Должностные инструкции работников школы

31346

Основным документом, регулирующим должностные обязанности, меры ответственности и права педагогических работников всех категорий и рангов, являются должностные инструкции работников школы. Документ способствует рациональному распределению обязанностей между сотрудниками, справедливой оценке деятельности специалиста, служит нормативной базой для применения мер воздействия на работника. К их содержанию, оформлению и структуре выдвигаются жесткие требования, нельзя использовать формальный подход к написанию должностных инструкций педагогических работников, поскольку важно учесть специфику деятельности сотрудника. К несчастью, в большинстве организаций, включая государственные учреждения, отсутствует практика разработки должностных инструкций. 

Должностные инструкции работников школы: специфика введения

Работодатели имеют пакет документов, который регулирует взаимоотношения с подчиненными. Ключевым документом этого пакета является должностная инструкция, с которой сотрудники знакомятся и ставят роспись. В обязанности руководителя образовательного учреждения входит разъяснение прав и обязанностей педагогических работников, сформировать у них представление о предъявляемых к ним требованиям. 

Должностная инструкция работника школы – организационно-правовой документ, в котором заключены основные требования к работнику, ключевые задачи, обязанности и права должностных лиц образовательной организации в ходе осуществления ними профессиональной деятельности. 

Согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации ОК 011-93, который был утвержден Госстандартом России от 30.12.1993 № 299, должностная инструкция относится к организационно-распорядительной документации. Введение должностных инструкций работников школы в действие в образовательном учреждении, а также соотношение документа с трудовым договором требуют детального рассмотрения. 

Сегодня нет утвержденных требований к должностным инструкциям, которые закреплены на законодательном уровне. Квалификационные справочники содержат исключительно рекомендации об уточнении прав и трудовых обязанностей в должностных инструкциях, которые принимаются в качестве локальных нормативных актов работодателем. Постановление Минтруда России от 09.02.2004 № 9 "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" регламентирует квалификационные характеристики в качестве основы для создания должностных инструкций, в которых содержится точный список должностных обязанностей педработников, учитывая условиях их труда, компетентность, ответственность и права работников. 

Важно подчеркнуть, что на законодательном уровне не закреплена обязанность руководителя составлять должностные инструкции для педагогических работников. В этом и заключается ключевое отличие должностных инструкций от трудового договора, который в обязательном порядке должен быть составлен согласно требованиям Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее - ТК РФ). В соответствии с этим документом, у работодателя есть право разрабатывать и принимать не должностные инструкции, а любые другие документы, которые будут регламентировать обязанности и права работников. Функцию новых должностных инструкций работников школы могут выполнять документы, которые регулируют обязанности и права работников по должности (примером может служит должностной регламент), а также документы, определяющие отдельные аспекты выполнения должностных обязанностей (примером может служить порядок ведения документации, порядок приема и передачи товарно-материальных ценностей). 

Принципы составления должностных инструкций работников школы

Как правило, составлением новых должностных инструкций работников школы занимаются специалисты кадровой службы. При этом должностные инструкции нельзя отнести к документации по управлению кадрами и документации по оценке трудовой деятельности. При этом сотрудники кадровой службы не могут знать все тонкости осуществления обязанностей для разных должностей, потому поручать им составление подобных документов нерационально. 

Более эффективно, когда составлением новых должностных инструкций для работников школы занимается лично руководитель подразделения или образовательного учреждения, поскольку только они вправе решить, какие задачи и функции должен выполнять специалист, какими знаниями и навыками обладать, какие иметь права и меры ответственности. 

Наиболее результативным считается привлечение к составлению документа инструкции работающего на этой должности специалиста. Таким образом в документе будет сконцентрирован основной круг обязанностей, в то время как работник школы однозначно и четко их осознавать, видеть перспективы и недостатки работы. 

Оформление должностных инструкций работников школы

Текст должностной инструкции работника школы должен быть лаконичным, кратким, последовательным и логически точным, чтобы не допускать разности толкований. При составлении документа важно придерживаться делового стиля изложения. Документ должен иметь титульный лист с информацией о наименовании образовательного учреждения и датой ознакомления (после знакомства с должностной инструкцией педагогический работник обязательно ставит свою подпись). Документ должен содержать следующие разделы:

  • общие положения;
  • квалификационные требования к работнику;
  • обязанности;
  • права;
  • ответственность.

При этом важно понимать, что в документе не обязательно должны быть все эти разделы. Дополнением может быть раздел «Должен знать», «Взаимоотношения по должности» и другие. Документ должен содержать в себе реальные трудовые функции, конкретные задачи и обязанности специалиста. Все должностные инструкции работников школы разрабатываются таким образом, чтобы не допускать дублирования и обеспечивать взаимосвязь в работе.

Автор: Вавилова А.А.

Статью полностью читайте в журнале "Справочник руководителя образовательного учреждения" Подпишитесь на это издание! >>

Инструменты "МЦФЭР Образование" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

Электронная система Образование! получите демо-доступ Какие требования предъявляются к оформлению должностной инструкции?
"Справочник руководителя образовательного учреждения" ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ЧИТАЙТЕ В ЖУРНАЛЕ О восстановлении учителя на работе в связи с недоказанностью факта психического насилия над личностью обучающегося


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль