Схема анализа урока в школе

14322

Аналитика является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Одним из способов контроля в образовательном учреждении становится анализ урока и эффективности преподавания в целом. 

Поскольку ФГОС акцентирует внимание на системно-деятельностном подходе в обучении, урок должен быть организован таким образом, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся. Схема анализа урока по ФГОС подразумевает изучение структуры урока, его целей и задачи, мотивации учащихся и актуализации знаний, рефлексии. 

Схема анализа урока в школе по ФГОС, образец которой приведен ниже, отражает не только структуру занятия, но и его задачи, соответствие содержания занятия программе и материалу учебника. Образец схемы анализа урока по ФГОС в обязательном порядке охватывает методы и формы обучения. Важно, чтобы приему обучения соответствовали поставленной цели, а формы урока – решению поставленной задачи. Аналитике подлежит целесообразность использования предложенных заданий и результативность занятия. 

Схема анализа урока по ФГОС, образец которой доступен для ознакомления, оценивает практическую направленность урока в целом, а также задач, упражнений и вопросов, которые предлагаются для выполнения учащимся. Необходимо отметить уровень самостоятельности учащихся и формирования у них универсальных учебных действий, творческой и репродуктивной деятельности, взаимопомощь на уроке. Анализу подлежит использование ИКТ на уроке, использованный педагогический стиль, соблюдение гигиенических требований, педагогической этики, чередования видов деятельности, динамические паузы. 

Представленные схемы анализа урока сделаны на примере комбинированного типа и урока обобщения и систематизации материала, их можно использовать при посещении уроков учителей-предметников, а также для проведения педагогом самоанализа и анализа урока. 

Схема анализа комбинированного урока

Дата проведения  ____________
Учитель_____________________
Предмет_____________________
Тема урока___________________
Тип урока____________________
Урок посетил_________________

  Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.

1.2.Постановка и доведение целей урока до учащихся.

1.3.Степень достижения целей урока.

2.     Схема анализа структуры и организации урока.

2.1.Соответствие структуры урока его целям.

2.2.Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними.

2.4.Рациональность выбора форм обучения

2.5.Оборудование урока.

2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся.

3.     Схема анализа содержания урока

 3.1.Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.

 3.2.Научный уровень излагаемого материала. 

3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока.

3.4.Практическая направленность урока

3.5.Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

3.7.Выделение главной идеи нового материала.

3.8.Формирование новых понятий.

3.9.Актуализация опорных знаний

4.  Схема анализа урока: организация самостоятельной работы учащихся.

4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе урока и подготовки к ЕГЭ и ГИА

4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса.

4.3.Инструктаж и помощь учителя.

4.4.Степень усвоения нового материала (эффективность).

4.5.Связь нового с ранее изученным.

4.6.Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Схема анализа урока: методики проведения

5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем

5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения

5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя

6.   Схема анализа урока: работа и поведение учащихся

6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.

6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.

6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.

6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками

6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

7. Схема анализа урока: качество знаний, умений и навыков.

 7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.

7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.

7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.

8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

 8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом.

8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность

8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Дополнительные комментарии к уроку:_______________________________________________

68-80 баллов – урок отличный
52-67 – урок хороший
36-51 – урок удовлетворительный

Со схемой анализа урока ознакомлен:_____________

Схема анализа урока обобщения и систематизации знаний

Дата проведения  ____________
Учитель_____________________
Предмет_____________________
Тема урока___________________
Тип урока____________________
Урок посетил_________________

  Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.

1.2.Постановка и доведение целей урока до учащихся.

1.3.Степень достижения целей урока.

3.    Схема анализа структуры и организации урока.

2.1.Соответствие структуры урока его целям.

2.2.Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними.

2.4.Рациональность выбора форм обучения

2.5.Оборудование урока.

2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся.

3.    Схема анализа содержания урока

 3.1.Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.

 3.2.Научный уровень излагаемого материала. 

3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока.

3.4.Практическая направленность урока

3.5.Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

3.7.Выделение главной идеи  материала.

4.  Схема анализа урока: организация самостоятельной работы учащихся.

4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе урока и подготовки к ЕГЭ и ГИА

4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса.

4.3.Инструктаж и помощь учителя.

4.4.Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Схема анализа методики проведения урока

5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем

5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения

5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя

6.   Схема анализа урока: работа и поведение учащихся на уроке

6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.

6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.

6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.

6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками

6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

7. Схема анализа уроков в школе: качество знаний, умений и навыков.

 7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.

7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.

7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.

8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

 8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом.

8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность

8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Дополнительные комментарии к уроку:_______________________________________________

68-80 баллов – урок отличный
52-67 – урок хороший
36-51 – урок удовлетворительный

Со схемой анализа урока в школе по ФГОС ознакомлен:_____________________________



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль