на всех ступенях общего образования.
Предмет “Физическая культура” является основой физического воспитания обучающихся. В настоящее время преподавание физической культуры осуществляется в соответствии:

  • с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);
  • федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Начиная с 2011/2012 учебного года, преподавание физической культуры на ступени начального общего образования осуществляется в соответствии с ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.

С 2015/2016 учебного года обязательным будет обучение по ФГОС на ступени основного
общего образования, а с 2020/2021 учебного года – на ступени среднего (полного) общего
образования.

Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования, после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к их введению: в 5-х классах – с 2012/2013 учебного года, в 10х классах – с 2013/2014 учебного года.

Совершенствование содержания урока “Физическая культура”

Совершенствование содержания и внедрение инновационных подходов к преподаванию физической культуры должны способствовать кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со стороны обучающихся и их родителей, так и со стороны педагогов.

Урок физической культуры должен стать инструментом развития двигательной активности обучающихся средствами различных видов спорта, способствовать овладению основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах деятельности (двигательной, игровой и соревновательной).

ФГОС при разработке учебных программ по физической культуре предусматривают возможность учета интересов школьников, их состояния здоровья и обеспечения условий для всех, кто хочет реализовать себя в будущем в большом спорте.

Министерством в конце 2010 – начале 2011 гг. был проведен мониторинг опыта работы, накопленного в регионах, по разработке и использованию инновационных учебных программ, методик и технологий физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях. Сформированы база инновационных программ, методик и технологий преподавания этого предмета, а также статистический банк данных новаторской деятельности ОУ в целом по стране (на основе информации из всех субъектов РФ).

По результатам анализа представленной информации 5755 учреждений используют в своей работе по физическому воспитанию обучающихся инновационные методики (в т. ч. 2262 городских ОУ и 3493 сельских ОУ), что в среднем от общего числа общеобразовательных учреждений страны составляет 11,1%. Наилучшим образом физкультурно-спортивное воспитание поставлено в Краснодарском крае, Пензенской, Воронежской и Ивановской областях, Кабардино-Балкарской Республике и Ханты-Мансийском автономном округе.

Сегодня урок физической культуры должен стать творческой площадкой учителя. При разработке новых учебно-методических комплексов, программ необходимо учитывать вектор современных изменений и требований. Классический урок многим обучающимся неинтересен, особенно в старшей школе, где делается опора только на традиционные формы его проведения.

Министерство проводит целенаправленную работу с рядом всероссийских спортивных федераций. Главная цель этой работы – совершенствование урока физической культуры через использование элементов различных видов спорта, а также повышение квалификации учителей с помощью лучших методистов и тренеров. Заключены соглашения о взаимодействии с Национальной федерацией бадминтона России, Всероссийской федерацией художественной гимнастики, Федерацией фитнес-аэробики России, Российским футбольным союзом, Федерацией спортивного ориентирования России. Ведется работа по подготовке соглашения о взаимодействии с Федерацией спортивной борьбы России. Использование положительного опыта спортивных федераций – это возможность превратить школьную физическую культуру в интересный и востребованный предмет.

С учетом полученных из регионов материалов и опыта всероссийских спортивных федераций Министерство приступило к работе по созданию учебно-методического комплекса для обеспечения предметной области “Физическая культура”. Большую помощь в этом оказывает экспертный совет Минобрнауки России по совершенствованию системы физического воспитания в школах Российской Федерации.

В 2011 г. экспертным советом были рассмотрены и рекомендованы для использования в образовательном процессе ОУ по учебному предмету “Физическая культура” следующие программы:

  • “Физическая культура. Гимнастика”;
  • Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола.

С участием экспертного совета подготовлены и направлены в регионы Рекомендации по разработке учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений.

Для апробации в образовательном процессе ОУ в течение II полугодия 2011/2012 учебного года направлены:

  • Программа для обучающихся 8–11х классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики;
  • Программа по бадминтону для общеобразовательных учреждений.

По информации, представленной регионами, апробация программы по фитнес-аэробике проходит в 28 регионах (220 ОУ), а по бадминтону – в 30 регионах (342 ОУ).
В июне 2012 г. экспертным советом рекомендована для использования в образовательном процессе модульная программа третьего урока физической культуры для
1–11х классов общеобразовательных учреждений. Для апробации в течение 2012/2013 учебного года рекомендована программа интегративного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби.

Физическая культура для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

По данным официальной статистики Минздравсоцразвития России, снижается количество здоровых детей во всех возрастно-половых группах.
В 2010 г. в сравнении с 2005 г. вырос показатель общей заболеваемости детей в возрастных группах:

  • от 0 до 1 года – на 2%;
  • от 1 года до 14 лет – на 7%;
  • от 15 до 17 лет – на 19,3%.

К окончанию школы отмечается значительный рост числа хронических заболеваний среди старшеклассников: в 7,7 раза – костно-мышечной системы; в 6 раз – системы кровообращения; в 2,2 раза – мочеполовой системы; в 2 раза – органов зрения и т. д.

Все это требует серьезной работы с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В настоящее время вопросы организации работы с обучающимися данной категории регламентированы письмом Минобразования России от 31.10.2003 № 1351263/123 “Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой”. Вместе с тем уже в 2011 г. экспертным советом Минобрнауки России по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации была рассмотрена и рекомендована для использования в образовательном процессе Программа для обучающихся I–IV классов общеобразовательных школ, отнесенных к специальной медицинской группе А.

Рабочей группой, созданной при НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФБГУ “НЦЗД” РАМН, разработаны методические рекомендации “Медико-педагогический контроль за организацией занятий по физической культуре обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья”, которые были одобрены на заседании экспертного совета 30 мая 2012 г. и направлены в регионы для использования в работе.

Вместе с рекомендациями в регионы направлены Программы для обучающихся V–IX и X–XI классов общеобразовательных учреждений, отнесенных к специальной медицинской группе А, также рекомендованные экспертным советом для использования в общеобразовательных учреждениях.

Развитие школьных спортивных клубов

Система образования видит свою задачу в том, чтобы обучающиеся имели полноценную возможность заниматься физической культурой и спортом не только через урочную, но и внеурочную деятельность.
Впервые в ФГОС предусмотрена организация внеурочной деятельности, в т. ч. Физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, мероприятия).
Важное место в развитии внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности Минобрнауки России отводит созданию школьных спортивных клубов, которые призваны осуществлять работу:

  • по пропаганде здорового образа жизни;
  • привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, общефизической подготовке;
  • организации занятий по видам спорта на уровне начальной подготовки;
  • проведению физкультурных и спортивных мероприятий;
  • подготовке к участию школьных команд в официальных соревнованиях различного уровня.

Определение содержания урока физической культуры и программ обучения по данному предмету должно происходить при участии школьного спортивного клуба.
В августе 2011 г. в субъекты РФ были направлены методические рекомендации по созданию и организации школьных спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях (письмо от 10.08.2011 Минобрнауки России № МД/1077/19 и Минспорттуризма России № НП0207/4568).

С 1 января 2012 г. вступил в силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, предусматривающий возможность создания в учреждениях общего образования школьных спортивных клубов, неявляющихся юридическими лицами, в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.04.2012 № 284 “О внесении изменения в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации” на Минобрнауки России возложены полномочия по определению порядка деятельности школьных спортивных клубов. В настоящее время Министерством ведется работа по сбору и анализу информации о создании и организации деятельности школьных спортивных клубов в субъектах РФ. Лучший опыт будет использован при разработке приказа Минобрнауки России “О порядке деятельности школьного спортивного клуба”.

Соревновательная деятельность

Важным направлением внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы является соревновательная деятельность, проведение физкультурных и спортивных мероприятий.

Минобрнауки России совместно с Минспорттуризмом России видят свою задачу в создании целостной системы физкультурных и спортивных мероприятий в Российской Федерации. Их проведение на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне ОУ будет способствовать приобщению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Для этого в марте 2011 г. совместным решением утвержден Порядок формирования Всероссийского сводного календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся, в соответствии с которым ежегодно будет формироваться Всероссийский сводный календарный план.
Ключевыми мероприятиями внеурочной физкультурно-спортивной деятельности школьников являются всероссийские спортивные соревнования школьников “Президентские состязания” (далее – Президентские состязания) и всероссийские спортивные игры школьников “Президентские спортивные игры” (далее – Президентские спортивные игры), которые проводятся в соответствии с Указом Президента РФ от 30.07.2010 № 948 “О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников”, начиная с 2011 г.

Во исполнение этого указа совместным приказом Минобрнауки России и Минспорттуризма России от 27.09.2010 № 966/1009 утверждены Порядок проведения Президентских состязаний и Порядок проведения Президентских спортивных игр. Разработана нормативная и методическая база для проведения этих мероприятий (Положение о Президентских состязаниях; Положение о Президентских спортивных играх; Методические рекомендации о проведении в 2011–2012 годах школьного, муниципального и регионального этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр). Совместными приказами Минобрнауки России и Минспорттуризма России утверждены состав всероссийского организационного комитета по проведению всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников, а также образцы дипломов и медалей победителей, свидетельств участников всероссийского этапа Президентских состязаний, образцы дипломов и медалей победителей и призеров, свидетельств участников всероссийского этапа Президентских спортивных игр.

Президентские состязания – тестовое мероприятие по определению уровня физической подготовки школьников. Важно, чтобы каждый обучающийся с 1го по 11-й класс участвовал в этом мероприятии. В Президентских состязаниях нет одного победителя.

Во всероссийском этапе определяют 12 победителей среди городских классов-команд и 12 победителей среди сельских классов-команд.
Президентские спортивные игры – это массовый школьный спорт, первые проявления навыков и умений детей в основных олимпийских видах спорта. Основными их целями и задачами являются:

  • определение лучших команд общеобразовательных учреждений, сформированных из обучающихся одного ОУ, добившихся наилучших результатов в наиболее развитых и популярных летних и зимних олимпийских видах спорта;
  • привлечение обучающихся к занятиям спортом и здоровому образу жизни.

В играх принимают участие обучающиеся ОУ с 5-го по 11-й классы.
Президентские состязания и Президентские спортивные игры проводятся ежегодно в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский.
В 2012 г. в школьном этапе Президентских состязаний приняли участие 8,8 млн обучающихся (71,4%) 1–11х классов из 37,4 тыс. школ, Президентских спортивных игр – более 4,8 млн обучающихся (68%) 5–11х классов из 34,5 тыс. школ.

Всероссийские этапы соревнований в 2011 г. прошли в федеральных детских центрах “Океан”, “Смена” и “Орленок”, подведомственных Минобрнауки России. Во всероссийском этапе Президентских состязаний приняли участие 1864 школьника из 79 субъектов РФ, Президентских спортивных игр – 1520 школьников из 76 субъектов РФ. В 2012 г. всероссийские этапы соревнований также пройдут в федеральных детских центрах.
Количество и география участников Президентских состязаний и Президентских спортивных игр свидетельствуют о заинтересованности и значимости их проведения на всех уровнях. Мероприятия получили положительную оценку и всестороннюю поддержку со стороны педагогической и спортивной общественности как основные многоэтапные физкультурно-спортивные мероприятия с участием школьников всех возрастов.

Совершенствование спортивной инфраструктуры

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ
от 07.08.2009 № 1101р, важнейшей государственной задачей является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре.

Современные, хорошо оборудованные, безопасные спортивные залы и площадки –это возможность:

  • создания необходимых условий для систематических занятий физической культурой и спортом, привития детям устойчивой мотивации к занятиям;
  • выявления и отбора одаренных в области физической культуры и спорта детей и подготовка их для спорта высших достижений;
  • для учителей физической культуры и тренеров-преподавателей – максимально использовать имеющийся у них преподавательский и тренерский потенциал, внедрять современные методики и технологии физического воспитания и тренировочного процесса, совершенствовать преподавание урока физической культуры;
  • для школ – стать привлекательным местом детского и семейного активного отдыха в будние и воскресные дни, когда любой желающий сможет посещать школьные спортивные залы и иные спортивные сооружения.

Федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрено, что в ОУ должны быть обеспечены условия, без которых невозможно достичь требуемого современного качества организации учебного процесса по предмету “Физическая культура” и внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Речь идет, в первую очередь, о наличии в ОУ спортивных объектов, прежде всего спортивных залов, и их соответствии современным требованиям.

Одно из направлений реализации Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” непосредственно связано с развитием новой современной школьной инфраструктуры, позволяющей ОУ реализовывать не только общеобразовательные, но и дополнительные образовательные программы, в т. ч. спортивной направленности, когда школьные спортивные залы и иные спортивные сооружения становятся привлекательным местом семейного отдыха в будние и воскресные дни.

Сегодня многие школы имеют серьезные проблемы и с наличием спортивных залов, и тем более с их оснащенностью и соответствием санитарно-гигиеническим требованиям.
По данным Росстата, на начало 2010/2011 учебного года физкультурные залы были в 42 567 школах (80,5%).

По результатам мониторинга Роспотребнадзора о готовности общеобразовательных учреждений к 2010/2011 учебному году, только в девяти субъектах РФ все спортивные залы ОУ соответствовали санитарным требованиям (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край,Вологодская область, Магаданская область, Ульяновская область, Ярославская область).

В семи субъектах РФ отмечался наибольший удельный вес школ, в которых спортивные залы не соответствуют санитарным требованиям (Томская область – 48,4% таких школ, Смоленская область – 33,3%, Воронежская область – 42,8%, Архангельская область – 31,1%, Камчатский край – 45,8%, Чеченская Республика – 32,0%, Республика Адыгея – 66,5%).

Развитие современной спортивной школьной инфраструктуры является одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”.
Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ Минобрнауки России и Минспорттуризмом России в 2010 г. направлены Методические указания по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы (письмо Минспорттуризма России от 13.09.2010 № ЮН0209/4912, Минобрнауки России от 07.09.2010 № ИК1374/19).

На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, которое состоялось в г. Краснодаре 16 мая 2011 г., Председателем Правительства РФ было дано поручение высшим должностным лицам субъектов РФ: принять меры по развитию сети плоскостных спортивных сооружений при школах, а также межшкольных спортивных сооружений.

В целях оказания регионам содействия в выполнении данного поручения Минобрнауки России направило Рекомендации по развитию сети плоскостных физкультурно-спортивных сооружений при общеобразовательных учреждениях, в том числе межшкольных открытых физкультурно-спортивных сооружений (письмо от 16.02.2012 № 1933 “О направлении рекомендаций”).

Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 утвержден Свод правил СП 118.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 31062009 “Общественные здания и сооружения”, СНиП 31052003 “Общественные здания административного назначения”), зарегистрированный Росстандартом 8.02.2012. Документ будет введен в действие с 1 января 2013 г.

В Свод правил вошли предложения Минобрнауки России, предусматривающие для вновь проектируемых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общеобразовательных учреждений существенное увеличение составов и размеров площадей физкультурно-спортивных блоков зданий и пришкольных территорий.

В актуализированной редакции СНиП удалось принципиально уйти от традиционных размеров спортивного зала 24 Ч 12 м. Они останутся только в малокомплектных средних неполных школах (не более одного класса в параллели). В остальных случаях в зависимости от наполняемости школы залы могут иметь размеры: 30 Ч 18 м, 42 Ч 24 м, 48 Ч 30 м.
Кроме спортивных залов, в школах должны быть: зал для гимнастики, подвижных игр, хореографии, фитнесаэробики; тренажерный зал; зал для занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Существенно увеличены площади школьных открытых плоскостных физкультурно-спортивных сооружений: школьный стадион – от 4200 кв. м до 5260 кв. м в зависимости от численности обучающихся. Предусмотрены площадки для спортивных игр, подвижных игр, теннисный корт.

В рамках выполнения поручения Правительства РФ от 30.09.2011 № ВПП166917 Минобрнауки России разработан примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее – Перечень).

Перечень подготовлен для оказания помощи органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, а также общеобразовательным учреждениям по эффективному расходованию субсидий, направленных на приобретение спортивного оборудования и инвентаря.

Данный документ рекомендован для использования при выборе (закупке) современного спортивного оборудования и инвентаря для реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету “Физическая культура”, внеучебной деятельности физкультурно-спортивной направленности, а также для реализации программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, организации деятельности школьных спортивных клубов.

Финансовое обеспечение оснащения школьных спортивных залов и сооружений современным спортивным инвентарем и оборудованием предусмотрено за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем общего образования и средств, предусмотренных региональными целевыми программами развития образования.

Конкурс “Олимпиада начинается в школе”

В целях выявления лучшего опыта организации физкультурно-спортивного воспитания  в ОУ, стимулирования ОУ к внедрению инновационных программ, методик и технологий преподавания физической культуры, организации внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, создания школьных спортивных клубов, определения и развития приоритетных видов спорта, развития материально-технической физкультурно-спортивной базы Минобрнауки России, начиная с 2011/2012 учебного года, проводит открытый публичный Всероссийский конкурс на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, “Олимпиада начинается в школе”.

Конкурс проводится в два этапа: региональный и всероссийский этап. В конкурсе могут принимать участие не только спортивные классы в общеобразовательной школе, но и школьные коллективы всех видов в номинациях: “Лучшая городская общеобразовательная школа” и “Лучшая сельская общеобразовательная школа”.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль