Педагогическое творчество учителя

3048
Педагогическое творчество учителя в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с разными возможностями через центры активности.

Учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики". Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую надо зажечь. Следовательно, я должна не наполнять ученика знаниями, а учить добывать их, использовать для решения возникающих проблем. Поэтому сегодня, определяя главный вопрос своей педагогической деятельности, я выбираю: «Как учить?». Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения. Именно работу в центрах активности я считаю главным аспектом своей деятельности.Цель статьи: раскрыть педагогическое творчество учителя через развитие потенциальных возможностей каждого ребенка при работе в центрах активности.

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Следовательно, педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества.Творчество педагога - это поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся т.д

На уроках передо мной стоит цель: способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни. Для решения этой цели я должна творчески подойти к подготовке и проведению урока, чтобы ребенок был действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность, имел выбор, тогда он наилучшим образом развивается. С этой целью я использую работу в центрах активности.

Уроки по центрам активности имеют личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.Принципы личностно-ориентированного подхода:

  1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
  2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения.
  3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.
  4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
  5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.
  6. Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Технологию организации работы детей в центрах активности осуществляю по четырем главным принципам:

  1. право выбора;
  2. разноуровневые задания;
  3. форма работы;
  4. рефлексия.

Тщательно продуманная, созданная в процессе совместной деятельности учителя, учащихся и родителей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Для этого в классе существует определенная организация развивающей среды.Принципы формирования развивающей среды:

  1. физическая и психологическая безопасность;
  2. возрастная ориентированность;
  3. доступность;
  4. динамичность;
  5. разноуровневость.

Все пространство класса поделено на Центры активности:

  1. Центр русского языка и литературы;
  2. Центр изобразительного творчества;
  3. Центр драматизации;
  4. Центр науки и природы;
  5. Центр математики.

Каждый центр активности - это маленькая творческая лаборатория. Виды центров активности могут изменяться в зависимости от потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах.Цель организации центров: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую, исследовательскую, творческую)Три принципа, на которых должна строиться работа в группе в центре активности:

  1. Свобода;
  2. Самостоятельность;
  3. Совместная деятельность;

Эти "три принципа" хороши в том случае, если объединены темой и целями урока. Компетентностный подход к работе в центрах активности: Умение общаться; Умение договориться; Отстоять свое мнение; Согласиться с мнением товарища; Сделать правильный выбор и нести за него ответственность.

Выбор центра - за детьми. Выбор может быть закрытым. После презентации центров, представленных на уроке, детям предлагают выбрать какие-либо карточки и перейти в тот центр активности, на котором есть такой же значок. Выбор может быть открытым. Это когда после презентации центров дети осознанно идут работать в тот или иной центр. Наличие в центрах активности материалов разного уровня сложности позволяет перейти от обычной структуры урока к развивающей системе обучения.

При работе в центрах активности предлагаются разноуровневого задания, с разными видами деятельности в центрах, созданных по интересам детей, и соответствующих задачам урока.Мною был проведен урок русского языка в 4 классе по теме "Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном". Представлю отрывок урока.

На уроке открыты следующие центры активности:

  1. Центр "Народная песня" (задания для аудиалов: прослушайте предложенную песню, выпишите словосочетания сущ. + прил., определите род, число, падеж)
  2. Центр "Народные костюмы" ( задания для кинестетиков: рассмотри куклы и обереги, описывая куклы, придумай словосочетания сущ. + прил. с предложенными сущ. и предлогами, определи род, число, падеж).
  3. Центр "Русские народные сказки" (задание для визуалов: выберите книгу с русскими народными сказками, выпишите словосочетания сущ. + прил., определи род, число, падеж)
  4. Центр "Загадки" (задание для визуалов: выберите карточки или книги с загадками, выпишите словосочетания сущ. + прил., определи род, число, падеж)

Эту работу ребята могут выполнять по дополнительному материалу, а могут выбрать работу по учебнику, по предложенным упражнениям. На карточке отмечайте уровень сложности вашей работы в данном центре. Зеленым цветом, значит, легко справился с работой, красным цветом, значит, испытывал затруднения при выполнении работы. В каждом центре представлен план работы.

Задача учителя подготовить "стартовую" среду в центрах – материалы (разноуровневые задания), рабочие места, а также умело рассказать, "презентовать" детям то, что их ждёт в разных центрах активности.

Центры активности могут быть статичными и подвижными в зависимости от темы урока, цели его и задач. Статичные центры активности применяются при групповой работе.

На протяжении урока с подвижными центрами, ребенок, переходя из одного центра активности в другой, имеет возможность выбирать разноуровневые задания и форму работы по предложенным темам. Подвижные центры активности применяются при работе в парах сменного состава и индивидуальной работе. По окончанию работы в центрах проводится рефлексия и отслеживается мотивация.

Дети, которым предоставляется возможность выбирать вид деятельности, учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Для этого необходим творческий подход учителя во время подготовки и проведения урока по центрам активности.

На своих уроках, особенно в первом классе, я поощряю непосредственное присутствие членов семьи ребенка в центре активности, активное участие в оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и осуществлении развивающего обучения и готовлю для них специальные "задания".Реальное присутствие и участие семьи в центрах активности оказывает:

  • психологическую поддержку ребенку;
  • психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
  • приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
  • дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел;
  • дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей класса;
  • дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с ребятами);
  • дает учителю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;
  • дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;
  • дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);
  • дает возможность участия родителей в классных делах и занятиях.

Подводя итоги, можно сказать, что уроки уроки по центрам активности имеют личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Нинель Зацепина



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль