Сценарий занятия по обучению приёмам невербального общения

2137

Сценарий занятия в 4 классе на развитие межличностных отношений. Цель: обучение приёмам невербального общения, развитие способности к познанию другого, стремления к взаимодействию; оптимизация взаимоотношений в коллективе, накопление опыта позитивных чувств, взаимопомощи в игре.

 

Структура занятия

Вводная часть.
Ритуал приветствия

 

Игра "Клубочек"
Цель: развитие коммуникативных умений.
Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, по средствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот от кого начал разматываться клубочек должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.

 

Игра "Поём имя"
Цель: Снятие эмоционального напряжения, интересно и занимательно в игровой- музыкальной  форме познакомиться детям.
Дети стоят (сидят) в кругу. Учитель говорит: "Представьте себе, что разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно познакомиться друг с другом. Давайте каждый из вас по очереди споёт своё имя, а следом за каждым из вас ваше имя споют хором все дети".Беседа  "Я и мой друг": кто твой друг, чем он тебе нравится, почему ты его считаешь другом?

 

ІІ. Основная часть

Упражнение "Имена и качества"Цель: Упражнение используется для знакомства участников и для того, чтобы помочь и запомнить имена друг друга.
Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: "Я Виктор – веселый". Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: "Это Виктор – веселый, а я Александр – активный". Каждый последующий участник повторяет все, что сказали за него, и добавляет информацию  о себе.

Примечание. Лучше не просить участников назвать свое качество, так как обычно в начале тренинга они еще скованы и могут говорить: "Ну, я не знаю, какой я!", поэтому лучше попросить их назвать любое абстрактное качество. Также и в этом упражнении, и в следующих, построенных по принципу "снежного кома", где участникам нужно вспомнить информацию, которую сказали до них, многие опасаются, что не вспомнят, что говорили другие, особенно если уже высказалась большая часть группы. В этом случае нужно пояснить, что групп обязательно их поддержит и подскажет, если они вдруг забудут что-то.

 

Игра "Передай движение"
Цель: Развитие невербального взаимопонимания в группе, формирование чувства общности у детей, доброжелательного отношения  друг другу.
Дети становятся в круг и закрывают глаза. Водящий, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (причёсывается, спит, ловит рыбу и т.д.), затем будит своего соседа и показывает ему своё движение. Тот будит следующего, и так по кругу, пока все дети не проснутся. В конце педагог уточняет, правильно ли передано движение.

 

Игра "Курица с цыплятами"
Цель: Ориентированию в пространстве, быстрота перестроений, двигательных действий, согласование движений и ритма, воспитание внимание , развитие  ловкости.
Выбирается курица и коршун, остальные дети – цыплята. Мама-курица играет с цыплятами – ищут червяков, пьют воду, греются на солнышке. По сигналу "Коршун!" мама-курица должна спрятать, защитить цыплят – укрыть простынкой. Когда все спрятаны, коршун улетает. В конце педагог спрашивает, какие ощущения испытывают курица, коршун, цыплята.

 

Игра "Только вместе"
Цель: Обучить детей устанавливать контакт друг с другом, работать в парах слаженно.
Дети встают парами и вместе держат мяч двумя руками каждый. По сигналу под музыку ребята должны одновременно присесть, пройти по группе, стараясь не выпустить мяч из рук. Затем как усложнение – придерживать мяч одной рукой. Главная задача – действовать согласованно. В конце педагог уточняет, какие трудности ощущались детьми.

 

Игра "Злой дракон"
Цель: Учить детей совместно переживать эмоциональные состояния, способствовать объединению детей, желанию поддерживать друг друга.
Учитель предлагает детям превратиться в маленьких гномиков (одевает им колпаки гномов), которые живут в домиках (большие картонные коробки на двух-трёх детей). Учитель  берёт на себя роль дракона, который прилетает в страну гномиков и уносит их по одному. Дракон не выносит добрых и ласковых слов, поэтому спастись от него можно только тем, что говорить друг другу хорошие слова, утешать, жалеть друг друга. Учитель  проходит между коробками, смотрит, как дети утешают друг друга, и забирает с собой тех, кто не вместе с остальными. В конце занятия необходимо уточнить, что чувствовали дети, было ли им страшно и почему.

 

ІІІ. Заключительная часть

Релаксация

Упражнение "На берегу моря"
Цель: Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами  физических упражнений, научить  расслаблению и снятие психоэмоционального напряжения.
Дети сидят на полу и слушают лёгкую музыку. Набирают в руки воображаемый песок, сильно сжав пальцы в кулак, стараются удержать песок в руках; затем, постепенно разжимая пальцы, посыпают колени песком. Стряхивают песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лечь на пол (загорать). Повторить 2-3 раза.

Подарить на прощание воображаемый подарок, изобразив его пантомимикой, жестами.

IV. СамоанализЦели занятия:
Дидактические  –  коррекция зрительно-пространственной ориентации..
Воспитательные - формирование отношений, доброты, дисциплины.Задачи:
Оздоровительные  – Повышение функциональных возможностей организма  и гармоничное  физическое развитие.Учебные:
Формирование  пространственной ориентировки.
Совершенствовать навыки работы в парах.Коррекционные:
Развитие речи, памяти, познавательной самостоятельности.Валеологичекие:
Создание благоприятных условий для оздоровления организма.Психологические:
Улучшение  эмоционального состояния, снятие психологической напряженности.

 


Данное занятие является познавательным и новым.  Уровень трудности поставленных задач для учащихся 5 класса соответствовал их физическому и интеллектуальному развитию. На занятии  использовала игровые методы, которые способствуют развитию правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и четко реагировать на сложившуюся ситуацию, в часто меняющейся обстановке. Преимущество этого метода заключается в том, что учитель  может следить за действиями сразу всех учеников, а это организует и дисциплинирует их. Также на уроке использовала приемы для повышения речевой активности и практического интеллекта это игра "Имена и качество".  В этой игре лучше не просить участников назвать свое качество, так как обычно в начале тренинга они еще скованы и могут говорить: "Ну, я не знаю, какой я!", поэтому лучше попросить их назвать любое абстрактное качество. Также и в этом упражнении  где участникам нужно вспомнить информацию, которую сказали до них, многие опасаются, что не вспомнят, что говорили другие, особенно если уже высказалась большая часть группы.
 и "Злой дракон", где детям достаточно трудно было сказать  своему напарнику ласковое слово. 
 Форма работы на занятии была фронтальная и групповая. На занятии был использованы:
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип постепенности;
  • принцип соответствия  возрастным,психологическим и физическим особенностям,
  • принцип динамичности (от простого,  к сложному),  поскольку эффективность определялась,  готовностью учащихся к восприятию. Для повышения культуры движений и выработки новых  использовала новые игры "Только вместе".

В заключительной части урока я провела игру на  релаксацию "На берегу моря".
Завершающим моментом заключительной части урока являлось подведение итогов, я отметила, как класс в целом и отдельные учащиеся справились с задачами занятия, оценила их деятельность.
Считаю,  что  занятие прошло  на хорошем организационном уровне. В ходе всего занятия я занимала такое место, чтобы держать в поле зрения всех учащихся класса. На протяжении всего урока я концентрировала свое внимание на выполнение  занимающимися основных фаз движений и, по мере необходимости, делала методические замечания. На протяжении всего занятия сохранялось оздоровительное и образовательное значение урока. Моя уверенность, решительность и требовательность помогали мне разрешать различные педагогические ситуации на уроке.
Хочу так же отметить высокую дисциплинированность класса и их интерес и желание качественно выполнять упражнения.

 


Автор : Абрамова Людмила Игнатьевна,  учитель (Республика Саха (Якутия))


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль