Урок литературного чтения во 2-м классе. Пришвин М.М. "Ребята и утята"

30024

Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Планируемые результаты:
личностные:

  • сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных
  • на охрану окружающей среды;
  • мотивация к обучению и познанию;

метапредметные - развитие у обучающихся умений:

  • отвечать на вопросы;
  • находить в вопросе ключевое слово;
  • предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;
  • находить доказательства того или иного высказывания;

предметные - развитие у обучающихся умений:

  • составлять краткий и полный пересказ текста, картинный план текста;
  • выразительно читать, читать или пересказывать текст от разных лиц.

Оборудование: фишки нескольких цветов, инструктивные карты по числу обучающихся в классе, карточки для работы обучающихся в парах, экран, проектор, презентация, в кото¬рой содержится:

  • фотографии М.М. Пришвина, его дома;
  • иллюстрации к сложным для понимания словам и словосочетаниям, которые встречаются в тексте рассказа ("паровое поле", "овсяное поле","верста", "кузница", "вода спала");
  • фотография чирка-свистунка;
  • слова, которые обучающиеся заменяют в тексте при выполнении творческого задания;
  • незаконченные пословицы к тексту и т. д.

Литература: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Приступаем к работе на уроке.
Учитель раздает обучающимся карточки, на которых написаны авторы и названия
литературных произведений:
А.А. Шибаев “Веселые чижи”
М.М. Пришвин “Кошкин щенок”
В.Д. Берестов “Кто кем становится”.

Инструктивная карта к разделу “О братьях наших меньших”*

Автор

Произведение

Умения

Н.И. Сладков

“Они и мы”

Составлять краткий и полный пересказ.

А.А. Шибаев

“Кто кем становится?”

Соотносить слова.

Б.В. Заходер

“Плачет киска в коридоре”

Составлять картинный план.

И.М. Пивоварова

“Жила-была собака”

Пользоваться литературным приемом (образ – представление).

В.Д. Берестов

“Кошкин щенок”

Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово.

М.М. Пришвин

“Ребята и утята”

Читать или пересказывать текст от разных лиц.

Е.И. Чарушин

“Страшный рассказ”

Подбирать нужные слова.

Б.С. Житков

“Храбрый утенок”

Составлять экологические цепи (цепи питания).

В.В. Бианки

“Музыкант”

Предугадывать ситуацию, последствия.

В.В. Бианки

“Сова”

Находить в тексте доказательства.

*Инструкция по работе с таблицей.Имена писателей и расположенные в одной строке с ними названия литературных произведений необходимо выделить разными цветами. В колонке справа под каждым умением расположить кружки (10 шт). Закрашивая кружок тем или иным цветом, соответствующим конкретному литературному произведению, обучающийся фиксирует развитие того или иного умения. – Примеч. авт.

Посмотрите на карточки, соотнесите автора и название произведения, работайте в парах. Можете задавать мне вопросы. (Обучающиеся выполняют задание.) Получилось? Давайте проверим ваши ответы по инструктивной карте. Что вы заметили? (Обучающиеся находят в инструктивной карте перечисленные в карточке имена авторов и названия произведений, проверяют правильность выполнения задания.)

Ученики: Произведение “Веселые чижи” из другого раздела. Произведение М.М. Пришвина – “Ребята и утята”.

Учитель: Воспользуйтесь инструктивной картой еще раз и скажите: что вы уже знаете и умеете, а чему вам еще только предстоит научиться? (Обучающиеся, пользуясь инструктивной картой, отвечают на вопрос учителя.)
Вы уже узнали, что сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”. Скажите, а каким умением мы овладеем при чтении этого художественного произведения?

Ученики: Читать или пересказывать текст от разных лиц.

Учитель: Итак, какова цель нашего урока?

Ученики: Научиться читать и пересказывать текст от разных лиц, познакомиться с текстом рассказа Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”.

Учитель: Верно. Давайте составим план нашего урока. Мы с вами пока не знакомы с творчеством Михаила Михайловича Пришвина и с рассказом “Ребята и утята”. С чего же нам начать наш урок?

Ученики: Познакомиться с творчеством писателя, с его рассказом.

Учитель: Верно. Вспомните, чему мы научились на предыдущих уроках, что нам поможет подготовить пересказ?

Ученики: Составление плана рассказа.

Учитель: Верно. А после того, как план составлен, мы можем перейти к заключительной части урока. Что мы сделаем?

Ученики: Перескажем рассказ.

Учитель: Верно. Итак, повторите еще раз план нашего урока.

Ученики: 1. Знакомство с автором. 2. Знакомство с произведением. 3. Составление пла-
на произведения. 4. Пересказ.

Учитель: Вы согласны с такой последовательностью работы? Хорошо, тогда начнем. Сегодня мы с вами знакомимся с русским писателем – Михаилом Михайловичем Пришвиным. (Учитель демонстрирует обучающимся слайд с фотографиями писателя (на природе, рядом с любимыми собаками), его дома.) Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на эти  фотографии? Что он любил? Когда жил? О чем любил писать? Объединитесь в пары, подумайте. (Обучающимся, у которых могут возникать трудности при выполнении задания, можно предложить карточку, на которой записаны незаконченные предложения:

  • Михаил Пришвин любил … ;
  • Он писал о … ;
  • На фотографии у него … ;
  • Писатель жил … .)

Молодцы, вы справились с заданием. Переходим ко второму пункту нашего плана. Посмотрите на экран. (На экране проектора слайд с загадкой.)
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.

Почему я загадала такую загадку? По каким словам вы определили, о ком идет речь? Найдите ключевые слова. (Обучающиеся выполняют задание и отвечают на вопросы учителя.)

Физкультурная минутка “Утята”

Учитель: Возле речки пять утят
В ряд на камешке сидят,
В воду пять утят глядят,
А купаться не хотят.
(Учитель читает стихотворение. Обучающиеся выполняют упражнения:

1. Исходное положение (далее – и. п.) – стоя, ноги вместе, руки перед грудью, согнуты
в локтях:

  • имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине. 20 с, темп медленный.Хорошо сближать лопатки, смотреть прямо;
  • имитация ныряния солдатиком (присед, руки через стороны вверх). 20 с, темп средний. Спину держать ровно, вперед не наклоняться.

2. И. п. – сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре, держаться за сиденье стула.
Имитация ногами плавания стилем брасс. 20 с, темп средний. Выполняется рядами поочередно.

После выполнения упражнений учитель может поинтересоваться у детей, как они себя чувствуют, понравилось ли им “быть утятами”, и др.)

Учитель: Поработаем в группах. (Учитель делит детей на группы по 4–5 чел.) Каждая группа получит карточку и попробует справиться с заданием. Если у вас что-то не получается, не стесняйтесь задавать вопросы.

Карточка
1. Определите жанр произведения.
2. Найдите слова в тексте, значение которых хотите узнать или уточнить. Воспользуйтесь словарями или Интернетом.
(Обучающимся, которые легко справляются с заданием, можно предложить найти в Инернете информацию об уточке чирок-свистунок.)

Учитель: Я открою часть доски, а вы посмотрите, правильно ли вы дали ответы на первый вопрос. (Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами, написанными на доске.) Какие слова вам показались трудными для понимания? (Обучающиеся называют слова и словосочетания, объясняют их значение, например, “паровое поле”, “овсяное поле”, “верста”, “кузница”, “вода спала”. Можно сопроводить ответы обучающихся демонстрацией слайдов с иллюстрациями новых слов и словосочетаний.) Что бы вы хотели еще узнать?

Ученики: Как выглядит уточка, которая называется “чирок-свистунок”?

Учитель: Заслушаем информацию, которую нашли ребята. (Обучающиеся кратко пересказывают найденную в Интернете информацию, учитель
сопровождает ответ слайдом с изображением чирка-свистунка.) Молодцы! Напомните, что мы с вами должны сделать дальше? Посмотрите на план урока.

Ученики: Составить план рассказа.

Учитель: Для этого надо объединиться в 4 группы по 6–7 человек. (Обучающиеся в группах составляют план рассказа, затем сверяют его с планом, приведенном в учебнике.)

Учитель: План рассказа мы с вами составили. Теперь поупражняемся в пересказе. Ребята, вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с утятами? (Фиксирует слова на доске.)

Ученики: Автор, Пришвин, рассказчик, писатель.

Учитель: Кто еще мог нам рассказать эту историю?

Ученики: Мальчики, ребята.

Учитель: Как вы думаете, одинаково ли будет звучать рассказ разных людей? Давайте проверим. Предлагаю задание для групп. У вас на столах лежат цветные фишки. Объединитесь в группы по цвету фишек. Это задание носит творческий характер. Сами, по желанию, определите уровень сложности задания, которое будет выполнять группа.

Задание 1-го уровня сложности: в выделенном отрывке заменить слово “я” – словами “Пришвин, писатель”. (Называет отрывок для чтения или демонстрирует отрывок на  слайде.)

Задание 2-го уровня сложности: заменить, не только слово “я” – словами “Пришвин”, “писатель”, но и слово “ребята” – словами “мы”, “нас”. (Называет отрывок для чтения или демонстрирует отрывок на слайде.)

Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова. (Обучающиеся выполняют задание учителя. Группа, которая не читает, внимательно  слушает, пытаясь определить, кто мог рассказать эту историю.)

Теперь ответьте мне, одинаково ли звучит рассказ разных людей? (Обучающиеся высказывают свои мысли.)

Посмотрите на слайд, прочитайте пословицы. Они не закончены. Придумайте их окончания. (На слайде пословицы: умел ошибиться, умей и…(исправиться); добрый пример, лучше ста… (слов).)

Найдите, к какому отрывку рассказа подходят эти пословицы. (Обучающиеся выполняют задание.)

Молодцы! Теперь давайте вернемся к плану урока. Как вы думаете, мы его выполнили? (Обучающиеся предлагают свои ответы.) Сделаем вывод по инструктивной карте.

Найдите в карте те умения, которыми вы пользовались на уроке, закрасьте кружки цветом, которым записано в инструктивной карте название изученного нами сегодня литературного произведения. (Обучающиеся выполняют задание.)

В инструктивной карте перечислены литературные произведения раздела “О братьях наших меньших”. Скажите, какие качества мы разовьем в себе после изучения произведений данного раздела?

Ученики: После изучения данного раздела мы будем внимательнее к миру, окружающему нас, будем уважительнее относиться к животным, понимать значение “братьев наших  меньших” в жизни людей.

Учитель: Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Учитель читает цитату, которую также можно представить на слайде.)

“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами  жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.  Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Ребята, наш урок подходит к концу. Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа  “Ребята и утята” от лица любого персонажа.

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль