Рекомендации по созданию в начальной школе кабинета здоровья

4276

Одной из структур, осуществляющих реализацию программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении, может стать кабинет здоровья. О его функциях и особенностях организации рассказывает автор статьи.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП) определяет общее содержание начального общего образования и включает в т. ч. программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Настоящие рекомендации раскрывают организационно-методическую основу деятельности кабинета здоровья как структурного подразделения образовательного учреждения (далее - ОУ).Цель создания кабинета здоровья: содействие администрации и педагогическому коллективу ОУ в выполнении требований приказа Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 "Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" и в реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая является частью содержательного раздела ООП.Задачи кабинета здоровья:

  • содействие участникам образовательного процесса в формировании устойчивой мотивации к ведению здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся ОУ;
  • организационно-методическая помощь педагогическим и медицинским работникам в разработке и реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления участников образовательного процесса;
  • организация комплексной медико-психолого-педагогической оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ.
  • Контроль деятельности кабинета здоровья осуществляет директор ОУ. Ответственность за деятельность кабинета здоровья по всем направлениям несет заместитель директора по УВР (или другой педагогический работник) в соответствии с его должностной инструкцией.

Оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются в кабинете здоровья медицинскими работниками, педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, педагогами ОУ и другими специалистами в соответствии с их должностными обязанностями и/или на договорной основе.

Органы самоуправления ОУ в порядке, установленном Уставом ОУ, содействуют кабинету здоровья в организации и проведении оздоровительной и просветительно-воспитательной работы с обучающимися.

Это полезно знать
Нормативно-правовая основа для открытия кабинета здоровья:

  • приказ Минобрнауки России от 15.05.2000 № 1418 "Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья воспитанников образовательного учреждения"; приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 "Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"; письмо Минобрнауки России от 29.03.2010 № 06499 "О проведении мониторинга физического развития обучающихся";
  • СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Медицинское обеспечение деятельности кабинета здоровья осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности кабинета здоровья осуществляет директор ОУ в пределах штатного расписания, фонда заработной платы, бюджетных и внебюджетных средств ОУ.

Опыт регионов, где в общеобразовательных школах начали функционировать кабинеты здоровья (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тверская область и др.), показывает, что организационно-методическое пространство кабинета здоровья полезно разделить на следующие "зоны":

  • информационная или общая зона - в ней представлена разнообразная общая информация о ценности здоровья и необходимости соблюдения здорового и безопасного образа жизни. Обучающиеся и их родители (законные представители) могут расширить свои знания о здоровье, правилах здорового и безопасного образа жизни, получить сведения об общедоступных приемах оздоровления. В свободном открытом доступе здесь должна быть представлена самая различная информация. Также желательна возможность выхода в Интернет на соответствующие сайты;
  • зона педагогов может быть разбита по ступеням (уровням) образования на подзоны (например, начальная, основная, старшая) и должна содержать методические материалы для педагогов ОУ;
  • зона администрации и специалистов должна содержать нормативные, организационно-методические и аналитические материалы, необходимые администрации и специалистам ОУ (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы и т. п.);
  • зона работы с родителями (законными представителями) обучающихся, в которой должны быть представлены организационно-методические и информационные материалы для работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся и формирования у них здорового и безопасного образа жизни, предупреждения отклонений в личностном развитии; материалы для организации методическо-кон-сультативной и психологической поддержки родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и родителей-опекунов. Важной составляющей работы с родителями может стать интерактивное сетевое взаимодействие с ними с помощью сайтов классов (учебных групп и т. п.), сайтов педагогов и т. д., а также организация "телефона доверия";
  • индивидуальная зона, которая должна содержать уголок отдыха (релаксации), где обучающиеся могут поиграть в настольные игры, посмотреть телевизор, кассеты и диски; принять участие в релаксационной "минутке".

Перечислим основные направления деятельности кабинета здоровья ОУ. Обеспечение целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • информационно-методическое обеспечение преемственности и непрерывности обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях (уровнях) образования;
  • организационно-методическое содействие администрации и педагогам в оказании психолого-педагогической и медико-социальной поддержки различным группам обучающихся (воспитанников);
  • организация мониторинга сформированности у обучающихся ценности здоровья и установок на здоровый и безопасный образ жизни;
  • обеспечение системности и актуальности информирования всех участников образовательного процесса (с использованием информационного оборудования: стендов, уголков здоровья, радиовещания и т. п.) о необходимости ведения здорового и безопасного образа жизни;
  • информационно-методическая поддержка деятельности специалистов (медицинские работники, учителя физической культуры, учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы), обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися;
  • содействие администрации в повышении личностной компетентности педагогов ОУ в области культуры здорового и безопасного образа жизни (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесбе-регающих методов и технологий, здоровьесберегающий стиль общения, индивидуальный образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

Обеспечение рациональной здоровьесберегающей организации образовательного процесса:

  • информационно-методическая поддержка педагогов ОУ по вопросам разработки программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как части содержательного раздела ООП;
  • организационно-методическое обеспечение реализации программ внеурочной деятельности, ориентированных на формирование у детей ценности здоровья и культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • организация и информационно-методическая поддержка проектов (целевой программы, программ экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности;
  • информационно-методическое обеспечение использования педагогами ОУ в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;
  • информационно-методическая помощь педагогам ОУ в организации образовательного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей развития обучающихся, в т. ч. организационно-методическое обеспечение ведения педагогами паспортов здоровья обучающихся;
  • информационное и организационное содействие администрации ОУ в обеспечении благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательного процесса, благоприятный эмоционально-психологический климат, информационно-методическое содействие педагогам ОУ в формировании у обучающихся адекватной самооценки и познавательной мотивации).

Содействие эффективной организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ:

  • информационно-методическая помощь учителям физической культуры ОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех групп здоровья и в организации занятий лечебной физкультурой в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра;
  • содействие администрации ОУ в контроле организации педагогами ОУ выполнения обучающимися комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии;
  • информационно-методическая помощь педагогам и контроль организации ими динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках (занятиях);
  • содействие администрации ОУ в организации внеурочной деятельности обучающихся физкультурно-оздоровительной направленности;
  • организационно-методическая помощь педагогам в организации физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися (спартакиад, универсиад, олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья);
  • информационно-методическое обеспечение участия обучающихся в региональных (межрегиональных и всероссийских) физкультурных и спортивных мероприятиях, а также в творческих конкурсах и социальных акциях, посвященных формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни.

Организация просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни:

  • организация взаимодействия ОУ с учреждениями физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по проведению физкультурных и спортивных мероприятий, мероприятий по формированию здорового и безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных привычек;
  • организация взаимодействия ОУ с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек, формирования здорового и безопасного образа жизни;
  • создание в ОУ информационно-библиотечного центра (библиотеки, ме-диатеки) детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки;
  • периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового и безопасного образа жизни, на различных информационных носителях, информационных стендах и/или на сайте ОУ;
  • организационно-методическое обеспечение плана организационно-методических мероприятий для педагогов по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, здоровьесберегающих технологий в образовании.

Организация профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ (далее - ПАВ):

  • организационно-методическое сопровождение превентивных программ, направленных на предотвращение употребления обучающимися ПАВ;
  • организационно-методическая поддержка администрации ОУ в выявлении факторов риска распространения в подростковой и молодежной среде ПАВ и оценке эффективности реализуемых в ОУ превентивных программ;
  • содействие администрации ОУ в создании безопасной образовательной среды (благоприятный психологический климат, реализация тезиса "образовательное учреждение - территория, свободная от ПАВ", система работы с педагогами ОУ по повышению компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление у детей зависимых форм поведения).

Комплексное сопровождение системы формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • содействие администрации ОУ в использовании рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;
  • организационно-методическая поддержка деятельности квалифицированных специалистов (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы и т. п.) по оказанию комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
  • содействие администрации ОУ в привлечении педагогов ОУ к реализации всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и просвещению в этой области их родителей (законных представителей).

Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ:
• создание банка аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и о динамике эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ по критериям:
- системность и последовательность организации здоровьесберегаю-щей деятельности ОУ, общественное и профессиональное признание ее результатов;
- психофизиологическая комфортность и безопасность образовательного процесса;
- эффективность физкультурно-оздоровительной и просветительно-воспитательной работы;
• отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся по следующим показателям:
- индекс здоровья - удельный вес (процент) обучающихся, не болевших в течение учебного года;
- патологическая пораженность - удельный вес хронических заболеваний и функциональных отклонений в здоровье обучающихся;
- результаты экспресс-анализа уровня физической подготовленности обучающихся (согласно письму Минобрнауки России от 29.03.2010 № 06499 "О проведении мониторинга физического развития обучающихся");
• проведение исследований удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогов, социальных партнеров ОУ комплексностью и системностью здоровьесберегающей работы ОУ.
Здоровье человека во многом зависит от образа его жизни, а один из основных источников знаний как о жизни вообще, так и о здоровом образе жизни - школа. Значит, именно в школьных стенах с начальных классов нужно сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, привить навыки его сохранения и укрепления, дать необходимые знания. Все это возможно осуществить в результате организации в ОУ кабинета здоровья.
Примерный годовой план работы кабинета здоровья в начальной школе представлен в приложении.

Приложение

Примерный годовой план работы кабинета здоровья в начальной школе

Мероприятия

Срок

Ответственный

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

Работа с педагогами

Постоянно действующий семинар для педагогов школы по вопросам здоровьесбережения

1 раз в четверть

Директор

Повышение грамотности педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья обучающихся

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий

В течение учебного года

Учителя школы

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

Формирование "методической копилки"для кабинета здоровья

Заместитель директора по УВР

Повышение уровня грамотности педагогического коллектива по вопросам здоровьесбережения, обеспечение информацией обучающихся и их родителей

Создание совета кабинета здоровья

Сентябрь

Директор

Организация службы школьного медицинского контроля

Создание виртуального кабинета здоровья на сайте школы

Учитель информатики

Страничка школьного сайта, открытость и доступность для всех участников образовательного процесса

Внедрение карты здоровья каждого класса

Октябрь

Школьный медицинский работник

Информация о состоянии здоровья обучающихся

Мониторинг здоровьесберегаю-щей деятельности

Май

Выводы о результативности работы по охране здоровья обучающихся

Работа с обучающимися

Классные часы по теме формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни:

•    "Грипп - это...";

•    "Как закаляться?";

•    "Что нужно знать о лекарствах?";

•    "Мое свободное время";

•    "Безопасность и я";

•    "Мое здоровье - дело моих рук" и др.

В течение учебного года

Классные руководители

Осознание обучающимися ценности своего здоровья и ответственности за его сохранение и укрепление. Овладение детьми навыками здорового образа жизни

Праздники:

•    "В гостях у Мойдодыра";

•  "Путешествие в страну здоровья";

•    "Чистота - залог здоровья" и др.

Заместитель директора по УВР, классные руководители

Индивидуальная работа педагога-психолога с обучающимися

Педагог-психолог

Укрепление психосоматического здоровья детей, снижение у обучающихся уровня подверженности стрессу, коррекция взаимоотношений учеников со сверстниками, родителями и учителями

Индивидуальные занятия

и консультации для обучающихся

Заместитель директора по УВР

Формирование убеждений в ценности здоровья и здорового образа жизни

Районные и школьные соревнования (по плану)

Учитель физической культуры

Физическое развитие обучающихся

Интеллектуальный марафон "Хочу жить в здоровой среде"

Октябрь

Заместитель директора по УВР

Формирование приоритета здорового образа жизни

Конференция "Сегодня в моде здоровый образ жизни"

Ноябрь

Директор, заместитель директора по УВР

Приобретение умений и навыков, позволяющих правильно вести себя в экстремальных ситуациях и формирующих устойчивую потребность быть физически и психически здоровыми

Акция "Спорт против наркотиков"

Февраль

Учитель физической культуры

Физическое развитие учащихся, предупреждение вредных привычек

Соревнования санитарных постов

Апрель

Школьный медицинский работник

Развитие у детей знаний и умений оказания первой помощи

Игра "Папа, мама, я - спортивная семья"

Июнь

Заместитель директора по УВР

Здоровый образ жизни семьи

Фестиваль презентаций "Здоровый образ жизни"

2-е полугодие

Использование средств ИКТ для пропаганды здорового образа жизни

Дни Здоровья

Октябрь, февраль

Учитель физической культуры

Физическое и духовное развитие учащихся


Работа с родителями обучающихся

Родительские собрания:

•  "Трудности адаптации первоклассников к условиям школы";

•  "Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни";

•   "Как сберечь здоровье ребенка";

•  "Роль общения в развитии младшего школьника";

•  "Типы семей и стили воспитания";

•  "Как помочь выпускнику начальной школы подготовиться к 5-му классу?" и др.

В течение учебного года

Классные руководители

Повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья детей

Консультации для родителей по вопросам здоровья детей

Заместитель директора по УВР, школьный медицинский работник

Охрана здоровья детей

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль