Сценарий "Пушкин и няня"

1805

Разговор о поэзии и поэте по мотивам произведения Д. Хармса "О Пушкине".

Действующие лица:
1 первоклассник
2 первоклассник
1 старшеклассник
2 старшеклассник
3 старшеклассник
4 старшеклассник
5 старшеклассник
1 чтец
2 чтец

Пять старшеклассников разговаривают. Появляется 1 первоклассник.

1 первоклассник
А я знаю наизусть: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»!

1 старшеклассник
Очень хорошо. А тебе нравятся эти стихи?

1 первоклассник
Нравятся.

1 старшеклассник
А ты знаешь, кто их написал?

1 первоклассник
Знаю.

1 старшеклассник
Кто?

1 первоклассник
Пушкин.

2 старшеклассник
А ты понимаешь, про что там написано?

1 первоклассник
Понимаю. Там написано про домик и про старушку.

3 старшеклассник
А ты знаешь, кто эта старушка?

1 первоклассник
Знаю. Это бабушка Катя.

4 старшеклассник
Нет. Это не бабушка Катя. Эту старушку зовут Арина Родионовна. Это няня Пушкина.

1 первоклассник
А зачем у Пушкина няня?

5 старшеклассник
Когда Пушкин был маленький, у него была няня. И, когда маленький Пушкин ложился спать, няня садилась возле его кроватки и рассказывала ему сказки или пела длинные русские песни. Маленький Пушкин слушал эти сказки и песни и просил няню рассказать или спеть ему еще.

3 старшеклассник
Но няня говорила: "Поздно. Пора спать". И маленький Пушкин засыпал.

1 первоклассник
А кто такой Пушкин?

2 старшеклассник
Как же ты выучил стихи Пушкина наизусть и не знаешь, кто он такой! Пушкин – это великий поэт. Ты знаешь, что такое поэт?

1 первоклассник
Поэт – это который пишет стихи.

4 старшеклассник
Точно, поэт пишет стихи. А Пушкин – великий поэт. Он писал замечательные стихи. Всё, что написал Пушкин, – замечательно.

1 первоклассник
Вы говорите, Пушкин был маленький.

1 старшеклассник
Нет, сначала Пушкин был маленький, как и все люди, а потом вырос и стал большим.

1 первоклассник
А когда он был маленький, он пивал стихи?

1 старшеклассник
Да, писал. Но сначала он сочинял стихи по-французски.

1 первоклассник
А почему он писал сначала стихи по-французски?

2 старшеклассник
Понимаешь, в то время, когда жил Пушкин, в богатых домах было принято разговаривать на французском языке. Маленький Пушкин говорил по-французски так же хорошо, как и по-русски, прочитал много французских книг и начал сам писать французские стихи.

5 старшеклассник
С родителями Пушкин говорил по-французски, с учителем по-французски, с сестрой тоже по-французски.

3 старшеклассник
Только с бабушкой и с няней маленький Пушкин говорил по-русски. И вот, слушая нянины песни и сказки, Пушкин полюбил русский язык и начал писать стихи по-русски.

Вбегает 2 первоклассник

2 первоклассник
Бежим, по телеку ______________ (название популярной передачи) начинается!

1 первоклассник
Ой, нет. Я не хочу. Расскажите мне еще про Пушкина и про няню.

2 первоклассник
Про Пушкина? Мы сейчас тоже проходим. (Остается.)

2 старшеклассник
Хорошо. Слушайте. Когда Пушкин подрос, его отдали учиться в Лицей. Он там учился и сочинял стихи. И в 20 лет он был уже большим известным поэтом.

4 старшеклассник
А настоящие поэты любят свободу, они без свободы жить и сочинять не могут. И Пушкин в своих стихотворениях смело говорил, о чем хотел. Что ему в России не нравится, например.

1 старшеклассник
И тогда царь отправил Пушкина в ссылку. Сначала царь запретил ему жить в столицах – в Петербурге и в Москве. А потом и вовсе приказал Пушкину жить в своем имении – селе Михайловском, вместе с родителями, братом и сестрой.

1 первоклассник
А няня там жила?

3 старшеклассник
Да, она уже совсем старушка была.

1 первоклассник
А долго Пушкин прожил в ссылке в этой деревне?

3 старшеклассник
Два года.

2 первоклассник
А стихи ему можно было сочинять?

5 старшеклассник
Разве это запретишь?! Вот как раз "Буря мглою небо кроет…" – стихотворение "Зимний вечер" – он сочинил в ссылке в Михайловском.

2 первоклассник
Ему, наверное, весело было с братом и сестрой?

2 старшеклассник
К сожалению, зимой родители, брат и сестра уехали в столицу, и Пушкин остался один.

4 старшеклассник
Когда вечерами ему становилось грустно, он шел в домик няни, Арины Родионовны.

1 первоклассник
В "ветхую лачужку"?

4 старшеклассник
Да. И, как в детстве, просил рассказать сказку или спеть песню

2 первоклассник
"Как синица тихо за морем жила"?

4 старшеклассник
Угу.

Звучит стихотворение "Зимний вечер" в исполнении 1 чтеца.

1 первоклассник
Оно мне еще больше теперь нравится. И Пушкина с няней жалко.

1 старшеклассник
А ты знаешь, что Пушкин посвятил няне еще одно стихотворение?

2 первоклассник
Кажется, "Я помню чудное мгновенье…"?

3 старшеклассник
Нет, "Я помню чудное мгновенье…" он одной красавице написал.

2 старшеклассник
Но вот красавиц знакомых у Пушкина много было, а няня – всего одна. Стихотворение так и называется – "Няне".

1 первоклассник
А Пушкин его в ссылке написал?

5 старшеклассник
Нет, уже в Москве.

1 первоклассник
Он царя не послушался и в Москву поехал?

1 старшеклассник
Нет, царь его сам вызвал из ссылки. Правда, это уже был другой царь. А тот уже умер.

1 первоклассник
А почему новый царь позвал Пушкина?

5 старшеклассник
А вот почему. Пока Пушкин был в ссылке, в Петербурге и в других места России образовалось несколько тайных обществ.

2 первоклассник
Это что такое?

3 старшеклассник
Там собирались люди, которые хотели изменить жизнь в России. Дать крестьянам свободу, например.

2 первоклассник
Да, я слышал, что тогда крестьян могли даже продавать.

2 старшеклассник
А эти люди, заговорщики, хотели помочь крестьянам. И вот 14 декабря 1825 года они вышли на Сенатскую площадь в Петербурге вместе с верными им солдатами и потребовали от царя отпустить крестьян на свободу, а самому царю отдать часть своей власти.

1 первоклассник
Согласился царь?

4 старшеклассник
К несчастью, восстание декабристов закончилось очень страшно: пятерых заговорщиков казнили, а других отправили в далекую Сибирь на каторгу.

2 первоклассник
И Пушкин был с декабристами?

1 старшеклассник
Нет, он даже не знал о восстании.

1 первоклассник
Он в Михайловском был в это время.

3 старшеклассник
Да, но среди декабристов было много друзей Пушкина, и у них при обысках находили его стихи.

5 старшеклассник
Вот царь и вызвал Пушкина в Москву. А зачем, Пушкин не знал. Он с этим царем еще даже знаком не был.

2 первоклассник
Он волновался, наверное?

4 старшеклассник
Конечно. И няня, когда его провожала, тоже беспокоилась и плакала. А Пушкин ее успокаивал. А в Москве он начал сочинять стихотворение, да так и не закончил. Оно как будто обрывается посередине строчки.

1 первоклассник
Почему?

4 старшеклассник
Не знаю. Послушай стихотворение.

Звучит стихотворение "Няне" в исполнении 2 чтеца.

1 первоклассник
Хорошее стихотворение. Грустное и тревожное, а хорошее.

3 старшеклассник
А строчку он, наверное, не закончил, потому что ему так жалко няню стало, что он дальше говорить не смог.

1 первоклассник
Может, заплакал даже.

1 старшеклассник
Ой, поздно как уже! Стемнело! Пора по домам.

1 первоклассник
А вы мне еще расскажете про Пушкина?

2 первоклассник
Или про еще какого-нибудь поэта?

1 старшеклассник
Конечно.

Все расходятся.

Литература:
1. Хармс Д. О Пушкине//Мурзилка. 1987. № 6. С. 6 – 9; публ. В. Глоцера
2. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методические разработки. 1 класс. – М., 1

Автор: Портнова Оксана Михайловна, учитель начальных классов, гимназия № 446 (г. Санкт-Петербург).




Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль