Конспект урока физики с использованием ИКТ

9086

Меньше часа длится урок, а учителю сделать надо многое: проверить домашнее задание, поставить перед учениками проблему,  организовать деятельность по поиску ее разрешения,  закрепить новый материал, увидеть рост каждого ученика, создать ситуацию успеха. Как здесь можно обойтись без электронного помощника?

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Применение ИКТ на уроках дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии использую с разной целью и на различных этапах урока:

  1. иллюстративное, наглядное объяснение материала;
  2. самостоятельное обучение с отрицанием деятельности учителя;
  3. самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
  4. частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
  5. использование тренинговых (тренировочных) программ;
  6. использование диагностических и контролирующих материалов;
  7. выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  8. использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  9. использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
  10. использование игровых и занимательных программ;
  11. использование информационно-справочных систем;
  12. организация проектной деятельности учащихся;
  13. дистанционное обучение.

Лицейский кабинет физики имеет хорошую материально-техническую базу: 5 компьютеров, мультимедийный проектор, интерактивная доска, доступ в сеть Интернет. Это позволяет активно внедрять ИКТ в процесс обучения. Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.

Достоинства

Недостатки, проблемы использования

Наглядность, изобразительность

Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов

Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами

Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках

Вариативность представления учебного материала

Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке

Интерактивность (в ряде случаев)

Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР

Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках)

Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности

Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории

Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности

Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс

Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием

Изучение объекта в движении, изменении, развитии

Объективность и быстрота оценивания

в компьютерном тестировании

Математическая обработка результатов


Организация самоконтроля в удобное время

Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием  ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете)

Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности

Использование большой базы объектов  для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций

Возможность виртуальной экскурсии

Оперативное получение информации энциклопедического характера

Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника

Проектирование урока с использованием ИКТ требует от учителя больших временных затрат, терпения, усидчивости. Естественно, моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опираясь на собственный опыт работы, могу с уверенностью утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий  при условии правильного определения их дидактической роли и места на уроке, оценки оптимальности и целесообразности применения, вызывает у учащихся настоящий интерес, мотивирует школьников, включает в работу всех, позволяет эффективнее использовать время урока, быстро установить обратную связь с учениками, преодолеть субъективизм выставления оценок. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Предмет: физика, урок "открытия" нового знания.Тема: "Отражение света" (программа Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важеевской)Продолжительность: 40 минКласс: 7бТехнологии: ЭОР Интернет, собственно разработанные ресурсы: компьютерный тест, компьютерная презентацияНеобходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, Flash-плеер, Ms Office (Power Point, Excel), видеоплеерОбразовательные ресурсы Интернет: "Классная физика", "Единая коллекция ЦОР" ( http://class-fizika.narod.ru,  http://school-collection.edu.ru)Цель урока: сформировать способность применения закона отражения света к решению графических и расчетных задач; повторить, закрепить знание закона прямолинейного распространения света.Задачи урока:

  1. образовательные: сформировать  знания определения понятий; «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения», «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча»; знание закона отражения света; развить умения графически изображать процесс отражения света, рассчитывать угол падения, отражения света;
  2. развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений, продолжить развивать умения  осуществлять  самооценку  своей учебной деятельности,  определять эффективность своего труда,  осуществлять самокоррекцию своей  учебной  деятельности;
  3. воспитательные: продолжить работу по воспитанию самостоятельности, активности, дисциплинированности, внимательности, самокритичности

Структура урока: Организационный момент, повторение пройденного материала. Актуализация имеющихся знаний.

1. Компьютерный тест "Источники света. Прямолинейное распространение света" - (4 человека)

2. Устный интерактивный опрос-тест на соотнесение (с использованием интерактивной доски)

А) К какому виду источников света относится Солнце (варианты ответов: тепловой источник, источник отраженного света, люминесцирующий источник, естественный источник, искусственный источник)

Б) Как распространяется свет в однородной среде?(варианты ответов: изменяет направление своего распространения, криволинейно, прямолинейно, нельзя однозначно ответить на этот вопрос)

В) Какой рисунок соответствует сходящемуся пучку света? параллельному пучку света? расходящемуся пучку света?

Г) Укажите на рисунке область тени и полутени.Что такое тень? Что такое полутень?

 Д) Лунное затмение можно наблюдать, когда Земля, Луна, Солнце  выстраиваются на одной прямой в следующем порядке: …(варианты ответов: Земля – Солнце – Луна, Солнце – Земля – Луна,Солнце – Луна – Земля, Луна – Солнце – Земля)

Е) Солнечное затмение можно наблюдать, когда …(варианты ответов: Луна находится в тени Земли, Земля находится между Солнцем и Луной, Земля находится в тени Луны, Солнце находится между Луной и Землей)

3.  Сообщения "Театр теней", "Солнечные часы"

Целеполагание
Постановка проблемы

А) Отгадайте загадку:

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет. (Ответ: Зеркало)

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже.

Б) Что происходит с лучом света при его падении на зеркало?

В) Проецирование рисунков с изображением перископа.  Что изображено на рисунках? С какой целью используются перископы? В устройстве перископа используются зеркала. Какое явление мы должны изучить, чтобы понять работу перископа?

Д) Какую цель перед собой вы на сегодняшнем уроке поставите?

IV. Открытие "нового" знания
1. Формирование понятий «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения» на основе наблюдения демонстрации опыта «Отражение света», компьютерной анимации «Отражение света» (выполнение задания №279 в РТ)
2. Постановка учебной проблемы: Каким законам подчиняется отражение света? Выполнение каких действий приведет нас к решению этой проблемы?
3. Самостоятельная исследовательская деятельность «Изучение явления отражения света» (рабочая тетрадь (Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская) стр.123, лабораторная работа №13).
4. Анализ выводов, полученных в ходе исследования – формулирование закона отражения света
5. Формирование понятий «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча» на основе закона отражения света
6. Рефлексия данного этапа урока:

А) все ли были успешны при проведении исследования и формулировании выводов на основе наблюдаемых явлений?

Б) какие трудности испытывали?

В) в чем, на ваш взгляд, их причина?

V. Отработка учебных действий

1. Самостоятельное решение задач (РТ №№281, 282, 283, 287). Перед началом выполнения работы попросить ребят выставить себе «предварительную оценку».
2.  Проверка правильности выполнения заданий (компьютерная презентация с алгоритмами решений и ответами)
3. Принцип  работы перископа

VI. Рефлексия

1. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на этапе решения задач. Совпала ли она с предварительной оценкой? Сделайте вывод
2. Заполнение оценочного листа (частичное): задача, в которой балы ошибка, причины ошибки, решение похожей задачи.
3. Был ли полезен для вас урок?
4. Какие новые знания вы приобрели?
5. Какие развили умения?

VII. Домашнее задание: завершить заполнение оценочного листа (раздел "Решение похожей задачи"); подготовить по желанию одно из следующих сообщений: "История создания и принцип действия перископа", "История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами".

Используемые ресурсы:

  1. Максимов Л.К., Максимова Л.В. Информационно-методические материалы по проблеме контроля и оценки в учебной деятельности школьников: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.
  2. Перельман Я.И. Занимательная физика, кн.1 – Уфа: слово, 1993.
  3. Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru)

Описание методики использования ИКТ на уроке физики в 7 классе по теме "отражение света"

ЭТАП 1

Повторение пройденного материала 

Цель

Актуализация имеющихся знаний 

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

1. Компьютерный тест «Источники света. Прямолинейное распространение света» - собственный ресурс (4 человека)

2. Объяснение наблюдаемых явлений при устном опросе. Видеоролик «Образование тени и полутени», анимация "Солнечные и лунные затмения" - (готовые ЭОР с сайтов "Классная физика", "Единая коллекция ЦОР" http://class-fizika.narod.ru,  http://school-collection.edu.ru)  

3. Сообщения учеников "Театр теней", "Солнечные часы"  (использование ЭОР учащимися при подготовке к уроку)

ЭТАП 2

Целеполагание 

Цель

Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения 

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Постановка учителем проблемы и осознание учащимися цели познавательной деятельности: Анимация "Плоское зеркало" (готовые ЭОР с  сайта "Единая коллекция ЦОР"  http://school-collection.edu.ru)       

ЭТАП 3

Открытие нового знания

Цель

Формирование основ теоретического мышления, способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Формирование знания определений основных понятий: "падающий луч", "отраженный луч", "угол падения", "угол отражения", "зеркальное отражение", "диффузное отражение", "обратимость светового луча"; закона отражения света – анимация "Закон отражения света" (готовые ЭОР с  сайта "Единая коллекция ЦОР"  http://school-collection.edu.ru)       

ЭТАП 4

Отработка учебных действий

Цель

Формирование умений применять новое знание на практике

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Проверка правильности выполнения заданий – собственный ресурс (компьютерная презентация)

ЭТАП 5

Рефлексия

Цель

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Проецирование оценочного листа

Этап 6

Домашнее задание

Цель

Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к следующему уроку

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Сообщения по темам:

"История создания и принцип действия перископа", "История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами"

Используемые ресурсы:

  1. Епифанова М.., Недогреева Н.Г. Инновационные педагогические технологии.Ч.1. Образовательные ресурсы Интернет как компонент мультимедийных технологий и их применение в обучении физике: учебно-методическое пособие.-С., Издательский центр "Наука",2010
  2. Вопросы информатизации образования. http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214
  3. Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования http://edu.of.ru/attach/17/5890.doc
  4. ЦОР в современной системе средств обучения. http://www.universitys.ru/j/images/stories/nir/4/chydinsky2.pdf
  5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности
  6. http://eor.it.ru/eor/course/view.php?id=17

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Марина Шумилова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль