Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога

43509

Одно из основных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения – коррекционно-развивающая работа с детьми. Она проводится как в индивидуальной форме, так и в групповой. Существуют следующие коррекционно-развивающие программы педагога-психолога:

  • стандартизированные - в них определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования к участникам. Перед началом коррекционных программ педагога-психолога проверяет возможности реализации всех этапов, наличие нужных материалов, соответствие требований, предъявляемых к участникам, их возможностям;
  • свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует курс, ставит цели и задачи его этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции.

Основные требования к составлению коррекционно-развивающих программ

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога должны соблюдать следующие требования:

  1. Четкое формулирование целей работы, определение коррекционно-развивающей программы педагога-психолога.
  2. Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.
  3. Определение стратегии и тактики работы.
  4. Отбор конкретных методик и техник.
  5. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
  6. Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
  7. Определение продолжительности проведения курса.
  8. Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д.).
  9. Определение длительности каждой встречи или коррекционного занятия (от 10-15 минут в начале до 1,5-2 часов на заключительном этапе).
  10. Разработка конкретного содержания программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми в школе.
  11. Планирование форм участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
  12. Определение формы контроля реализации.
  13. Проведение коррекционно-развивающей программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.
  14. Оценка эффективности реализованной программы.

По завершении реализации коррекционно-развивающих программ педагога-психолога мероприятий в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т. д.) заключение о результатах реализованной программы с оценкой ее эффективности (бланк анализа работы см. в приложении).

Коррекционно-развивающая программа из 9 составляющих

  1. Общая характеристика.
  2. Методологические и теоретические основы.
  3. Цели и задачи, ожидаемые результаты.
  4. План и содержание занятий.
  5. Характеристика используемого оборудования.
  6. Организация, формы и методы работы.
  7. Основные этапы работы (в т.ч. диагностическая составляющая программы).
  8. Оценка эффективности.
  9. Описание конкретного примера работы с использованием программы.

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога: общая характеристика 

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога включают следующие аспекты:

  • актуальность программы и ее обоснование;
  • описание общего ресурса ОУ в контексте коррекционно-развивающей деятельности;
  • назначение программы;
  • характеристика контингента (для кого предназначена);
  • описание используемого оборудования;
  • требования к специалистам, принимающим участие в работе.

В данном разделе прежде всего описываются те трудности, с которыми обращаются родители (или законные представители) в соответствующие службы, а также причины, их вызывающие. Актуальность курса может быть подтверждена цифровыми данными, характеризующими деятельность конкретного учреждения, систему районных, городских, областных структур, а также в целом ситуацию в стране и за рубежом.

Описание общего контекста и специфики коррекционно-развивающих программ педагога-психолога, ситуации в учреждении и применения предлагаемых коррекционно-развивающих процедур включает ответы на несколько вопросов: кто и с какими запросами обычно обращается к специалистам соответствующего профиля в данном ОУ; каков его ресурс в решении поставленных проблем; чем чаще всего продиктовано обращение к специалисту; в чем состоят конкретные трудности ребенка, выступающего в качестве клиента; кто формулирует запрос - родители, образовательное учреждение или сам ребенок - и как в связи с этим изменяется процедура работы с ним? От ответов на эти вопросы зависит, с одной стороны, правомерность применения предлагаемой программы, а с другой - специфика ее использования в каждом конкретном случае.

Проблемы, на которые направлен курс, целесообразно ранжировать: на первое место ставить те из них, которые с большой долей вероятности будут решены при использовании предлагаемой программы, а на последнее - проблемы, при работе с которыми она может оказаться действенной только совместно с другими процедурами и методами.

Важный момент - адресность работы, т. е. указание четких характеристик контингента, для которого она предназначена: возрастные особенности и ограничения; типичные физические, физиологические, психофизиологические, психологические качества; ограниченные возможности здоровья (степень подробности описания выбирается в зависимости от содержания).

Указание возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа, поможет лучше сориентироваться в вопросах организации работы, интерпретации результатов, анализа соответствия психического и личностного развития ребенка нормам развития.

В данном разделе описания могут быть отмечены и ограничения по использованию программы коррекционной работы в том случае, если ее применение при особых обстоятельствах может вызывать отрицательные последствия.

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога: методологические и теоретические основы

Методологические основы позволяют раскрыть сущность понятий, на которых она базируется, принципов, положенных в основу ее разработки и реализации, главных теоретических посылок, позволяющих определять адекватные формы и методы работы, грамотно проводить коррекционно-развивающие программы педагога-психолога и интерпретировать полученные результаты.

В качестве методологических основ курса могут выступать общеметодологические принципы - принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода и др., а также зарекомендовавшие себя в науке теории личности и деятельности (например, теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,

В.В. Давыдова и проч.), научные концепции, раскрывающие особенности личности, на которые направлена коррекционно-развивающая программа, описывающие структуру деятельности, в рамках которой это воздействие осуществляется, и определяющие набор методов и частных методик, включенных в программу.

При разработке программ необходимо учитывать и некоторые методические принципы. Среди наиболее значимых из них коррекционно-развивающая программа позволяет выделить следующие:

  • активное привлечение к участию в программе ближайшего социального окружения ребенка - родителей, других родственников, педагогов;
  • учет результатов заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
  • опора на различные психические процессы - как наиболее развитые на данный момент, так и те, что отстают в развитии;
  • "программированное" обучение, которое предполагает включение в программу операций, выполняемых сначала совместно с психологом, а в дальнейшем, по мере формирования соответствующих умений, ребенком самостоятельно;
  • усложнение заданий, что позволяет поддерживать интерес к работе и дает ребенку возможность испытывать радость от преодоления трудностей;
  • учет объема материала - внесение изменений только после того, как в относительной мере сформировано то или иное умение;
  • учет сложности материала и создание благоприятного эмоционального фона как в процессе работы, так и по ее окончании.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога

Определение целей и задач коррекционно-развивающей программы - один из основных принципиально важных разделов, без которого ее практическое использование затруднено либо вовсе невозможно. Под целью обычно понимается будущий результат, определяющий характер и способы действий человека по его достижению. Поэтому цели программы должны быть предельно конкретно сформулированы, давать четкие представления о том, чего ожидают авторы методики после ее применения, а также об основном способе достижения предполагаемых результатов. Любую поставленную цель следует развернуть в систему частных задач с указанием условий их решения в определенный отрезок времени.

Коррекционно-развивающая программа позволяет сформулировать цели и задачи как систему задач трех уровней:

  • коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, что позволяет обучающимся с интеллектуальными нарушениями усваивать учебный план;
  • профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
  • развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

В целом перечисленное может касаться нормализации условий жизни и развития ребенка, формирования навыков деятельности и поведения, гармонизации сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной сфер личности, повышения социального и личностного статуса ребенка и т. д.

Важная характеристика результата - достижение возрастных норм уровня развития того или иного качества. Однако более значимыми в программе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога могут оказаться даже не нормы, а сам факт изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка. При этом все они должны быть четко зафиксированы.

План программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога может быть представлен в двух вариантах:

  • таблица;
  • последовательное описание процедуры занятий.

Обязательно указывается тема каждого занятия, цель и время, отводимое на его проведение. Описание содержания занятий предполагает не только подробное изложение упражнений, игр и процедур, но и указание используемого оборудования (например, использование таблиц в работе педагога-психолога), четкую формулировку цели каждого занятия, его ожидаемых результатов и методов обратной связи, касающейся эффективности занятия. Если предлагаемые процедуры не являются авторскими, следует сообщить литературный источник, в котором есть их подробное описание и обоснование.

При описании работы необходимо указать форму, в которой она проводится:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • смешанная.

Полезно сообщить, какая из них дает максимальный эффект и при каких условиях.

Методы, используемые при реализации программы, также включаются в ее описание. Характеризуя классические методы (наблюдение, беседа, опрос), целесообразно перечислить конкретные показатели и вопросы, которые могут использовать специалисты, применяющие коррекционно-развивающую программу.

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога наиболее эффективны, если проводятся не реже одного раза в неделю (при продолжительности занятия - от 40 минут до 1-1,5 часа). Интенсивность программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях.

Характеристика используемого оборудования в коррекционно-развивающей программе

Описание оборудования может включать его технические данные, размеры, комплектность, условия работы с ним, необходимые требования к специалистам и ограничения в применении. Также учитывается его назначение, определяются роль и место процедур с использованием оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования в контексте возможных методов и приемов работы в конкретной ситуации (например, использование музыки в коррекционной работе).

Другое условие успешности коррекционной работы - пролонгирование воздействия. Даже после завершения работы по программе желательно контактировать с участниками занятий с целью наблюдения за особенностями поведения, выяснения того, сохранились ли прежние и возникли ли новые проблемы в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять такой контроль хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Коррекционно-развивающая программа зависит от времени воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии и начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного преодоления трудностей.

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога: основные этапы 

Описание работы включает характеристику ее основных этапов и указание требований к организации каждого из них. К числу основных этапов относятся следующие:

  • подготовительный;
  • первичная диагностика;
  • коррекция типового плана и содержания работы;
  • реализация коррекционно-развивающих мероприятий;
  • заключительная диагностика;
  • оформление результатов работы.

Важная составляющая подготовительного этапа — подробное изучение обстоятельств, в которых развивался и находится в настоящее время ребенок (ситуация в семье и ОУ, запрос родителя и жалобы ребенка, условия его развития и обучения, специфика проявления возрастных особенностей, имеющиеся трудности и ограничения, характерный уровень тревожности и т. д.). Такой анализ исходной ситуации позволяет выявить и предварительно сформулировать реальную проблему ребенка (детей) как гипотезу, с которой предстоит работать. На этом этапе важно не только обозначить проблему как таковую, но и комплексно подойти к определению путей и способов ее решения.

Основное назначение первичной диагностики - получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программу целесообразно включить полный список методов диагностического съема информации об участниках группы с подробным перечнем используемых методик и процедур, а также описание требований к процедуре проведения диагностического исследования и составлению диагностического заключения.

Третий этап работы - уточнение плана и содержания занятий в соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями участников группы, условиями их развития. Коррективы в программу могут быть внесены и на основе текущей обратной связи о ходе работы с группой.

По окончании собственно коррекционно-развивающих мероприятий необходима итоговая (заключительная) диагностика. Ее главная цель - получение информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы. Данный этап завершается написанием диагностического заключения об изменениях изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих программ педагога-психолога и прогнозе будущих изменений с рекомендациями возможных форм дальнейшей работы с детьми — участии в неформальных образовательных проектах, развивающих программах.

Оценка эффективности коррекционно-развивающих программ педагога-психолога

Эффективность воздействия оценивается как с точки зрения постановки целей и задач программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное разрешение проблем развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. Кроме того, по окончанию прохождения программы специалист должен разработать психологические рекомендации

Оценка эффективности коррекционно-развивающих программ педагога-психолога зависит от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника данного процесса в значительной мере определяет ее итоговую оценку. Так, для участника группы основным критерием успешности прохождения программы будет ощущение удовлетворения от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для педагога-психолога, ответственного за организацию и проведение коррекционно-развивающей программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных целей. А для лиц из окружения участников группы эффективность программы определяется степенью выполнения их запроса, удовлетворения мотивов, побудивших обратиться в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также осознанием проблем и непосредственно связанных с ними задач.

Какой бы критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:

  • субъективно переживаемые участником изменения во внутреннем мире;
  • объективно регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека;
  • устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.

Приложение

Бланк
Скачать в .docx

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль