Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

7501
Формы, методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и оптимизации учебного процесса на уроках иностранного языка

Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства. Мало самому знать свой предмет и помнить что-то, что было когда-то выучено по методике и дидактике. Важно владеть различными видами деятельности, в которые учитель должен уметь включать учащихся: конструктивная деятельность, организаторская деятельность, КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

С точки зрения современности последняя считается наиболее важной. Именно она способствует активизации познавательной деятельности учащихся и оптимизации учебного процесса. Именно она наиболее ЭФФЕКТИВНО учит умению передавать свои знания кратко и интересно, стимулирует самостоятельность, креативность, находчивость, умению быстро ориентироваться в учебном материале.

Следует обратить особое внимание на СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ аспект, его роль и место в коммуникативно-ориентированном обучении. Само наличие этого аспекта может явиться мотивирующим фактором, способствующим активизации познавательной деятельности учащихся: в современных УМКах содержатся аутентичные материалы, где речь идет о реальной жизни реальных людей в реальных ситуациях, что побуждает учащихся высказываться на реальные темы. Учебные материалы формируют не только стиль РЕЧЕВОГО поведения, но и стиль СОЦИАЛЬНОГО поведения. В УМКах для старшеклассников ОБСУЖДЮТСЯ серьезные проблемы современного мира (расизм, проблемы молодежи, экологии, наркотиков, интернет - зависимости и др.) Проблемы АКТИВНО ОБСУЖДАЮТСЯ, учащиеся ВЫСКАЗЫВАЮТ МНЕНИЕ, СВОЕ ОТНОШЕНИЕ, а не просто происходит ознакомление с учебным материалом и выполняются оторванные от жизни грамматические упражнения.

Существует ряд современных форм урока, методов и методик, отдельных приемов, работающих на активизацию познавательной деятельности учащихся, повышению мотивации и оптимизации учебного процесса в целом: проектная методика, метод сотрудничества, различные варианты БРЕЙНСТОРМИНГА (т.е. мозговой атаки), ролевые игры, учебно-методические игры, методика БЭК- РИПОТА, или ФИД – БЭКА.

Интересна форма познавательной деятельности учащихся в освоении лексики, грамматических структур, клише, оборотов речи путем регулярного изучения аутентичных песен.

БРЕЙНСТОРМИНГ

Учащиеся делятся на две группы: генераторы идей и аналитики. Генераторы выдвигают проблемы без обсуждения и попытки решения. Аналитики рассматривают каждое предложение, выбирают наиболее правильное, разумное. Группы формируются по принципу добровольности. Условия метода: критика не допускается, высказываться без боязни, комбинирование поощряется, количество идей поощряется. Как можно больше предложений. Если они иссякли, учитель может подать новую идею, которая в состоянии подтолкнуть учащихся.

БРЕЙНСТОРМИНГ 33
(или 66 – в зависимости от общей численности группы)

Учащиеся делятся на меньшие группы (по 3 человека) и в течение 3 минут генерируют и формулируют свои идеи. После этого наиболее интересные идеи передаются другим группам для их дальнейшего развития и генерирования идей ассоциаций. Эти вторичные идеи и являются основой для принятия правильного решения.

ДВОЙНОЕ КОЛЬЦО

Этот вариант брейнсторминга больше всего подходит для большой группы. Учащиеся делятся на две подгруппы: внутренний и внешний круг. Во внешнем говорить запрещено – здесь можно только писать. Говорить, обсуждать тему можно только во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга появляется желание высказать какую-то идею, то он должен перейти во внутренней круг. Роль
внешнего круга здесь важнее, чем внутреннего, т.к. именно участники внешнего круга фиксируют интересные решения, выбирают правильные.

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА

Преимущества проектной работы уже давно известны и используются в западной методике преподавания разных предметов. Проектная методика стала применяться на уроках английского языка в школах России с появлением УМКов, авторами которых являются носители языка, т.е. с 1997-98 гг. Для ЧЕГО нужно использовать проектную методику при обучении АЯ?

  1. Повышение общей мотивации учащихся. Проекты – личностно ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о себе, своей семье, доме, своих интересах и т. д. Проекты предполагают АКТИВИЗАЦИЮ учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с людьми, искать фотографии, делать аудио и видеозаписи и т .д. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе.
  2. Повышение значимости АЯ как средства общения. Сообщая о себе, своих интересах, окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ЦЕННОСТЬ АЯ как языка международного общения. Проектная работа ГОТОВИТ учащихся к ОБЩЕНИЮ.
  3. Образовательная и воспитательная ценность. Межпредметные связи в обучении способствуют развитию у учащихся ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.

Проектная методика в настоящее время является едва ли не основной в преподавании АЯ на всех этапах обучения. В отличие от других предметов в АЯ проектом (т.е. конечным продуктом) может быть всё: открытка, постер, стенгазета, журнал, сочинение пьесы, ее постановка, работа с элементами исследовательской работы и т.д. По определению носителей языка проектная работа является "продолженной, расширенной языковой деятельностью…, требующей разнообразных умений и навыков, сосредоточенных на раскрытии определенной темы более, чем на особых языковых целях ". Основное преимущество использования проектной методики в том, что АЯ в этом случае перестает быть обязательным трудом, а становится средством общения и объектом радости.

Проектная методика на уроках АЯ (а не только во внеурочное время) имеет преимущества в двух основных принципах коммуникативного подхода:

  1. МОТИВИРОВАННОСТЬ, т.е. КАК учащиеся относятся к заданию. Позитивная мотивация является определяющим фактором АКТИВИЗАЦИИ познавательной деятельности учащихся. Это ключ к успешному изучению ИЯ.
  2. АДЕКВАТНОСТЬ, т.е. КАК учащиеся относятся к языку: АЯ часто представляется учащимся как что-то нереальное; проектная работа помогает понять, что на АЯ можно говорить о понятном, интересном мире, а не только о том, что касается только Англии и Америки.

При оценке любого готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащихся, являющимся средством активизации их познавательной деятельности и оптимизацией учебного процесса в целом, становится степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Ольга Тасенюк



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль