Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

7478
Формы, методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и оптимизации учебного процесса на уроках иностранного языка

Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства. Мало самому знать свой предмет и помнить что-то, что было когда-то выучено по методике и дидактике. Важно владеть различными видами деятельности, в которые учитель должен уметь включать учащихся: конструктивная деятельность, организаторская деятельность, КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

С точки зрения современности последняя считается наиболее важной. Именно она способствует активизации познавательной деятельности учащихся и оптимизации учебного процесса. Именно она наиболее ЭФФЕКТИВНО учит умению передавать свои знания кратко и интересно, стимулирует самостоятельность, креативность, находчивость, умению быстро ориентироваться в учебном материале.

Следует обратить особое внимание на СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ аспект, его роль и место в коммуникативно-ориентированном обучении. Само наличие этого аспекта может явиться мотивирующим фактором, способствующим активизации познавательной деятельности учащихся: в современных УМКах содержатся аутентичные материалы, где речь идет о реальной жизни реальных людей в реальных ситуациях, что побуждает учащихся высказываться на реальные темы. Учебные материалы формируют не только стиль РЕЧЕВОГО поведения, но и стиль СОЦИАЛЬНОГО поведения. В УМКах для старшеклассников ОБСУЖДЮТСЯ серьезные проблемы современного мира (расизм, проблемы молодежи, экологии, наркотиков, интернет - зависимости и др.) Проблемы АКТИВНО ОБСУЖДАЮТСЯ, учащиеся ВЫСКАЗЫВАЮТ МНЕНИЕ, СВОЕ ОТНОШЕНИЕ, а не просто происходит ознакомление с учебным материалом и выполняются оторванные от жизни грамматические упражнения.

Существует ряд современных форм урока, методов и методик, отдельных приемов, работающих на активизацию познавательной деятельности учащихся, повышению мотивации и оптимизации учебного процесса в целом: проектная методика, метод сотрудничества, различные варианты БРЕЙНСТОРМИНГА (т.е. мозговой атаки), ролевые игры, учебно-методические игры, методика БЭК- РИПОТА, или ФИД – БЭКА.

Интересна форма познавательной деятельности учащихся в освоении лексики, грамматических структур, клише, оборотов речи путем регулярного изучения аутентичных песен.

БРЕЙНСТОРМИНГ

Учащиеся делятся на две группы: генераторы идей и аналитики. Генераторы выдвигают проблемы без обсуждения и попытки решения. Аналитики рассматривают каждое предложение, выбирают наиболее правильное, разумное. Группы формируются по принципу добровольности. Условия метода: критика не допускается, высказываться без боязни, комбинирование поощряется, количество идей поощряется. Как можно больше предложений. Если они иссякли, учитель может подать новую идею, которая в состоянии подтолкнуть учащихся.

БРЕЙНСТОРМИНГ 33
(или 66 – в зависимости от общей численности группы)

Учащиеся делятся на меньшие группы (по 3 человека) и в течение 3 минут генерируют и формулируют свои идеи. После этого наиболее интересные идеи передаются другим группам для их дальнейшего развития и генерирования идей ассоциаций. Эти вторичные идеи и являются основой для принятия правильного решения.

ДВОЙНОЕ КОЛЬЦО

Этот вариант брейнсторминга больше всего подходит для большой группы. Учащиеся делятся на две подгруппы: внутренний и внешний круг. Во внешнем говорить запрещено – здесь можно только писать. Говорить, обсуждать тему можно только во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга появляется желание высказать какую-то идею, то он должен перейти во внутренней круг. Роль
внешнего круга здесь важнее, чем внутреннего, т.к. именно участники внешнего круга фиксируют интересные решения, выбирают правильные.

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА

Преимущества проектной работы уже давно известны и используются в западной методике преподавания разных предметов. Проектная методика стала применяться на уроках английского языка в школах России с появлением УМКов, авторами которых являются носители языка, т.е. с 1997-98 гг. Для ЧЕГО нужно использовать проектную методику при обучении АЯ?

  1. Повышение общей мотивации учащихся. Проекты – личностно ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о себе, своей семье, доме, своих интересах и т. д. Проекты предполагают АКТИВИЗАЦИЮ учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с людьми, искать фотографии, делать аудио и видеозаписи и т .д. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе.
  2. Повышение значимости АЯ как средства общения. Сообщая о себе, своих интересах, окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ЦЕННОСТЬ АЯ как языка международного общения. Проектная работа ГОТОВИТ учащихся к ОБЩЕНИЮ.
  3. Образовательная и воспитательная ценность. Межпредметные связи в обучении способствуют развитию у учащихся ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.

Проектная методика в настоящее время является едва ли не основной в преподавании АЯ на всех этапах обучения. В отличие от других предметов в АЯ проектом (т.е. конечным продуктом) может быть всё: открытка, постер, стенгазета, журнал, сочинение пьесы, ее постановка, работа с элементами исследовательской работы и т.д. По определению носителей языка проектная работа является "продолженной, расширенной языковой деятельностью…, требующей разнообразных умений и навыков, сосредоточенных на раскрытии определенной темы более, чем на особых языковых целях ". Основное преимущество использования проектной методики в том, что АЯ в этом случае перестает быть обязательным трудом, а становится средством общения и объектом радости.

Проектная методика на уроках АЯ (а не только во внеурочное время) имеет преимущества в двух основных принципах коммуникативного подхода:

  1. МОТИВИРОВАННОСТЬ, т.е. КАК учащиеся относятся к заданию. Позитивная мотивация является определяющим фактором АКТИВИЗАЦИИ познавательной деятельности учащихся. Это ключ к успешному изучению ИЯ.
  2. АДЕКВАТНОСТЬ, т.е. КАК учащиеся относятся к языку: АЯ часто представляется учащимся как что-то нереальное; проектная работа помогает понять, что на АЯ можно говорить о понятном, интересном мире, а не только о том, что касается только Англии и Америки.

При оценке любого готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащихся, являющимся средством активизации их познавательной деятельности и оптимизацией учебного процесса в целом, становится степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Ольга Тасенюк



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 30 - 31 марта 2017 г.
  • Организация внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ в школе
  • Участвовать!
  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль