Формы и методы работы с одаренными и высокомотивированными учащимися

9664

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" – одаренных детей – провозглашается приоритетной задачей.

Выявление одаренных и высокомотивированные учащихся

Одаренные и высокомотивированные школьники требуют помощи, так как именно от таких учеников зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на сцене своих учеников, на пьедестале - лучших российских ученых, кинорежиссеров, певцов, музыкантов и при этом сразу ассоциируем победителя со своей школой или страной в целом.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высокомотивированными учащимися является крайне необходимой.

Национальная инициатива "Наша новая школа" предполагает организацию работы по развитию детской одаренности в трех направлениях:

1) выявление детских талантов и талантливых учеников;
2) поддержка развития талантов;
3) повышение квалификации педагогов в области форм и методов работы с одаренными детьми.

Педагогическая наука сегодня выделяет следующие категории одаренных детей:

  1. С необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. С признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. С высокими творческими (художественными) способностями.
  4. С высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

В каждой школе, и в нашей в частности, учатся дети, которые составляют её интеллектуально – творческий потенциал: Карпова Татьяна, Коростелёва Анна, Борзенков Руслан, Эпов Виктор, Григорьев Вова, Сарновская Юлия. В них - сосредоточение интеллектуальных, художественных, лидерских способностей. Они – победители и призеры муниципальных предметных олимпиад, зональной олимпиады "Интеллектуальный марафон".

В последние годы в нашей школе прослеживается положительная динамика участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, проектах, муниципального, регионального и федерального уровней, что и заложено в программе по работе с одаренными детьми в школе и высокомотивированными учащимися.

Программа "Одаренные дети", реализуемая в нашей школе, предусматривает деятельность с одаренными детьми по следующим направлениям:

  • естественно-математическое направление;
  • история и историческое краеведение;
  • литература и литературное краеведение;
  • художественное творчество.

Выявление одаренных мальчиков и девочек в школе начинается до поступления ребенка в первый класс на основе наблюдения, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления в период обучения в классе предшкольной подготовки и анкетирования их родителей. Одаренные и высокомотивированные учащиеся требуют тщательной работы по развитию способностей, что становится одним из важнейших аспектов деятельности школы. Для достижения эффективного взаимодействия с такими учащимися следует составить план работы с одаренными детьми.

Формы и методы работы с одаренными детьми

Какие же формы и методы работы с одаренными детьми в нашей школе признаны педагогами наиболее эффективными:

  • групповые занятия с одаренными учащимися (элективный курс «Математика для одаренных»,7-9кл. За страницами учебника русского языка, Секреты орфографии);
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • курсы по выбору «Такая разная информатика»;
  • участие в олимпиадах (Русский медвежонок, ЧиП, Кенгуру);
  • работа по индивидуальным планам;
  • интеллектуальные марафоны.

В урочной деятельности педагогами школы используются следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение, работа в малых группах на уроках русского языка (учитель – Овчарова Е.С.);
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия) используют учителя начальных классов Зимина О.Н. Ёлгина В.В.;
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры) систематически использует учитель истории Казакова Т.Н., информатики Коростелёва Н.С.;
  • задания творческого и нестандартного характера, дифференцированные задания на уроках русского языка использует Николаева Л.В.;
  • проектно-исследовательской деятельностью по истории родного края, г. Томмот довелось заниматься мне. Проекты учащихся "Город мой родной. Люди и судьбы", "Школьный дворик-зеркало нашей души", "Аграрная реформа П.А.Столыпина и её реализация в нашем крае" заняли призовые места на региональных научно – практических конференциях.

Методы работы с одаренными детьми

Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными детьми , варьирование которых позволяет педагогам нашей школы поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

  1. Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  2. Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  3. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
  4. Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  5. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  6. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  7. Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
  8. Метод "если бы…". Помогает школьникам нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  9. "Мозговой штурм". Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Задачи учителя

К сожалению, не всегда усилия педагога приносят желаемый успех, а потому формы и методы работы с одаренными детьми оказываются бессильными. Успеха можно добиться, если:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Работа с одарёнными детьми в школе должна быть направлена на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные и высокомотивированные учащиеся – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения , тем больше надежд на то, что в будущем эти мальчики и девочки составят гордость и славу своего Отечества.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Татьяна Казакова

Другие материалы по работе с одаренными детьми:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль