Педагогическое творчество учителя

3054
Педагогическое творчество учителя в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с разными возможностями через центры активности.

Учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики". Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую надо зажечь. Следовательно, я должна не наполнять ученика знаниями, а учить добывать их, использовать для решения возникающих проблем. Поэтому сегодня, определяя главный вопрос своей педагогической деятельности, я выбираю: «Как учить?». Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения. Именно работу в центрах активности я считаю главным аспектом своей деятельности.Цель статьи: раскрыть педагогическое творчество учителя через развитие потенциальных возможностей каждого ребенка при работе в центрах активности.

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Следовательно, педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества.Творчество в педагогической деятельности - это поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся т.д

На уроках передо мной стоит цель: способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни. Для решения этой цели я должна творчески подойти к подготовке и проведению урока, чтобы ребенок был действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность, имел выбор, тогда он наилучшим образом развивается. С этой целью я использую работу в центрах активности.

Уроки по центрам активности имеют личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.Принципы личностно-ориентированного подхода:

  1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
  2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения.
  3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.
  4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
  5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.
  6. Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Технологию организации работы детей в центрах активности осуществляю по четырем главным принципам:

  1. право выбора;
  2. разноуровневые задания;
  3. форма работы;
  4. рефлексия.

Тщательно продуманная, созданная в процессе совместной деятельности учителя, учащихся и родителей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Для этого в классе существует определенная организация развивающей среды.Принципы формирования развивающей среды:

  1. физическая и психологическая безопасность;
  2. возрастная ориентированность;
  3. доступность;
  4. динамичность;
  5. разноуровневость.

Все пространство класса поделено на Центры активности:

  1. Центр русского языка и литературы;
  2. Центр изобразительного творчества;
  3. Центр драматизации;
  4. Центр науки и природы;
  5. Центр математики.

Каждый центр активности - это маленькая творческая лаборатория. Виды центров активности могут изменяться в зависимости от потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах.Цель организации центров: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую, исследовательскую, творческую)Три принципа, на которых должна строиться работа в группе в центре активности:

  1. Свобода;
  2. Самостоятельность;
  3. Совместная деятельность;

Эти "три принципа" хороши в том случае, если объединены темой и целями урока. Компетентностный подход к работе в центрах активности: Умение общаться; Умение договориться; Отстоять свое мнение; Согласиться с мнением товарища; Сделать правильный выбор и нести за него ответственность.

Выбор центра - за детьми. Выбор может быть закрытым. После презентации центров, представленных на уроке, детям предлагают выбрать какие-либо карточки и перейти в тот центр активности, на котором есть такой же значок. Выбор может быть открытым. Это когда после презентации центров дети осознанно идут работать в тот или иной центр. Наличие в центрах активности материалов разного уровня сложности позволяет перейти от обычной структуры урока к развивающей системе обучения.

При работе в центрах активности предлагаются разноуровневого задания, с разными видами деятельности в центрах, созданных по интересам детей, и соответствующих задачам урока.Мною был проведен урок русского языка в 4 классе по теме "Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном". Представлю отрывок урока.

На уроке открыты следующие центры активности:

  1. Центр "Народная песня" (задания для аудиалов: прослушайте предложенную песню, выпишите словосочетания сущ. + прил., определите род, число, падеж)
  2. Центр "Народные костюмы" ( задания для кинестетиков: рассмотри куклы и обереги, описывая куклы, придумай словосочетания сущ. + прил. с предложенными сущ. и предлогами, определи род, число, падеж).
  3. Центр "Русские народные сказки" (задание для визуалов: выберите книгу с русскими народными сказками, выпишите словосочетания сущ. + прил., определи род, число, падеж)
  4. Центр "Загадки" (задание для визуалов: выберите карточки или книги с загадками, выпишите словосочетания сущ. + прил., определи род, число, падеж)

Эту работу ребята могут выполнять по дополнительному материалу, а могут выбрать работу по учебнику, по предложенным упражнениям. На карточке отмечайте уровень сложности вашей работы в данном центре. Зеленым цветом, значит, легко справился с работой, красным цветом, значит, испытывал затруднения при выполнении работы. В каждом центре представлен план работы.

Задача учителя подготовить "стартовую" среду в центрах – материалы (разноуровневые задания), рабочие места, а также умело рассказать, "презентовать" детям то, что их ждёт в разных центрах активности.

Центры активности могут быть статичными и подвижными в зависимости от темы урока, цели его и задач. Статичные центры активности применяются при групповой работе.

На протяжении урока с подвижными центрами, ребенок, переходя из одного центра активности в другой, имеет возможность выбирать разноуровневые задания и форму работы по предложенным темам. Подвижные центры активности применяются при работе в парах сменного состава и индивидуальной работе. По окончанию работы в центрах проводится рефлексия и отслеживается мотивация.

Дети, которым предоставляется возможность выбирать вид деятельности, учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Для этого необходим творческий подход учителя во время подготовки и проведения урока по центрам активности.

На своих уроках, особенно в первом классе, я поощряю непосредственное присутствие членов семьи ребенка в центре активности, активное участие в оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и осуществлении развивающего обучения и готовлю для них специальные "задания".Реальное присутствие и участие семьи в центрах активности оказывает:

  • психологическую поддержку ребенку;
  • психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
  • приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
  • дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел;
  • дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей класса;
  • дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с ребятами);
  • дает учителю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;
  • дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;
  • дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);
  • дает возможность участия родителей в классных делах и занятиях.

Подводя итоги, можно сказать, что уроки уроки по центрам активности имеют личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Нинель Зацепина



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль