Система оценивания ответов учащихся как средство повышения успеваемости

4511

Автор статьи - д-р пед. наук, педагог-психолог и ученый из США Карен Л. Махон. Карен занимается разработкой приемов изложения учебного материа­ла, позволяющих добиваться значимых результатов в обучении, консультирует компании, специализиру­ющиеся на создании образовательных технологий, по вопросам представления учебного материала и методам работы с цифровым контентом, ведет блог на www.karenmahon.com.

Система оценивания ответов учащихся как средство повышения успеваемостиСистема оценивания ответов учащихся - это тех­нология, позволяющая учителю задавать вопросы ученикам, а ученикам - вводить свои ответы в некое устройство, которое мгновенно их собирает и обоб­щает. В той или иной форме система оценивания ответов учащихся всегда была частью образователь­ного процесса. Даже простое поднятие рук - и есть система ответов учащихся, которую учитель может использовать для оценки эффективности обучения.

Автоматизированные системы оценивания отве­тов учащихся используются с 1960-х гг. Изначально они применялись для регистрации реакции аудито­рии на пилотные выпуски телевизионных программ и фильмов, позднее их стали использовать в других сферах, в том числе в сфере образования. Успеш­ный эксперимент был проведен в Университете Райса (Хьюстон, штат Техас, США). На одном из за­нятий студенты с помощью компьютеров отвечали на вопросы о том, насколько хорошо они понимают материалы лекции. Результаты были подсчитаны, представлены группе и использованы в дальнейшем процессе обучения.

Со временем технология стала более совершен­ной: на смену проводному оборудованию пришли портативные и беспроводные устройства с про­граммным обеспечением. Постепенно применение систем распространилось на целый ряд предметных областей в сфере образования, включая естествен­ные науки, математику, языки и др.

По состоянию на середину 2011 г. около 30% школьных округов в США внедрили системы оце­нивания ответов учащихся. Большинство педагогов считают их эффективными и предпочитают приме­нять вместо традиционных неинтерактивных занятий.

Согласно исследованиям, система оценивания ответов учащихся позволяет повысить не только успеваемость, но и посещаемость уроков, особенно если участие в интерактивных упражнениях связано с поощрениями в виде оценок.

Как и любой инструмент, систему оценивания ответов учащихся можно использовать разными способами и с разными целями, например включая отдельные вопросы в традиционные лекции, чтобы установить степень понимания учащимися материа­ла и не давать им отвлекаться или подготовить серии вопросов к ключевым тематическим блокам урока.

Рассмотрим некоторые способы практического применения системы оценивания ответов учащихся.

Способ коллективного обучения Эрика Мазура предполагает регулярное включение вопросов с не­сколькими вариантами ответов в так называемые стратегические моменты урока. Учащиеся выбира­ют ответ путем поднятия рук, карточек или посред­ством системы оценивания ответов учащихся. Если на вопрос неправильно отвечает большая часть учащихся, работа с новым материалом приоста­навливается, применяется дискуссия как метод интерактивного обучения: ребята обсуждают между собой про­блемный вопрос, а затем снова отвечают на вопрос. Мазур пишет: "Процент учащихся, которые выби­рают правильный ответ, после обсуждения всегда возрастает. Данные, полученные в моем классе и в классах моих коллег по всему миру, доказывают, что использование такого способа обучения увеличива­ет эффективность преподавания почти в три раза".

Система оценивания ответов учащихся как средство повышения успеваемостиСпособ промежуточного оценивания обученности, разработанный в 1993 г. исследовательской группой в Университете штата Массачусетс (Массачусетс, США), предполагает перио­дическое оценивание знаний и умений учащихся по прой­денному материалу. Учащие­ся получают циклы заданий, отвечают на вопросы, обсуж­дают их в небольших группах, вводят ответы, а затем анали­зируют результаты. В отличие от способа коллективного об­учения, который используется при изучении нового материала, способ промежуточного оценивания обу-ченности применяется для получения представления о базовых знаниях по теме.

Пожалуй, наиболее интересным способом при­менения системы оценивания ответов учащихся яв­ляется способ практического обучения, разработан­ный в 2011 г. в Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада). Его эффективность была дока­зана на практике.

Две группы студентов - контрольная и экспери­ментальная - в течение 11 недель слушали лекции опытного преподавателя. Вопросы использовались для итогового оценивания, за ответы начислялись поощрительные баллы. В течение 12-й недели кон­трольная группа продолжила обучение у этого же преподавателя, а в экспериментальной группе за­

нятия стал проводить научный работник. Студенты должны были отрабатывать на занятиях приемы ре­шения задач с точки зрения ученого-практика, по­стоянно отвечая на вопросы, общаясь между собой и поддерживая открытый диалог с преподавателем. Вопросы использовались для промежуточного оце­нивания умений и навыков.

В контрольной группе за последнюю неделю не произошло никаких изменений ни в показателях по­сещаемости, ни в показателях вовлеченности студен­тов в учебный процесс. В экспериментальной группе посещаемость увеличилась на 20%, показатели вовлеченности в учебный процесс и интенсивно­сти обучения выросли в два раза.

Таким образом, само по себе внедрение в учебный процесс системы оценивания ответов учащихся еще не гарантирует положительный результат. Не­обходимо выбрать способ ее применения - оптимальный с точки зрения учителя, аудитории, этапа обучения и специфики изучаемого материала.

Несмотря на то, что данные, полученные в ре­зультате исследований системы оценивания ответов учащихся, в настоящее не являются окончательны­ми, есть два факта-преимущества, которые без­оговорочно признаны большинством специалистов: система позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся и усиливает обратную связь - иными словами, повышает уровень взаимодействия между учителем и учениками.

Система оценивания ответов учащихся как средство повышения успеваемости

ООО "РЕНЕ" - генеральный дистрибьютор интерактивного оборудования Mimio в России
По вопросам приобретения интерактивных приставок Mimio, консультаций и обучения обращайтесь в ООО "Рене". Телефон: 8 (800) 5555-33-0 (бесплатный звонок по России)
Электронная почта: info@mimioclass.ru
Сайт в Интернете: http://www.mimioclass.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль