Роль элективного курса по органической химии в профильной школе

1537
Трудных наук нет, есть только трудные изложения. А. И. Герцен

Химия – одна из фундаментальных наук естественно-математического цикла. Необходимость развития этой области знания обусловлена потребностями развития современной цивилизации. Создание новых лекарственных средств, конструкционных материалов является основой для развития медицины, компьютерной техники и различных отраслей промышленности, обеспечивающих материальную основу развития современного общества.

Интерес к химии как к базовой основе профессиональной деятельности закладывается в процессе освоения школьного курса 8-11 классов. Однако в настоящее время, как свидетельствует практика, происходит снижение интереса учащихся к фундаментальным наукам и к химии в том числе, несмотря на то, что специалисты-химики востребованы. Данная ситуация – это своеобразный парадокс современного образовательного процесса, определяющий возникновение серьезных проблем как в школе, так и при подготовке в ВУЗах специалистов-химиков, способных заниматься наукой и развивать различные отрасли современного производства.

Проблема возникает как на глобальном уровне развития экономики, так и на личностном уровне. Каждый (!) ребенок ожидает с нетерпением изучение химии в 8 классе, предвкушая знакомство с наукой чудес. Но, к сожалению, уже к окончанию 8-го класса мы видим затухание интереса у учащихся, снижение учебной мотивации, равнодушие ко всему происходящему на уроке.

Исходя из собственного опыта работы в школе, анализируя успехи и затруднения своих учеников, прихожу к выводу о существовании следующих противоречий:

  • увеличение объема информации и недостаточное количество учебного времени в базисном учебном плане приводит к перегрузке учащихся на уроках;
  • переход на профильное обучение и возможное сокращение в связи с этим часов химии в неделю может привести к невозможности качественной подготовки к ЕГЭ тех учащихся, которые к окончанию школы всё-таки выберут химию для прохождения итоговой аттестации;
  • стабильная и развитая экономика требует создания новых материалов, методов переработки сырья, а по данным статистики интерес школьников к изучению наук естественно-математического цикла снижается;
  • изменились цели современного образования; знания из цели стали средством для развития умений и навыков по получению, анализу и использованию информации. Но традиционные технологии образования не способствуют достижению поставленной цели.

Несмотря на новейшие методики преподавания и огромный выбор учебников и УМК по химии, учебная мотивация у учащихся снижается, и каждому учителю приходится искать возможности заинтересовать, а главное, научить добывать и применять знания. Новые формы работы с учащимися - проектная деятельность, курсы по выбору, исследовательская деятельность и другие - не просто дополняют школьную программу, но и формируют ключевые компетентности учащихся, помогают проявить им свои способности, возможность расширить свои интересы и самореализоваться.

В нашей школе на протяжении нескольких лет каждый год формируется 10-ый профильный химико-биологический класс. По результатам диагностического исследования, 90% учащихся и их родителей полностью удовлетворены заявленным профилем класса.

Предлагаемый мною элективный курс "Механизмы реакций в органической химии" позволяет углубить знания учащихся об особенностях реакций в тот момент, когда происходит переход от неорганической к органической химии. Это вызывает первоначально много трудностей из-за существенных различий в названиях, составе веществ, введению новых понятий и терминов. Появляется чувство потерянности и неуверенности, возникает ощущение, что это понять нельзя (!). Структура учебника, большой объём материала в одном параграфе и невиданное до сих пор количество заданий к параграфу – от 12 до 35, ещё больше усиливает тревожность, желание поменять профиль класса.Материал элективного курса помогает снять напряжение, объяснить те моменты, которые бывает трудно запомнить. Курс значительно увеличил время на изучение механизмов реакций, для которых в базисном учебном плане отводилось только 9 часов в профильных классах химической направленности.

После "раскладывания" реакции по этапам, понимание помогает работать с реакциями даже ещё неизученных классов, т.е. на опережение. Основные характеристики механизмов реакций, их названия, термины и определения ученики записывают в тетради и на отдельные листы, формируя папку-сборник.

По мере изучения основных механизмов и отработки материала на примерах знакомых уже свойств изученных веществ ученики постепенно, как бы играя и пробуя, приступают к прогнозированию свойств веществ ещё незнакомых. Создаётся "ситуация успеха", и это повышает уверенность, формирует понимание взаимосвязи строения и свойств веществ. Приобретённые знания помогают ориентироваться в нестандартных ситуациях, ещё больше закрепляют знания по органической химии. Постепенно, к окончанию изучения элективного курса, от решения заданий, предусмотренных программой по органической химии, учащиеся переходят к решению заданий повышенного уровня сложности.

Работа с уравнениями и генетическими цепочками превращений (типа С3 вариантов ЕГЭ) требует от учащегося проговаривания своих мыслей, анализа и построения логической цепочки, формирования и принятия решения. Все эти компетенции считаются учебными, но их развитие на элективном курсе происходит постоянно от занятия к занятию, в отличие от обычных уроков. К концу обучения в школе даже "неговорящие" учащиеся начинают проявлять себя, перестают выполнять работу молча.

Благодаря большому объёму практического материала и возможности каждого учащегося применить свои знания при работе с этим материалом, развивается логика, способность представить, предположить строение и свойства незнакомого ещё вещества или группы веществ. Параллельно с изучением механизмов реакций, учащиеся глубже вникают в такие понятия, как смещение электронной плотности, механизмы разрыва связей, появление реакционного центра и другие.

На основе уже имеющегося опыта работы по применению элективного курса "Механизмы реакций в органической химии" в 10-ом профильном классе, можно сделать вывод, что элективный курс в модели профилизации учащихся старшей ступени школы имеет огромное значение. Он дополняет и расширяет знания учащихся по профильному предмету. Более свободное владение материалом, расширение и глубина изучения профильного предмета способствовали возрастанию интереса у учащихся к участию в химических олимпиадах и интернет-конкурсах. Углублённые знания по предмету помогают осознанно выбирать химию для сдачи экзамена в форме ЕГЭ при итоговой аттестации. Элективный курс повышает результативность обучения и сдачи ЕГЭ.

Учащиеся стали безбоязненно выбирать медицинские вузы не только нашего округа, но и других регионов для профессионального самоопределения. Наши выпускники успешно поступают в вузы страны с химической направленностью: химические факультеты университетов, медицинские и фармацевтические академии и экологические отделения факультетов госуниверситетов.

Автор: Наталья Викторовна Ким, учитель химии МБОУ МО г. Нягань "СОШ №6"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль