Использование системы ответов учащихся для улучшения успеваемости

2253

Автор статьи - Карен Л. Махон, д-р пед. наук, педагог-психолог и ученый, занимающаяся вопросами обучения. Она консультирует компании, специализирующиеся на разработке образовательных технологий, по вопросам представления учебного материала и методам работы с цифровым контентом. Целью ее деятельности является подготовка приемов изложения учебного материала, позволяющих добиваться значимых и измеримых результатов, а также оказание помощи детям и их учителям. Ведет блог на www.karenmahon.com.

Использование системы ответов учащихся для улучшения успеваемостиСистема ответов учащихся (далее – СОУ) – технология, позволяющая учителю представлять вопросы и проблемы классу, а ученикам – вводить свои ответы в некое устройство, которое мгновенно их собирает и обобщает для преподавателя. СОУ в той или иной форме всегда была частью образовательного процесса. Даже простое поднятие рук – и есть система ответов учащихся.

Автоматизированные СОУ используются с 60 гг. прошлого столетия. Изначально они применялись для регистрации реакции аудитории на пилотные выпуски телевизионных программ и фильмов. Один из первых случаев использования СОУ с применением технических устройств в образовании произошел в Университете Райса, где студенты в компьютерном классе отвечали на вопросы о том, насколько хорошо они понимают материалы лекции. Результаты были подсчитаны и представлены классу.

С тех пор технология стала более совершенной, и вместо проводного оборудования стали использоваться портативные и беспроводные устройства с программным обеспечением, которое облегчает интеграцию процесса. С появлением более простых систем их применение распространилось на целый ряд тематических областей в сфере образования, включая естественные науки, математику, языки и др.

Преимущества использования СОУ

Педагоги признают, что методы, позволяющие одновременно всем ученикам выбирать ответы, повышают шансы каждого учащегося на принятие более активного участия в учебном процессе, а ежедневное использование СОУ способствует повышению посещаемости, особенно если участие в интерактивных упражнениях связано с поощрениями в виде оценок.

Несмотря на то, что данные исследований использования СОУ на нынешний момент не являются окончательными, есть два вероятных фактора, которые уже были давно признаны важнейшими в педагогической литературе: расширение возможностей учащихся для представления ответов и роль обратной связи в учебном процессе.

Барнетт отмечает, что СОУ является “инструментом обеспечения интерактивности”. Ряд стратегий, увеличивающих частоту активного представления ответов учащимися, демонстрируют улучшение успеваемости. К таким стратегиям относится общеклассное обучение сверстниками, обучение с помощью компьютерной техники, самообучение, использование карточек с ответами, групповые ответы, задания на время и конспектирование лекций под руководством учителя. Показатели продуктивности, вырабатываемые в ходе активного представления ответов учащимися, дают возможность для обратной связи не только ученикам, но и учителям. Тот факт, что обратная связь способна изменить поведение, при- знается в образовании уже многие годы и сегодня является частью общих знаний. Научные статьи о влиянии обратной связи на изменение поведения появляются уже на протяжении около 40 лет и охватывают большое количество областей, включая поведение педагогов и успеваемость учащихся. Данные, появляющиеся в результате увеличения числа активного представления ответов учащимися, позволяют учителю лучше понять проблемы учеников и, следовательно, создать больше возможностей для адаптации учебных инструкций под потребности учащихся.

СОУ могут использоваться разными способами и с разными целями. Не стоит задаваться вопросом, какова учебная выгода от использования СОУ, вместо этого следует установить, какие педагогические приемы может СОУ предложить, активизировать или усилить, и каковы их учебные результаты. Использование СОУ в образовании было наиболее эффективным, когда учителя следовали такому совету: “СОУ можно использовать для включения отдельных вопросов в традиционные лекции, чтобы установить степень понимания учащимися того или иного материала или чтобы не давать им отвлекаться. Эти виды использования понапрасну расходуют потенциал системы. Для того чтобы по-настоящему реализовать преимущества СОУ, учитель должен пересмотреть всю свою учебную модель и то, какую роль играет в ней время урока, а затем сделать СОУ неотъемлемой частью единого целого”.

Эффективные методы использования СОУ

Использование системы ответов учащихся для улучшения успеваемостиМетод “обучения сверстниками” Эрика Мазура подразумевает регулярное включение вопросов с несколькими вариантами ответов в так называемые стратегические моменты уроков физики. Учащиеся должны выбрать ответ путем поднятия рук, карточек или посредством применения автоматизированных СОУ. Если на вопрос неправильно отвечает большая часть учащихся, работа с новым материалом при- останавливается для обсуждения проблемного во- проса и темы между учениками, а также повторного тестирования. Эрик Мазур пишет: “Процент учащихся, которые выбирают правильный ответ, после обсуждения всегда возрастает. Данные, полученные в своем классе и в классах моих коллег по всему миру в самых разных учебных условиях и по самым разным предметам, показывают, что с использованием подхода, ориентированного на учащихся и интерактивное обучение, результаты улучшаются почти в три раза”.

По собственной инициативе Исследовательская группа в области изучения физики при Университете штата Массачусетс (UMPERG) в 1993 г. разработала подобный подход к использованию СОУ в классе. Этот метод, получивший название “Оценивание в целях обучения” (англ. Assessing-to-Learn или A2L), предполагает промежуточное оценивание знаний и умений в явном виде. Дюфрен и соавторы утверждают, что этот прием “информирует учителей о том, что думают учащиеся; сообщает ученикам, что думают их одноклассники; рассказывает людям, о чем они думают сами”. Как и метод “обучение сверстниками”, прием Дюфрена A2L включает в себя циклы заданий, в которых учащиеся читают вопросы, а затем обсуждают их в небольших группах, вводят ответы и изучают результаты. В отличие от метода Эрика Мазура, который предполагает представление нового материала учителем, чередующееся с вопросами, цикл вопросов A2L является базовым классным упражнением, и здесь помощь учителя предоставляется только по мере необходимости.

Пожалуй, наиболее интересным из недавних иcследований является изучение использования СОУ, которое было проведено в 2011 г. в Университете Британской Колумбии. В ходе исследования сравни- вались две группы студентов. Исходный уровень сохранялся на протяжении первых 11 недель курса: и контрольная, и экспериментальная группы слушали лекции опытного преподавателя; вопросы СОУ использовались для итогового оценивания, а за ответы начислялись поощрительные баллы. В течение 12-й недели контрольная группа продолжала обучаться на прежнем уровне, а ход учебы экспериментальной группы был изменен. В частности, преподавателем экспериментальной группы стал научный сотрудник с ученой степенью, который использовал методы обучения, основанные на учебных исследованиях. Согласно данным методам, получившим название “осознанная практика”, студенты должны были отрабатывать на занятиях рассуждения и приемы решения задач с точки зрения ученого-физика, постоянно поддерживая открытый диалог с преподавателем. Студенты изучали ознакомительные материалы во внеурочное время, что позволило вынести передачу фактических знаний за пределы класса, а на уроке выполняли различные упражнения и задания, постоянно общаясь с одногруппниками и преподавателем. Вопросы СОУ использовались для промежуточного оценивания умений и навыков на уроке с по- следующим обсуждением и решением проблем.

В контрольной группе результаты этой недели эксперимента не показали никаких изменений в данных посещаемости и вовлеченности студентов в учебный процесс. А в экспериментальной группе показатель вовлеченности вырос почти в два раза, а посещаемость увеличилась на 20%. Важно отметить, что в экспериментальной группе интенсивность обучения была более чем в два раза выше, чем в контрольной группе, причем величина эффекта из-за разницы между этими двумя группами составила 2,5 стандартного отклонения. Непременно следует отметить, что СОУ использовались в обеих группах. Но способы реализации этих СОУ были абсолютно разными.

 От редакции: О преимуществах автоматизированных систем ответов учащихся и рекомендации по применению СОУ читайте в следующем номере журнала.

Использование системы ответов учащихся для улучшения успеваемости

Подробнее о системе тестирования MimioVote можно узнать на сайте mimioclass.ru/mimiovote.htm или позвонив по бесплатному телефону 8 (800) 5555-33-0 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль