Схема анализа урока в школе

14610

Аналитика является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Одним из способов контроля в образовательном учреждении становится анализ урока и эффективности преподавания в целом. 

Поскольку ФГОС акцентирует внимание на системно-деятельностном подходе в обучении, учеба должна быть организована таким образом, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся. Схема анализа урока по ФГОС подразумевает изучение его структуры, целей и задачи, мотивации учащихся и актуализации знаний, рефлексии. 

Схема анализа урока в школе по ФГОС, образец которой приведен ниже, отражает не только структуру занятия, но и его задачи, соответствие содержания занятия программе и материалу учебника. Образец схемы анализа урока по ФГОС в обязательном порядке охватывает методы и формы обучения. Важно, чтобы приему обучения соответствовали поставленной цели, а формы – решению поставленной задачи. Аналитике подлежит целесообразность использования предложенных заданий и результативность занятия. 

Схема анализа урока в школе по ФГОС, образец которой доступен для ознакомления, оценивает практическую направленность занятия в целом, а также задач, упражнений и вопросов, которые предлагаются для выполнения учащимся. Необходимо отметить уровень самостоятельности учащихся и формирования у них универсальных учебных действий, творческой и репродуктивной деятельности, взаимопомощь в учебном процессе. Анализу подлежит использование ИКТ на занятии, использованный педагогический стиль, соблюдение гигиенических требований, педагогической этики, чередования видов деятельности, динамические паузы. 

Представленные схемы анализа урока сделаны на примере комбинированного типа и занятия обобщения и систематизации материала, их можно использовать при посещении занятий учителей-предметников, а также для проведения педагогом самоанализа и анализа занятия

Схема анализа комбинированного урока

Дата проведения  ____________
Учитель_____________________
Предмет_____________________
Тема ___________________
Тип урока____________________
Урок посетил_________________

  Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.

1.2.Постановка и доведение учебных целей до учащихся.

1.3.Степень достижения целей.

2.     Схема анализа структуры и организации урока.

2.1.Соответствие структуры учебным целям.

2.2.Продуманность выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними.

2.4.Рациональность выбора форм обучения

2.5.Оборудование.

2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся.

3.     Схема анализа содержания урока

 3.1.Соответствие содержания требованиям государственных программ.

 3.2.Научный уровень излагаемого материала. 

3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность.

3.4.Практическая направленность занятия

3.5.Реализация развивающих возможностей упражнений в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

3.7.Выделение главной идеи нового материала.

3.8.Формирование новых понятий.

3.9.Актуализация опорных знаний

4.  Схема анализа урока: организация самостоятельной работы учащихся.

4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе учебы и подготовки к ЕГЭ и ГИА

4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса.

4.3.Инструктаж и помощь учителя.

4.4.Степень усвоения нового материала (эффективность).

4.5.Связь нового с ранее изученным.

4.6.Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Схема анализа урока: методики проведения

5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата занятия каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем

5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения

5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя

6.   Схема анализа урока: работа и поведение учащихся

6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах занятия.

6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.

6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.

6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками

6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

7. Схема анализа урока: качество знаний, умений и навыков.

 7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.

7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.

7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.

8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

 8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной в учебное время, и объемом работы, заданной на дом.

8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность

8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Дополнительные комментарии:_______________________________________________

68-80 баллов – урок отличный
52-67 – хороший
36-51 – удовлетворительный

Со схемой анализа урока ознакомлен:_____________

Схема анализа урока обобщения и систематизации знаний

Дата проведения  ____________
Учитель_____________________
Предмет_____________________
Тема ___________________
Тип ____________________
Урок посетил_________________

  Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.

1.2.Постановка и доведение учебных целей до учащихся.

1.3.Степень достижения целей.

3.    Схема анализа структуры и организации урока.

2.1.Соответствие структуры урока его целям.

2.2.Продуманность выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия.

2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними.

2.4.Рациональность выбора форм обучения

2.5.Оборудование.

2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся.

3.    Схема анализа содержания урока

 3.1.Соответствие содержания занятия требованиям государственных программ.

 3.2.Научный уровень излагаемого материала. 

3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия.

3.4.Практическая направленность занятия

3.5.Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

3.7.Выделение главной идеи  материала.

4.  Схема анализа урока: организация самостоятельной работы учащихся.

4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе проведения и подготовки к ЕГЭ и ГИА

4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса.

4.3.Инструктаж и помощь учителя.

4.4.Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Схема анализа методики проведения урока

5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата занятия каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем

5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения

5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя

6.   Схема анализа урока: работа и поведение учащихся 

6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.

6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.

6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.

6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками

6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

7. Схема анализа уроков в школе: качество знаний, умений и навыков.

 7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале занятия, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.

7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.

7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.

8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

 8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на занятии, и объемом работы, заданной на дом.

8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность

8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Дополнительные комментарии:_______________________________________________

68-80 баллов – урок отличный
52-67 – хороший
36-51 – удовлетворительный

Со схемой анализа урока в школе по ФГОС ознакомлен:_____________________________



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль