Использование системы ответов учащихся для улучшения успеваемости

2248

Автор статьи - Карен Л. Махон, д-р пед. наук, педагог-психолог и ученый, занимающаяся вопросами обучения. Она консультирует компании, специализирующиеся на разработке образовательных технологий, по вопросам представления учебного материала и методам работы с цифровым контентом. Целью ее деятельности является подготовка приемов изложения учебного материала, позволяющих добиваться значимых и измеримых результатов, а также оказание помощи детям и их учителям. Ведет блог на www.karenmahon.com.

Использование системы ответов учащихся для улучшения успеваемостиСистема ответов учащихся (далее – СОУ) – технология, позволяющая учителю представлять вопросы и проблемы классу, а ученикам – вводить свои ответы в некое устройство, которое мгновенно их собирает и обобщает для преподавателя. СОУ в той или иной форме всегда была частью образовательного процесса. Даже простое поднятие рук – и есть система ответов учащихся.

Автоматизированные СОУ используются с 60 гг. прошлого столетия. Изначально они применялись для регистрации реакции аудитории на пилотные выпуски телевизионных программ и фильмов. Один из первых случаев использования СОУ с применением технических устройств в образовании произошел в Университете Райса, где студенты в компьютерном классе отвечали на вопросы о том, насколько хорошо они понимают материалы лекции. Результаты были подсчитаны и представлены классу.

С тех пор технология стала более совершенной, и вместо проводного оборудования стали использоваться портативные и беспроводные устройства с программным обеспечением, которое облегчает интеграцию процесса. С появлением более простых систем их применение распространилось на целый ряд тематических областей в сфере образования, включая естественные науки, математику, языки и др.

Преимущества использования СОУ

Педагоги признают, что методы, позволяющие одновременно всем ученикам выбирать ответы, повышают шансы каждого учащегося на принятие более активного участия в учебном процессе, а ежедневное использование СОУ способствует повышению посещаемости, особенно если участие в интерактивных упражнениях связано с поощрениями в виде оценок.

Несмотря на то, что данные исследований использования СОУ на нынешний момент не являются окончательными, есть два вероятных фактора, которые уже были давно признаны важнейшими в педагогической литературе: расширение возможностей учащихся для представления ответов и роль обратной связи в учебном процессе.

Барнетт отмечает, что СОУ является “инструментом обеспечения интерактивности”. Ряд стратегий, увеличивающих частоту активного представления ответов учащимися, демонстрируют улучшение успеваемости. К таким стратегиям относится общеклассное обучение сверстниками, обучение с помощью компьютерной техники, самообучение, использование карточек с ответами, групповые ответы, задания на время и конспектирование лекций под руководством учителя. Показатели продуктивности, вырабатываемые в ходе активного представления ответов учащимися, дают возможность для обратной связи не только ученикам, но и учителям. Тот факт, что обратная связь способна изменить поведение, при- знается в образовании уже многие годы и сегодня является частью общих знаний. Научные статьи о влиянии обратной связи на изменение поведения появляются уже на протяжении около 40 лет и охватывают большое количество областей, включая поведение педагогов и успеваемость учащихся. Данные, появляющиеся в результате увеличения числа активного представления ответов учащимися, позволяют учителю лучше понять проблемы учеников и, следовательно, создать больше возможностей для адаптации учебных инструкций под потребности учащихся.

СОУ могут использоваться разными способами и с разными целями. Не стоит задаваться вопросом, какова учебная выгода от использования СОУ, вместо этого следует установить, какие педагогические приемы может СОУ предложить, активизировать или усилить, и каковы их учебные результаты. Использование СОУ в образовании было наиболее эффективным, когда учителя следовали такому совету: “СОУ можно использовать для включения отдельных вопросов в традиционные лекции, чтобы установить степень понимания учащимися того или иного материала или чтобы не давать им отвлекаться. Эти виды использования понапрасну расходуют потенциал системы. Для того чтобы по-настоящему реализовать преимущества СОУ, учитель должен пересмотреть всю свою учебную модель и то, какую роль играет в ней время урока, а затем сделать СОУ неотъемлемой частью единого целого”.

Эффективные методы использования СОУ

Использование системы ответов учащихся для улучшения успеваемостиМетод “обучения сверстниками” Эрика Мазура подразумевает регулярное включение вопросов с несколькими вариантами ответов в так называемые стратегические моменты уроков физики. Учащиеся должны выбрать ответ путем поднятия рук, карточек или посредством применения автоматизированных СОУ. Если на вопрос неправильно отвечает большая часть учащихся, работа с новым материалом при- останавливается для обсуждения проблемного во- проса и темы между учениками, а также повторного тестирования. Эрик Мазур пишет: “Процент учащихся, которые выбирают правильный ответ, после обсуждения всегда возрастает. Данные, полученные в своем классе и в классах моих коллег по всему миру в самых разных учебных условиях и по самым разным предметам, показывают, что с использованием подхода, ориентированного на учащихся и интерактивное обучение, результаты улучшаются почти в три раза”.

По собственной инициативе Исследовательская группа в области изучения физики при Университете штата Массачусетс (UMPERG) в 1993 г. разработала подобный подход к использованию СОУ в классе. Этот метод, получивший название “Оценивание в целях обучения” (англ. Assessing-to-Learn или A2L), предполагает промежуточное оценивание знаний и умений в явном виде. Дюфрен и соавторы утверждают, что этот прием “информирует учителей о том, что думают учащиеся; сообщает ученикам, что думают их одноклассники; рассказывает людям, о чем они думают сами”. Как и метод “обучение сверстниками”, прием Дюфрена A2L включает в себя циклы заданий, в которых учащиеся читают вопросы, а затем обсуждают их в небольших группах, вводят ответы и изучают результаты. В отличие от метода Эрика Мазура, который предполагает представление нового материала учителем, чередующееся с вопросами, цикл вопросов A2L является базовым классным упражнением, и здесь помощь учителя предоставляется только по мере необходимости.

Пожалуй, наиболее интересным из недавних иcследований является изучение использования СОУ, которое было проведено в 2011 г. в Университете Британской Колумбии. В ходе исследования сравни- вались две группы студентов. Исходный уровень сохранялся на протяжении первых 11 недель курса: и контрольная, и экспериментальная группы слушали лекции опытного преподавателя; вопросы СОУ использовались для итогового оценивания, а за ответы начислялись поощрительные баллы. В течение 12-й недели контрольная группа продолжала обучаться на прежнем уровне, а ход учебы экспериментальной группы был изменен. В частности, преподавателем экспериментальной группы стал научный сотрудник с ученой степенью, который использовал методы обучения, основанные на учебных исследованиях. Согласно данным методам, получившим название “осознанная практика”, студенты должны были отрабатывать на занятиях рассуждения и приемы решения задач с точки зрения ученого-физика, постоянно поддерживая открытый диалог с преподавателем. Студенты изучали ознакомительные материалы во внеурочное время, что позволило вынести передачу фактических знаний за пределы класса, а на уроке выполняли различные упражнения и задания, постоянно общаясь с одногруппниками и преподавателем. Вопросы СОУ использовались для промежуточного оценивания умений и навыков на уроке с по- следующим обсуждением и решением проблем.

В контрольной группе результаты этой недели эксперимента не показали никаких изменений в данных посещаемости и вовлеченности студентов в учебный процесс. А в экспериментальной группе показатель вовлеченности вырос почти в два раза, а посещаемость увеличилась на 20%. Важно отметить, что в экспериментальной группе интенсивность обучения была более чем в два раза выше, чем в контрольной группе, причем величина эффекта из-за разницы между этими двумя группами составила 2,5 стандартного отклонения. Непременно следует отметить, что СОУ использовались в обеих группах. Но способы реализации этих СОУ были абсолютно разными.

 От редакции: О преимуществах автоматизированных систем ответов учащихся и рекомендации по применению СОУ читайте в следующем номере журнала.

Использование системы ответов учащихся для улучшения успеваемости

Подробнее о системе тестирования MimioVote можно узнать на сайте mimioclass.ru/mimiovote.htm или позвонив по бесплатному телефону 8 (800) 5555-33-0 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль