"Шарль Перро. Новые встречи со старыми сказками" Сценарий литературного часа во 2-4-х классах

27036

2012 г. объявлен Годом французского языка и французской литературы в России. Шарль Перро - один из наиболее популярных детских писателей. В начальной школе можно провести для обучающихся литературный час, посвященный творчеству писателя, а в процессе обсуждения сказок затронуть темы нравственности и морали, а также объяснить значения тех или иных слов.

Предварительная работа: К мероприятию желательно подготовить презентацию (портреты писателя, названия произведений, иллюстрации к сказкам, фрагменты из мультфильмов и т. д.).

Литературный час проводится в форме диалога с обучающимися.

Учитель: Ребята, посмотрите на портрет одного очень известного писателя и на доску, его имя записано по-французски. Попробуйте догадаться, кто это. (На доске надпись Charles Perrault. Для детей, которые не изучают французский язык, задача не очень простая, имя все прочитывают как "Чарльз".) Молодцы, вы справились с заданием, писатель узнан! Это Шарль Перро.
Может быть, некоторые из вас подумали: почему мы, такие взрослые второклассники (четвероклассники и т. д.), будем вспоминать книги для маленьких? Причин несколько. Во-первых, 2012 г. объявлен Годом французского языка и французской литературы в России, а это государственное мероприятие, в котором мы с вами принимаем участие.
Во-вторых, свои сказки Шарль Перро писал вовсе не для детей, а для взрослых. Вы еще не взрослые, но... все-таки почитайте его произведения. В-третьих, через 2-3 недели вы станете участниками игры по сказкам Ш. Перро, и вопросы (задания) вас ждут совсем не детские. Чтобы подготовиться к игре, можете воспользоваться специальным планом.

План подготовки к игре:

  • 1. Прочитать сказки Ш.Перро. Книги для дошкольников, в которых много иллюстраций и мало текста, не годятся. Если на книге название компании Disney, значит, эта книга по мультфильму, а не сказка Перро.
  • 2. Читать внимательно, размышлять. Запоминать имена героев, события, предметы (в т. ч. какие из них волшебные).
  • 3. Уточнять значение непонятных слов, "знакомиться" с незнакомыми словами (можно обсудить, каким образом). Сказки написаны давно, поэтому незнакомы будут названия многих предметов, профессий и т. д. Не совсем понятны могут быть и вполне современные слова, например "грациозный" (умеющий красиво двигаться), даже абсолютно русское слово "великодушный". (Как правило, дети предлагают вариант объяснения смысла этого слова - "у кого великая душа", но что это значит, объяснить не могут. Можно подсказать, что самая великодушная героиня - Золушка. Вторая подсказка: как она отомстила своим сестрам и мачехе? Правильно, никак, сумела на зло ответить добром, обладает способностью прощать, не обижаться.)

Наверное, все вы читали сказки Перро. Какие?
(Самых известных сказок 9. Можно "спрятать" названия сказок на слайде в презентации или просто прикрыть обложки книг, открывать по мере угадывания.
Список сказок: "Золушка", "Кот в сапогах", "Красная Шапочка", "Мальчик с пальчик", "Ослиная шкура", "Подарки феи" ("Волшебница"), "Рикэ-Хохолок", "Синяя Борода", "Спящая красавица".)

Какая сказка у вас любимая? Какой герой больше всего похож на вас (не внешне, а характером)? (Дети предлагают свои варианты ответа.)

Перро родился во Франции в 1628 г. Сколько веков прошло с того времени?
(Как правило, даже второклассники знают, что сейчас XXI в., и если подсказать, что Перро жил в XVII в., могут подсчитать, что прошло почти 4 века, т. е. почти 400лет.)

Сказки Перро читают уже несколько веков - значит, это классика, то, что не устаревает со временем; это еще одна причина, по которой стоит обратиться к творчеству писателя.

Ш. Перро опубликовал сборник "Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями", который называют первой детской книгой, хотя автор писал ее для взрослых. Может ли такое быть? Дело в том, что в XVII в. (и раньше) вообще не было детских книг. Представьте, хотя это и трудно, что вы пришли в первый класс, совсем не умея читать. И для обучения чтению вам выдали книгу, например "Война и мир" Льва Николаевича Толстого. Представьте себе объем этого романа, учтите, что он написан для взрослых людей, и вы поймете, что, пожалуй, читать его вам пришлось бы несколько лет.

Современные дети обучаются чтению за несколько месяцев, а в XVII в. процесс растягивался на годы, ведь дети учились читать по рыцарским романам, античным сказаниям и т. д. А сказки Ш. Перро читать было легко - ведь они недлинные, с увлекательным сюжетом, написаны простым языком. Поэтому сказки, придуманные для взрослых, быстро стали чтением для детей.

Перед вами книга, на обложке которой написана фамилия Перро. Значит, в ней сказки авторские, литературные. Но у них очень много общего со сказками народными.

Во-первых, сюжеты. Шарль Перро одним из первых писателей стал записывать и пересказывать народные сказки. А сказка "Красная Шапочка" из авторского произведения превратилась в фольклорное. Через полтора века после того, как она была придумана Перро, немецкие фольклористы братья Гримм записали ее как народную немецкую сказку. Уникальный случай! Как и в народных сказках, в произведениях Перро часто не указывается имя героев (например, неизвестно, как зовут Спящую красавицу) или вместо имен используются прозвища, например Красная Шапочка, Золушка.

А почему Золушка получила такое прозвище? (Чаще всего дети отвечают, что Золушка - от слова "золото", потому что у героини золотые руки, золотое сердце. Если во время литературного часа никто не вспомнил правильного объяснения, участники получают домашнее задание - найти ответ в тексте сказки.)

В народных сказках действие происходит за тридевять земель, давным-давно. В сказках Перро тоже не указывается время и место действия, но внимательный читатель получает точное представление о Франции времен короля Людовика XIV. Замок Юссе на реке Луаре называют во всех туристических путеводителях "Замком Спящей красавицы"; считается, что именно он описан в сказке. Кстати, в "Спящей красавице" засыпают все, кроме короля и королевы, потому что страну без короля невозможно было представить даже в сказке.

Внимательно читая текст и рассматривая иллюстрации, можно представить, какой была мода в те времена (в "Золушке" не просто сообщается, что сестры были красиво одеты, а подробно описывается платье старшей сестры), какие достоинства, способности, качества ценились в людях. На иллюстрациях видно, что герои грациозны, галантны, изящны. Даже Кот в сапогах держится так, как будто получил светское воспитание. Вежливость и изящество приравниваются к уму, точнее, глупые герои грубы и невоспитанны.

Итак, в XVII в. знанию этикета придавали очень большое значение. Как вы считаете, в XXI в. вежливость так же важна? (Довольно часто дети говорят, что знание этикета теперь необязательно. Но в ходе обсуждения выясняется, что абсолютно всем приятнее общаться с людьми вежливыми. Другое дело, что быть вежливым самому не всегда легко. А еще надо помнить, что правила этикета меняются со временем, никто сейчас не отвешивает поклоны и не делает реверансы, как в эпоху Людовика XIV, но вежливость всегда производит приятное впечатление на окружающих).

Во время литературного часа можно обсудить 2-3 сказки, какие именно - зависит от настроения детей. Предлагаем некоторые вопросы для обсуждения.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1. "Золушка, или Хрустальная туфелька"

Сравните иллюстрации - портрет Золушки в начале сказки и в конце. Из замарашки (а именно так звучит ее имя в некоторых переводах) героиня превращается в настоящую принцессу в роскошном наряде. Внешне она меняется, а внутренне? Остается ли она скромной, кроткой, доброй, великодушной?

Золушка скромно, даже бедно одета, почему же сестры советуются с ней, собираясь на бал? Почему не могут сами решить, как им нарядиться? Подсказка: что такое хороший вкус? (Ответ:умение определить, что красиво, а что нет, что к лицу каждому человеку.)

Важно ли обладать им в наше время?

Как Золушка старалась причесать сестер к балу: чтобы они выглядели хуже всех или как можно красивее? Почему? (Как правило, дети выбирают второй вариант, но объяснения дают разные, в т. ч. такое: Золушка боялась наказания. И тут стоит вновь вспомнить слово "великодушие". А еще обратить внимание на то, что Золушка относится к мачехе и к сестрам как к своей семье, к родственникам, поэтому она прощает их.)

2. "Мальчик с пальчик"

Многие считают, что самая страшная сказка Шарля Перро - "Синяя Борода". Но еще страшнее сказка "Мальчик с пальчик". Почему? (Семья живет в такой страшной нищете, что родители хотят увести своих детей в лес, чтобы не видеть их смерти от голода.)

Главный герой находчивый и хитрый (как и Кот в сапогах). Хитрость - это хорошее качество? Подсказка: кого обхитрил Мальчик с пальчик? (Людоеда - свирепого великана, которого невозможно было бы победить иначе, который приносил людям много горя.)

3. "Спящая красавица"

Помните, что подарили феи новорожденной принцессе? Конечно, это были необычные, волшебные подарки - не вещи, не предметы, пусть и дорогие, а качества, достоинства: 1-я фея пожелала, чтобы принцесса была красивее всех, 2-я - чтобы у нее было доброе и нежное сердце, 3-я - грациозность (вспомните, что это такое), 4-я - чтобы принцесса умела прекрасно танцевать, 5-я - чтобы принцесса пела, как соловей, 6-я - чтобы принцесса играла на всех музыкальных инструментах. Теперь понятно, какая девушка считалась идеальной в XVII в.? А в наше время идеал выглядит иначе? Может быть, вы бы хотели добавить какие-то качества или исключить?
(Чаще всего дети "избавляются" от умения играть на всех инструментах. Действительно, со времен Ш. Перро появилось гораздо больше возможностей послушать музыку. А добавляют, как правило, образованность. Можно пояснить детям, что это достоинство во все времена можно добыть только собственным трудом, а феи здесь бессильны.)

А теперь все на минутку превратились в фей и волшебников. Вас пригласили на день рождения к какому-то младенцу, что вы подарите? Каким качеством наградите? (Уже после того, как дары названы, можно уточнить: а кому вы делали подарок - мальчику или девочке? Или это не имеет значения?)

Посмотрите на список достоинств, подаренных феями маленькой принцессе. Что из этих качеств не подошло бы принцу?
(При обсуждении этого вопроса детям понадобится логика. Например, некоторые считают, что мальчику не требуется умение прекрасно танцевать. С кем же тогда будут танцевать девочки? Другие называют лишним даром для мальчика красоту. Неужели мальчики должны быть некрасивыми? Ну а нужны ли мальчикам доброта и нежное сердце -вопрос, который всегда побуждает детей дискутировать.)

Чем принцесса уколола руку - веретеном, иголкой или спицей? Что такое веретено? (Частый ответ - "это такое круглое, на которое наматывают нитки", т. е. описывается часть прялки. Можно подсказать детям, что круглым предметом невозможно было бы уколоться. Веретено - это стержень для наматывания пряжи.)

Многие смотрели балет "Спящая красавица". Есть ли отличия в сюжете сказки и балета? В балете принцесса увидела веретено при встрече со злой феей, а в сказке? (При встрече с бедной старой женщиной, которая не слышала об указе короля.) Среди действующих лиц балета есть Кот в сапогах, Синяя Борода и т. д., а в сказке? (Это персонажи других произведений Ш. Перро.) Героиню балета зовут принцесса Аврора, а в сказке? (Ее имя не называется.) Итак, балет отличается от сказки. А может ли просмотр мультфильма (например, "Золушка") заменить чтение книги? Почему?

Творческое задание "Книга рекордов"

Во всем мире известна "Книга рекордов Гиннеса", в которой собраны сведения о самом-самом: самой высокой горе, самой длинной реке, самом распространенном языке и т. д. Обучающимся 3-4-х классов можно предложить домашнее творческое задание: составить книгу рекордов по сказкам Шарля Перро. Участники получают памятку: "Ваша задача - составить свою книгу рекордов по сказкам Шарля Перро. В качестве рекордсменов могут выступать произведения, персонажи и предметы из сказок. Примеры номинаций: "Самая веселая сказка", "Самое длинное название", "Самый находчивый герой" и т. д. Из придуманных вами номинаций выберите 10 самых интересных. В каждой номинации укажите победителя. Объясните свой выбор одним-двумя предложениями (взятыми из текста или самостоятельно сформулированными). Не забудьте указать произведение! Результаты работы оформите на альбомном листе. Можно украсить работу иллюстрациями, красивыми заголовками, рамками и т. д. В конце работы укажите свою фамилию, имя, школу, класс".

(Примеры возможных номинаций и номинантов: "Самая большая засоня" - Спящая красавица, "Самый находчивый герой"- Кот в сапогах, "Самое большое количество фей"- в сказке "Спящая красавица", "Самое немодное платье" - у Спящей красавицы.)

Игра по сказкам Шарля Перро

Представлены два варианта игры: более простой для 2-3-х классов, более сложный для 3-4-х классов. В первом случае дети прочитывают 6 сказок из 9 (исключаются сложные, длинные и страшные: "Ослиная шкура", "Синяя Борода" и "Рикэ-Хохолок"). Конкурс капитанов есть в обоих вариантах, более сложные вопросы (для 3-4-х классов) отмечены звездочкой.

Вопросы для игры не простые, они рассчитаны на детей, которые недавно прочитали (перечитали) сказки, получили установку на внимательное чтение. Игрокам потребуется информация, полученная во время литературного часа, общая эрудиция, сообразительность, логика. Правила игры: если игрок не может ответить на вопрос, он вправе посоветоваться со своей командой (об этом он должен заявить до того, как начнет отвечать). Вторая команда в этом случае тоже может совещаться (в течение 1-2-х мин). Если команда, которая получила вопрос, ответила неправильно, вторая команда предлагает свой вариант и получает балл за правильный ответ.

Конкурс капитанов

Вопросы капитанам задаются по очереди. Капитаны отвечают самостоятельно, не советуясь с командой.

  • 1. В каком веке жил Перро? (Ответ: В XVII в.)
  • 2. На каком языке написаны сказки Перро? (Ответ: на французском.)
  • 3. Как называется сборник всех сказок Перро? (Ответ: "Сказки моей матушки Гусыни".)
  • 4. Какое второе название у сказки "Золушка"? (Ответ: "Хрустальная туфелька".)
  • 5. * Как можно узнать, что события в сказках происходили давно? (Ответ: по речи, костюмам героев, манерам, упоминаются предметы и понятия, которые сейчас не используются.)
  • 6. * Вот как начинается сказка: "Жил однажды богатый и знатный человек. У него умерла жена, и он женился второй раз"; или так: "Жил когда-то дворянин, который женился вторым браком на женщине крайне надменной"; или так: "Жил-был один почтенный и знатный человек"... Что это за сказка? Почему у нее разное начало? (Ответ: "Золушка", разные переводы и переводчики.)
  • 7. Как называются эти сказки в современном переводе: "Сказка о вороженных девицах" (ответ: "Подарки феи"),"Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах" (ответ: "Кот в сапогах")?
  • 8. Как называются эти сказки в современном переводе: "Сказка о корчаге, в которой золу содержат" (ответ: "Золушка"), "Сказка о спящей в лесу красавице" (ответ: "Спящая красавица")?
  • 9.* Угадайте, из какой сказки поучение:
  • "Премило украшает детство
  • Довольно крупное наследство,
  • Сынку врученное отцом.
  • Но кто наследует умелость,
  • И обходительность, и смелость, -
  • Вернее будет молодцом".
  • (Ответ: "Кот в сапогах".)
  • 10.* Угадайте, из какой сказки поучение:
  • "Из сказки следует одно,
  • Зато вернее самой верной были!
  • Все, что мы с вами полюбили,
  • Для нас прекрасно и умно".
  • (Ответ: "Рикэ-Хохолок") Письменная работа Письменную работу можно предложить начитанным и сообразительным, но не очень хорошо играющим в команде детям (по одному игроку от команды).

Напротив вопроса требуется поставить номер сказки из списка (игроки должны быть предупреждены, что ответов может быть несколько).

  1. Какие сказки Перро заканчиваются свадьбой? (Ответ: 1,2,5,6,7,8.)
  2. В каких сказках Перро есть феи? (Ответ: 1,5,6,7,8.)
  3. В каких сказках Перро есть герои-животные? (Ответ: 1,2,3,7.)
  4. В каких сказках Перро есть великаны-людоеды? (Ответ:2,4.)

Список сказок: 1 - "Золушка", 2 - "Кот в сапогах", 3 - "Красная Шапочка", 4 - "Мальчик с пальчик", 5 - "Подарки феи", 6 - "Спящая красавица", 7 - "Ослиная шкура", 8 - "Рикэ-Хохолок", 9 - "Синяя Борода".

Игра по секторам для 2-3-х классов

Вопросы сгруппированы по секторам. Каждый вопрос напечатан на отдельном листке (удобнее на цветной бумаге, чтобы секторы были разноцветными). Команды последовательно переходят из сектора в сектор. Количество вопросов из сектора - на усмотрение ведущего. Для каждого вопроса капитан назначает игрока (так, чтобы в результате в игре участвовали все). Игрок вытаскивает вопрос и сразу отвечает на него или же советуется с командой. В конце игры жюри подсчитывает набранные командами очки, вручает памятные призы.

Сектор "Лексикон"

Требуется объяснить в общих чертах, что значат слова, которые используются в сказках Перро. Часть слов устаревшие, другие используются и в современной жизни. Команды по очереди дают определения трех слов. За каждое верное определение команде начисляется 1 балл:

  1. Сварливый (грубый, любит ругаться). Падчерица (неродная дочь, дочь мужа или жены). Парча (дорогая ткань с золотыми или серебряными нитями).
  2. Высокомерный (считает других ниже себя). Чердак (помещение под крышей). Бархат (дорогая ткань с ворсом).
  3. Полдюжины (шесть). Полночь (12 часов ночи). Зола (то, что осталось после сгорания дров).
  4. Обворожительный (обаятельный, нравящийся всем). Грациозный (умеющий красиво двигаться). Нарядный (красиво, празднично одетый).
  5. Дровосек (лесоруб). Мельница (на мельнице измельчают зерно, из зерна делают муку). Башмачки (туфельки).
  6. Отруби (обмолоченное, но не просеянное зерно). Куропатка (полевая птица). Сено (скошенная и высушенная трава).
  7. Королевские покои (комнаты, где живет король). Дичь (дикие птицы, предмет охоты). Имение (поместье, дом и земля).
  8. Черепица (глиняные или жестяные пластинки, которыми покрывают крышу). Вельможа (знатный и богатый человек, сановник). Жнец (работник, который жнет в поле, срезает серпом колосья).
  9. Обет (торжественное обещание, обязательство). Веретено (стержень для навивания нити). Фрейлина (придворная дама при королеве, принцессе).
  10. Хворост (сухие опавшие ветки, тонкие стволы). Гонец (посланец со срочным известием). Монеты (металлические деньги).

Сектор "Сколько?"

Обучающимся необходимо ответить на вопросы:

  1. Сколько лошадей было запряжено в карету Золушки? (Ответ:
  2. шесть.)
  3. Сколько человек (превращенных из животных) сопровождало карету Золушки? (Ответ: семь-шесть лакеев и кучер.)
  4. Сколько дней продолжался бал в сказке "Золушка"? (Ответ: два дня.)
  5. Сколько платьев получила Золушка от феи? (Ответ: три; два для бала, одно - когда примерили вторую туфельку и Золушка стала невестой принца.)
  6. Сколько было приглашено фей на день рожденья маленькой принцессы? (Ответ: семь.)
  7. Сколько фей было на дне рожденья принцессы? (Ответ: восемь.)
  8. Сколько братьев было у Мальчика с пальчик? (Ответ: шесть.)
  9. Сколько лет было Мальчику с пальчик? (Ответ: семь.)
  10. Сколько раз дровосек уводил своих детей в лес? (Ответ: два.)
  11. Сколько сыновей было у мельника? (Ответ: трое.)

Сектор "Как? Какой? Где?"

Обучающимся необходимо ответить на вопросы:

  1. Как юная фея узнала о том, что принцесса заснула? (Ответ: ей сообщил карлик-скороход, у которого были семимильные сапоги.)
  2. Как Золушка старалась причесать сестер перед балом и почему? (Ответ: как можно лучше; она была добра и великодушна.)
  3. Какой масти были лошади, запряженные в карету Золушки? (Ответ:серой, ведь они были превращены из мышей.)
  4. Какого цвета была карета у Золушки? (Ответ: позолоченная, цвета тыквы.)
  5. Какой указ издал король после того, как принцесса заснула? (Ответ: никто не смеет приближаться к заколдованному замку.)
  6. Какими волшебными свойствами обладали семимильные сапоги из сказки "Мальчик с пальчик"? (Ответ: скороходы, любому по ноге.)
  7. Какое имя придумал кот для хозяина? (Ответ: маркиз де Карабас.)
  8. Где жила бабушка Красной Шапочки? (Ответ: в деревне, за мельницей, в первом домике с краю.)
  9. Куда побежала Золушка после первого бала? (Ответ: поблагодарить фею.)
  10. Где жил Кот до того, как стал наследством? (Ответ: на мельнице.)

Сектор "Отчего и почему?"

  1. Почему волк не съел Красную Шапочку сразу в лесу? (Ответ: услышал стук топоров дровосеков.)
  2. Почему младший сын мельника поверил Коту? (Ответ: тот пускался на хитрости, охотясь на крыс и мышей, значит, был ловким и сообразительным.)
  3. Зачем Коту понадобились сапоги? (Ответ: чтобы легче было бродить по лесу.)
  4. Почему на праздник не пригласили старую фею? (Ответ: больше 50лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она давно умерла.)
  5. Почему юная фея спряталась за пологом кровати в детской? (Ответ: чтобы ее пожелание было последним и она могла спасти принцессу.)
  6. Кто не заснул в заколдованном замке и почему? (Ответ: король и королева, чтобы было кому править королевством.)
  7. Почему принц оказался в заколдованном замке один, без свиты? (Ответ: только перед ним расступались деревья и колючие кустарники.)
  8. Почему во второй раз Мальчик с пальчик не смог найти дорогу из чащи? (Ответ: птицы склевали хлебные крошки.)
  9. Почему в сказке "Подарки феи" мать любила старшую дочь? (Ответ: та была похожа на нее - грубая и спесивая.)
  10. Почему Кот придумал своему хозяину новое имя? (Ответ: только дворянин с титулом мог добиться успеха при дворе.)

Сектор "Четвертое - лишнее"

Назвать лишнее и объяснить свое решение.

  1. Мельница, волк, кот, девочка. (Ответ: кота нет в сказке "Красная Шапочка".)
  2. Лиса, горшочек масла, одеяло, топор. (Ответ:лисы нет в сказке "Красная Шапочка".)
  3. Туфелька, часы, мышь, людоед. (Ответ:людоеда нет в сказке "Золушка".)
  4. Дремучий лес, хлебные крошки, хрустальные туфельки, сапоги-скороходы. (Ответ: туфелек нет в сказке "Мальчик с пальчик".)
  5. Карета, придворные, крестьяне, торговцы. (Ответ: торговцев нет в сказке "Кот в сапогах".)
  6. Мешок, кролик, волк, куропатка. (Ответ: волка нет в сказке "Кот в сапогах".)
  7. Пряжа, прялка, ткацкий станок, веретено. (Ответ: ткацкого станка нет в сказке "Спящая красавица".)
  8. "Спящая красавица", "Красавица и Чудовище", "Золушка", "Волшебницы". (Ответ: только три сказки принадлежат Ш. Перро, лишнее - сказка "Красавица и Чудовище".)

Сектор "Персонаж"

Обучающиеся угадывают персонаж сказки по описанию.

  1. Ты - любимица матери и бабушки. Любишь рвать цветы и собирать букеты. Забываешь, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Кто спасет тебя от смерти? (Ответ: дровосеки.)
  2. Кто умел превращаться в любого зверя? (Ответ: людоед-великан.)
  3. Ваша красота затмевает даже блеск драгоценностей. Вы великолепно одеты, хотя фасон вашего платья несколько устарел. На сколько лет? (Ответ: сто.)
  4. Ты - младший сын в семье, очень смышленый и разумный. Ты не один раз спасал жизнь себе и братьям. Кем ты будешь служить у короля? (Ответ: гонцом.)
  5. Вы почтенный и знатный человек, здравомыслящий, однако во второй раз женились крайне неудачно. Какая особенность внешности вашей родной дочери поможет ей найти свое счастье (точнее, принцу найти ее)? (Ответ: очень маленькая ножка.)
  6. Вы - фея. Вашей крестнице очень хочется попасть на бал, так что вам придется поколдовать. Какие превращения вы осуществите? (Ответ: тыкву - в карету, мышей -в коней, ящериц - в лакеев, крысу - в кучера.)
  7. Вы - знаменитый вельможа. На мышей охотитесь только изредка - для собственного удовольствия. Какую самую необычную мышь вам довелось поймать? (Ответ: превращенного в мышь людоеда.)
  8. Кто обитал в замке, находящемся в непроходимой чаще из деревьев и кустарника? Поговаривали, что он принадлежит людоеду... (Ответ: Спящая красавица.)
Игра "Черный ящик" для 3-4-х классов

Цель игры - угадать предмет (играющий существенную роль в сказке) или персонажа. О загаданном предмете можно получить три сведения. Чем меньше сведений требуется, тем больше баллов получает команда (если назвали после первого сведения - 3 балла, после второго - 2, после третьего - 1). Команда противников тоже может предлагать свой вариант после каждого неверного ответа. Стоит обратить внимание игроков, что в каждом сведении есть подсказка, поэтому требуются умение слышать, внимание к деталям и сообразительность.

На доске можно написать номера вопросов - от 1 до 18. Команда получает тот вопрос, номер которого им назвали противники (после этого номер убирается).

  1. Платье из сказки "Ослиная шкура": 1 - предмет не волшебный, но хозяйка доставала его по праздникам с помощью волшебного средства; 2 - таких предметов (по ценности и виду) в сказке существует три; 3 - он дороже бриллиантов и рубинов из королевской короны.
  2. Сундук из сказки "Ослиная шкура": 1 - может передвигаться под землей; 2 - это подарок феи; 3 - чтобы он появился на поверхности, надо ударить волшебной палочкой по земле.
  3. Пирог из сказки "Ослиная шкура": 1 - должен был вылечить королевича от внезапной тяжелой болезни; 2 - изготовлен из самого лучшего сырья; 3 - тот, кто его изготовил, нарочно или нечаянно уронил что-то в него.
  4. Пирожок из сказки "Красная Шапочка": 1 - это еда, но ее даже не попробовали, хотя были зверски голодны; 2 - это подарок (гостинец); 3 - из одной деревни переместился в другую.
  5. Шапочка из сказки "Красная Шапочка": 1 - подарок на день рожденья от близкого родственника; 2 - ее в сказке называют только уменьшительно-ласкательно; 3 - красивая, даже нарядная.
  6. Сапоги из сказки "Кот в сапогах": 1 - сшиты по заказу; 2 - владелец выпросил их у своего хозяина; 3 - владелец стал знаменитым вельможей.
  7. Золотой ящик из сказки "Спящая красавица": 1 - все события в сказке произошли из-за того, что таких предметов оказалось мало; 2 - в сказке семь таких предметов; 3 - это драгоценный предмет из литого золота.
  8. Пряжа из сказки "Спящая красавица": 1 - предмет, необходимый для его производства, не волшебный, но из-за него сбылось волшебное предсказание; 2 - принадлежит старушке, но попробовала изготовить такой же молодая девушка; 3 - его запрещено производить под страхом смертной казни.
  9. Карета из сказки "Золушка": 1 - для его изготовления понадобилась волшебная палочка, но вначале воспользовались ножом (тыкву срезали ножом); 2 - предмет позолоченный, украшен резьбой; 3 - то, из чего он сделан, росло на огороде.
  10. Сапоги-скороходы из сказки "Мальчик с пальчик": 1 - предмет волшебный, может изменяться в размерах; 2 - был украден героем, пригодился ему на королевской службе; 3 - принадлежал людоеду.
  11. Ключ из сказки "Синяя Борода": 1 - если бы этот предмет не уронили, то не произошло бы страшных событий; 2 - этот предмет был вручен на хранение, но пользоваться им было запрещено; 3 - предмет волшебный, о чем заранее не предупредили.
  12. Осел из сказки "Ослиная шкура": 1 - не волшебник, но обладает необыкновенными, волшебными качествами, за которые его очень ценят, он любимец короля; 2 - его смерть сначала чуть не погубила принцессу, а потом спасла ее; 3 - благодаря ему процветало королевство.
  13. Хозяин кота из сказки "Кот в сапогах": 1 - хорош собою и хорошо сложен, но не слишком умен и смекалист, нуждается в советчике; 2 - покорил сердце королевской дочери, бросив на нее 2-3 почтительных, но нежных взгляда; 3 - искупался в реке и стал зятем короля.
  14. Принц из сказки "Золушка": 1 - не знал ни имени своей невесты, ни из какой она семьи, хотя и разговаривал с ней; 2 - влюбился в невесту с первого взгляда, когда еще помогал ей выйти из кареты; 3 - бегает не так быстро, как его невеста.
  15. Рикэ-Хохолок: 1 - женился на невесте через год после того, как сделал предложение; 2 - стал самым красивым, стройным и любезным человеком; 3 - в младенчестве был безобразен.
  16. Принцесса из сказки "Рикэ-Хохолок": 1 - у персонажа есть близнец; 2 - очень неловкий (все разбивает или проливает), неуклюжий, что в те времена считалось признаком глупости и невоспитанности; 3 - до определенного момента все недостатки усиливались с годами, но и достоинства (красота) умножались.
  17. Синяя Борода: 1 - очень богат (прекрасные дома, слуги, кони, кареты, посуда); 2 - безобразен, но может быть очень приятным в общении, если захочет; 3 - преступник, несет кару по заслугам.
  18. Королевич из сказки "Ослиная шкура": 1 - любопытен, заглядывает в закрытые двери; 2 - увидел свою суженую, когда был в гостях; 3 - был тяжело болен, пока не познакомился со своей суженой.


Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с журналом "Управление начальной школой".

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

Электронная система Образование: Актуальная нормативная база, аналитика и консультации специалистов - в электронной системе. Попробуйте прямо сейчас
Практический журнал для классных руководителей и заместителя директора по воспитательной работе "Справочник классного руководителя"
Наши мероприятия Программа образовательных мероприятий для специалистов детского сада, дошкольных образовательных организаций

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Шарль Перро. Новые встречи со старыми сказками Сценарий литературного часа во 2-4-х классах



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль