Организация деятельности начальной школы в условиях введения нового стандарта

4608

Трафлялина А.А., 

заместитель директора школы 1 ступени образования,

Центра образования № 1429, ЦАО г. Москва

Деятельность заместителя директора по начальной школе всегда была многогранна и ответственна. Успех ученика в средней и старшей школе, а значит, успех образовательного учреждения в целом – это качественная и слаженная работа всего педагогического коллектива в начальной школе под руководством администратора. На сегодняшний день портрет заместителя директора по начальной школе, отвечающий требованиям времени, кратко можно представить так: менеджер образования, профессионал своего дела, владеющий нормативно-правовой базой, а самое главное – понимающий перспективы развития образования в целом и адекватно реагирующий на изменения в обществе.

Проработав год в "пилотном режиме", можно смело говорить о том, что качественные изменения затронули все стороны жизни не только начальной школы, а деятельности всей школьной системы вообще. Новые задачи начальной школы не могли не найти отражения в основной образовательной программе ступени, а также в планировании и содержании ее деятельности по всем направлениям.

В привычный уклад "началки" и план внутришкольного контроля были внесены следующие изменения:

Мониторинг формирования не только предметных знаний, но и общеучебных универсальных умений и навыков

Во главу угла сегодня ставятся метапредметные результаты: универсальные учебные действия, которые обеспечивают то самое "Умение учиться", которого так не хватает современному выпускнику школы. Наряду с усвоением предметного содержания мы должны сформировать эти компетенции по требованиям ФГОС . Проблема, к сожалению, заключается в отсутствии на сегодняшний день диагностических материалов по измерению универсальных учебных действий.

Анализ внеурочной деятельности в начальной школе. Внеурочная деятельность учащихся - это неотъемлемая часть ООП. Она реализуется как в первой, так и во второй половине дня и не должна быть в отрыве от учебной, преследуя единые цели и задачи по формированию различных компетенций учащихся.

Таблица №1. Внеурочная деятельность на примере УМК "Перспективная начальная школа"

Внеурочная деятельность

Связь с учебными предметами

Формирование УУД

Результаты занятий по годам обучения

Курс "Мы и окружающий мир"

Окружающий мир

Литературное чтение

Умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в различных источниках

1год: пособие "Определитель растений родного края"

2 год: пособие "Опыты, наблюдения, эксперименты"

3год: пособие "Иллюстративные материалы по постановке опытов и экспериментов"

4 год: альбом "Родной край – часть великой России"

Мониторинг использования учебного и компьютерного оборудования. В планировании учителей в разделе "Использование ИКТ-средств" произошло существенное количественное изменение: это и использование проекторов, интерактивных досок МИМИО и МАК-буков, учебных пособий "Спектра", электронных микроскопов, различных датчиков и просто расходных материалов. Все это оборудование подлежит строгому учету, планированию и использованию практически на всех уроках в начальной школе.

Таблица 2. Пример календарно-тематического планирования

Класс

Предмет

Тема / Кол-во часов

Предметный результат

Метапредметный результат

Использование учебного оборудования

Использование компьютерного оборудования

Организация образовательной среды НШ. Объемное понятие, которое начинается с составления учебного плана и рабочих программ по предметам, подготовки АРМ учителя, продумывания коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, зонирование классов и рекреаций, учет и использование материальной базы учреждения, заканчивая санитарными условиями и приветливыми лицами охранников и обслуживающего персонала. Создаваемая раньше стихийно в классах учителем и учащимися, сегодня - это одно из требований реализации ФГОС.

Ответственный подход к расстановке кадров и повышению квалификации педагогов. Каждый педагог, начинающий свою работу по новым стандартам должен в обязательном порядке пройти курсы повышения квалификации, по формированию в первую очередь ИКТ-компетенций и знаний особенностей Стандарта второго поколения. Сегодня невозможно по-новому учить детей , живущих в огромном информационном поле и владеющими уже на момент поступления в 1 класс определенными знаниями и умениями в этой области, если сам учитель не владеет этим. Помимо этого, каждый педагог в учреждении в идеале должен быть на своем профессиональном месте с максимальным использованием личного потенциала и возможностей.

Работа учителей в информационных пространствах является важным ресурсом педагогической работы и одновременно фактором, повышающим квалификацию. На сайте www.nachalka.seminfo.ru учителя имеют возможность продемонстрировать проекты учащихся, поделиться опытом и пообщаться со своими учениками и родителями посредством интернет-ресурсов. Транслирование опыта через открытые уроки и мастер-классы не только для коллег, но и для родителей, дни открытых дверей, семинары по проблемам, работа внутришкольного и межшкольного объединений, работа в творческих группах и профессиональных сообществах - важная часть любой педагогической системы.

Анализ деятельности учителя и учащихся со стороны администратора должен быть направлен на формирование предметных и метапредметных знаний и компетенций на основе системно-деятельностного подхода, заложенного в Стандарте. Умение учителя точно определить задачи урока и деятельность учащихся на каждом этапе с формированием необходимых компетенций, отход от жесткой структуризации урока, предоставление учащимся свободы в выборе заданий, постановке учебной задачи, выборе средств добывания информации и ее предстваления, развитие навыков самоконтроля и коммуникации в учебной деятельности и многое другое должно войти в практику современной школы.

Работа с родителями

Работа Управляющего Совета школы и широкая информированность родителей о деятельности учреждения, открытость начальной школы – вот тот фундамент, на котором сейчас строится образование наших детей. Изменения отношений с родителями, активное включение их в образовательный процесс, несомненно, улучшат образовательный и воспитательный результат обучающихся.

Ежемесячная работа с информационным порталом, локальной сетью учреждения. Деятельность заместителя директора сегодня неотрывно связана с информацией в любом ее виде. Сегодня лицо учреждения – это в первую очередь информационный портал. На информационном портале нашего Центра в разделе "Начальная школа" можно увидеть всю необходимую для родителей информацию: нормативно-правовую базу, расписание занятий в первой и второй половине дня, УМК, по которым работает НШ, советы социо-психолого-логопедической службы, программа родительского просвещения в свете введения ФГОС НОО, ссылки на полезные сайты в сети, информация о конкурсах и многое другое.

Для более рациональной организации работы учителей и заместителя по УВР начальной школы была создана виртуальная "Учительская начальной школы" в локальной сети учреждения. В ней содержатся следующие папки: "План на неделю" , "К уроку", " Папка учителя", "Молодым специалистам", " Срочная информация". "Конкурсы", " Нормативно-законодательные акты", "Контроль", "Методическая копилка", "Первый раз в первый класс", " ФГОС НОО", "Методические письма ОМЦ", "Инклюзивное образование"

Папка "План на неделю" позволяет педагогам и заместителю директора более успешно осуществлять свои функции, экономно расходуя свое и чужое время. Каждый педагог знает, какую отчетность и в какой срок он должен сдать, какие виды административного контроля будут осуществляться на неделе. Это позволяет снять напряженность и улучшить качество работы каждого педагога. В других папках учителя смогут найти всю необходимую им информацию для осуществления своего функционала, в частности:

  • "Рыбы" для составления графиков и планов работы
  • Образцы документов
  • Ссылки на необходимые Интернет-ресурсы
  • План работы на неделю, месяц, год
  • Нормативно-правовая база
  • Методическая литература

Также, используя локальную сеть, каждый педагог и воспитатель начальной школы может размещать личную документацию (планирование, графики, анализы, фото- и видеоархивы) учебно-воспитательного процесса класса.

Таблица 3. Сводная итоговая таблица за четверть. Заполняется автоматически при введении отметок учителем.

Класс 2 А

Сводная итоговая таблица за

II

четверть

200_

200_

уч. года

Примечание

№ по журналу

Фамилия, имя

Дисциплина

Статус

Пятёрок

Четвёрок

Троек

Двоек

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Иностранный язык

1

3

3

3

5

4

С тройками

1

1

3

0

2

3

4

3

4

4

С тройками

0

3

2

0

3

4

4

4

5

5

Хорошист

2

3

0

0

4

4

4

4

4

4

Хорошист

0

5

0

0

5

5

5

5

5

5

Отличник

5

0

0

0

Всего в классе человек

26

Учатся (по предметам)

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Иностранный язык

на отлично

5

7

5

7

9

на 4 и 5

18

25

17

21

22

с тройками

8

1

9

5

4

есть двойки

0

0

0

0

0

Средний балл по предмету

3,88

4,23

3,85

4,08

4,19

Успеваемость в классе

100,00%

человек учатся на "отлично"

11,54%

человек учатся в классе на 4 и 5

50,00%

человек или закончили четверть с тройками

38,46%

человек с одной тройкой

3,85%

человек закончили четверть с двойками

0,00%

В своей работе учитель и воспитатель имеет сегодня возможность использовать курсы методистов структурного подразделения по начальному образованию окружного методического центра Центрального округа на портале www.mioo.seminfo.ru ,а также другие ресурсы Интернета.

Стратегическое планирование деятельности школы, включающее "работу с персоналом", "маркетинг", "финансово-хозяйственную деятельность" - это реалии и задача №1 на сегодня для многих школ. Несомненно, эти направления должны учитываться, прежде всего, в организации повышения квалификации руководящих кадров. Понимание того, что деятельность школы переходит на качественно-новый этап - залог движения вверх на обеспечение государственного заказа в области образования.

Начальная школа всегда была и будет в авангарде любых педагогических преобразований. Представленный реальный опыт по совершенствованию работы администрации и педагогического коллектива начальной школы поможет обновить содержание учебно-воспитательного процесса и обеспечит успешный переход на новый стандарт образования. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль