Рекомендации по созданию в начальной школе кабинета здоровья

4289

Одной из структур, осуществляющих реализацию программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении, может стать кабинет здоровья. О его функциях и особенностях организации рассказывает автор статьи.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП) определяет общее содержание начального общего образования и включает в т. ч. программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Настоящие рекомендации раскрывают организационно-методическую основу деятельности кабинета здоровья как структурного подразделения образовательного учреждения (далее - ОУ).Цель создания кабинета здоровья: содействие администрации и педагогическому коллективу ОУ в выполнении требований приказа Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 "Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" и в реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая является частью содержательного раздела ООП.Задачи кабинета здоровья:

  • содействие участникам образовательного процесса в формировании устойчивой мотивации к ведению здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся ОУ;
  • организационно-методическая помощь педагогическим и медицинским работникам в разработке и реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления участников образовательного процесса;
  • организация комплексной медико-психолого-педагогической оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ.
  • Контроль деятельности кабинета здоровья осуществляет директор ОУ. Ответственность за деятельность кабинета здоровья по всем направлениям несет заместитель директора по УВР (или другой педагогический работник) в соответствии с его должностной инструкцией.

Оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются в кабинете здоровья медицинскими работниками, педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, педагогами ОУ и другими специалистами в соответствии с их должностными обязанностями и/или на договорной основе.

Органы самоуправления ОУ в порядке, установленном Уставом ОУ, содействуют кабинету здоровья в организации и проведении оздоровительной и просветительно-воспитательной работы с обучающимися.

Это полезно знать
Нормативно-правовая основа для открытия кабинета здоровья:

  • приказ Минобрнауки России от 15.05.2000 № 1418 "Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья воспитанников образовательного учреждения"; приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 "Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"; письмо Минобрнауки России от 29.03.2010 № 06499 "О проведении мониторинга физического развития обучающихся";
  • СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Медицинское обеспечение деятельности кабинета здоровья осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности кабинета здоровья осуществляет директор ОУ в пределах штатного расписания, фонда заработной платы, бюджетных и внебюджетных средств ОУ.

Опыт регионов, где в общеобразовательных школах начали функционировать кабинеты здоровья (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тверская область и др.), показывает, что организационно-методическое пространство кабинета здоровья полезно разделить на следующие "зоны":

  • информационная или общая зона - в ней представлена разнообразная общая информация о ценности здоровья и необходимости соблюдения здорового и безопасного образа жизни. Обучающиеся и их родители (законные представители) могут расширить свои знания о здоровье, правилах здорового и безопасного образа жизни, получить сведения об общедоступных приемах оздоровления. В свободном открытом доступе здесь должна быть представлена самая различная информация. Также желательна возможность выхода в Интернет на соответствующие сайты;
  • зона педагогов может быть разбита по ступеням (уровням) образования на подзоны (например, начальная, основная, старшая) и должна содержать методические материалы для педагогов ОУ;
  • зона администрации и специалистов должна содержать нормативные, организационно-методические и аналитические материалы, необходимые администрации и специалистам ОУ (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы и т. п.);
  • зона работы с родителями (законными представителями) обучающихся, в которой должны быть представлены организационно-методические и информационные материалы для работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся и формирования у них здорового и безопасного образа жизни, предупреждения отклонений в личностном развитии; материалы для организации методическо-кон-сультативной и психологической поддержки родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и родителей-опекунов. Важной составляющей работы с родителями может стать интерактивное сетевое взаимодействие с ними с помощью сайтов классов (учебных групп и т. п.), сайтов педагогов и т. д., а также организация "телефона доверия";
  • индивидуальная зона, которая должна содержать уголок отдыха (релаксации), где обучающиеся могут поиграть в настольные игры, посмотреть телевизор, кассеты и диски; принять участие в релаксационной "минутке".

Перечислим основные направления деятельности кабинета здоровья ОУ. Обеспечение целостности системы формирования культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся:

  • информационно-методическое обеспечение преемственности и непрерывности обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях (уровнях) образования;
  • организационно-методическое содействие администрации и педагогам в оказании психолого-педагогической и медико-социальной поддержки различным группам обучающихся (воспитанников);
  • организация мониторинга сформированности у обучающихся ценности здоровья и установок на здоровый и безопасный образ жизни;
  • обеспечение системности и актуальности информирования всех участников образовательного процесса (с использованием информационного оборудования: стендов, уголков здоровья, радиовещания и т. п.) о необходимости ведения здорового и безопасного образа жизни;
  • информационно-методическая поддержка деятельности специалистов (медицинские работники, учителя физической культуры, учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы), обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися;
  • содействие администрации в повышении личностной компетентности педагогов ОУ в области культуры здорового и безопасного образа жизни (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесбе-регающих методов и технологий, здоровьесберегающий стиль общения, индивидуальный образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

Обеспечение рациональной здоровьесберегающей организации образовательного процесса:

  • информационно-методическая поддержка педагогов ОУ по вопросам разработки программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как части содержательного раздела ООП;
  • организационно-методическое обеспечение реализации программ внеурочной деятельности, ориентированных на формирование у детей ценности здоровья и культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • организация и информационно-методическая поддержка проектов (целевой программы, программ экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности;
  • информационно-методическое обеспечение использования педагогами ОУ в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;
  • информационно-методическая помощь педагогам ОУ в организации образовательного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей развития обучающихся, в т. ч. организационно-методическое обеспечение ведения педагогами паспортов здоровья обучающихся;
  • информационное и организационное содействие администрации ОУ в обеспечении благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательного процесса, благоприятный эмоционально-психологический климат, информационно-методическое содействие педагогам ОУ в формировании у обучающихся адекватной самооценки и познавательной мотивации).

Содействие эффективной организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ:

  • информационно-методическая помощь учителям физической культуры ОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех групп здоровья и в организации занятий лечебной физкультурой в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра;
  • содействие администрации ОУ в контроле организации педагогами ОУ выполнения обучающимися комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии;
  • информационно-методическая помощь педагогам и контроль организации ими динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках (занятиях);
  • содействие администрации ОУ в организации внеурочной деятельности обучающихся физкультурно-оздоровительной направленности;
  • организационно-методическая помощь педагогам в организации физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися (спартакиад, универсиад, олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья);
  • информационно-методическое обеспечение участия обучающихся в региональных (межрегиональных и всероссийских) физкультурных и спортивных мероприятиях, а также в творческих конкурсах и социальных акциях, посвященных формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни.

Организация просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни:

  • организация взаимодействия ОУ с учреждениями физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по проведению физкультурных и спортивных мероприятий, мероприятий по формированию здорового и безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных привычек;
  • организация взаимодействия ОУ с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек, формирования здорового и безопасного образа жизни;
  • создание в ОУ информационно-библиотечного центра (библиотеки, ме-диатеки) детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки;
  • периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового и безопасного образа жизни, на различных информационных носителях, информационных стендах и/или на сайте ОУ;
  • организационно-методическое обеспечение плана организационно-методических мероприятий для педагогов по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, здоровьесберегающих технологий в образовании.

Организация профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ (далее - ПАВ):

  • организационно-методическое сопровождение превентивных программ, направленных на предотвращение употребления обучающимися ПАВ;
  • организационно-методическая поддержка администрации ОУ в выявлении факторов риска распространения в подростковой и молодежной среде ПАВ и оценке эффективности реализуемых в ОУ превентивных программ;
  • содействие администрации ОУ в создании безопасной образовательной среды (благоприятный психологический климат, реализация тезиса "образовательное учреждение - территория, свободная от ПАВ", система работы с педагогами ОУ по повышению компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление у детей зависимых форм поведения).

Комплексное сопровождение системы формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • содействие администрации ОУ в использовании рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;
  • организационно-методическая поддержка деятельности квалифицированных специалистов (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы и т. п.) по оказанию комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
  • содействие администрации ОУ в привлечении педагогов ОУ к реализации всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и просвещению в этой области их родителей (законных представителей).

Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ:
• создание банка аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и о динамике эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ по критериям:
- системность и последовательность организации здоровьесберегаю-щей деятельности ОУ, общественное и профессиональное признание ее результатов;
- психофизиологическая комфортность и безопасность образовательного процесса;
- эффективность физкультурно-оздоровительной и просветительно-воспитательной работы;
• отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся по следующим показателям:
- индекс здоровья - удельный вес (процент) обучающихся, не болевших в течение учебного года;
- патологическая пораженность - удельный вес хронических заболеваний и функциональных отклонений в здоровье обучающихся;
- результаты экспресс-анализа уровня физической подготовленности обучающихся (согласно письму Минобрнауки России от 29.03.2010 № 06499 "О проведении мониторинга физического развития обучающихся");
• проведение исследований удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогов, социальных партнеров ОУ комплексностью и системностью здоровьесберегающей работы ОУ.
Здоровье человека во многом зависит от образа его жизни, а один из основных источников знаний как о жизни вообще, так и о здоровом образе жизни - школа. Значит, именно в школьных стенах с начальных классов нужно сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, привить навыки его сохранения и укрепления, дать необходимые знания. Все это возможно осуществить в результате организации в ОУ кабинета здоровья.
Примерный годовой план работы кабинета здоровья в начальной школе представлен в приложении.

Приложение

Примерный годовой план работы кабинета здоровья в начальной школе

Мероприятия

Срок

Ответственный

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

Работа с педагогами

Постоянно действующий семинар для педагогов школы по вопросам здоровьесбережения

1 раз в четверть

Директор

Повышение грамотности педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья обучающихся

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий

В течение учебного года

Учителя школы

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

Формирование "методической копилки"для кабинета здоровья

Заместитель директора по УВР

Повышение уровня грамотности педагогического коллектива по вопросам здоровьесбережения, обеспечение информацией обучающихся и их родителей

Создание совета кабинета здоровья

Сентябрь

Директор

Организация службы школьного медицинского контроля

Создание виртуального кабинета здоровья на сайте школы

Учитель информатики

Страничка школьного сайта, открытость и доступность для всех участников образовательного процесса

Внедрение карты здоровья каждого класса

Октябрь

Школьный медицинский работник

Информация о состоянии здоровья обучающихся

Мониторинг здоровьесберегаю-щей деятельности

Май

Выводы о результативности работы по охране здоровья обучающихся

Работа с обучающимися

Классные часы по теме формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни:

•    "Грипп - это...";

•    "Как закаляться?";

•    "Что нужно знать о лекарствах?";

•    "Мое свободное время";

•    "Безопасность и я";

•    "Мое здоровье - дело моих рук" и др.

В течение учебного года

Классные руководители

Осознание обучающимися ценности своего здоровья и ответственности за его сохранение и укрепление. Овладение детьми навыками здорового образа жизни

Праздники:

•    "В гостях у Мойдодыра";

•  "Путешествие в страну здоровья";

•    "Чистота - залог здоровья" и др.

Заместитель директора по УВР, классные руководители

Индивидуальная работа педагога-психолога с обучающимися

Педагог-психолог

Укрепление психосоматического здоровья детей, снижение у обучающихся уровня подверженности стрессу, коррекция взаимоотношений учеников со сверстниками, родителями и учителями

Индивидуальные занятия

и консультации для обучающихся

Заместитель директора по УВР

Формирование убеждений в ценности здоровья и здорового образа жизни

Районные и школьные соревнования (по плану)

Учитель физической культуры

Физическое развитие обучающихся

Интеллектуальный марафон "Хочу жить в здоровой среде"

Октябрь

Заместитель директора по УВР

Формирование приоритета здорового образа жизни

Конференция "Сегодня в моде здоровый образ жизни"

Ноябрь

Директор, заместитель директора по УВР

Приобретение умений и навыков, позволяющих правильно вести себя в экстремальных ситуациях и формирующих устойчивую потребность быть физически и психически здоровыми

Акция "Спорт против наркотиков"

Февраль

Учитель физической культуры

Физическое развитие учащихся, предупреждение вредных привычек

Соревнования санитарных постов

Апрель

Школьный медицинский работник

Развитие у детей знаний и умений оказания первой помощи

Игра "Папа, мама, я - спортивная семья"

Июнь

Заместитель директора по УВР

Здоровый образ жизни семьи

Фестиваль презентаций "Здоровый образ жизни"

2-е полугодие

Использование средств ИКТ для пропаганды здорового образа жизни

Дни Здоровья

Октябрь, февраль

Учитель физической культуры

Физическое и духовное развитие учащихся


Работа с родителями обучающихся

Родительские собрания:

•  "Трудности адаптации первоклассников к условиям школы";

•  "Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни";

•   "Как сберечь здоровье ребенка";

•  "Роль общения в развитии младшего школьника";

•  "Типы семей и стили воспитания";

•  "Как помочь выпускнику начальной школы подготовиться к 5-му классу?" и др.

В течение учебного года

Классные руководители

Повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья детей

Консультации для родителей по вопросам здоровья детей

Заместитель директора по УВР, школьный медицинский работник

Охрана здоровья детей

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль