Познавательная программа по физике "Оптическое чудо"

1690

Возраст участников: 8-12 лет.Продолжительность: 40-45 минут.Цель: познакомить обучающихся с особенностями зрительного восприятия человека, объяснить некоторые явления оптических иллюзий, связанных с преломлением и дисперсией света.Задачи: формировать навыки работы в коллективе; содействовать воспитанию исследовательских способностей у детей;Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, слайдовая презентация «Оптическое чудо», чистый лист формата А1.Оформление: символика мероприятия, рисунки зрительных иллюзий, модель глаза.Место проведения: актовый зал.

Ход мероприятия

На экране – слайд №1
ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП УЧАСТНИКОВ

Всем присутствующим обучающимся члены жюри при входе в кабинет предлагают выбрать цветной жетон (выбор случаен) и пройти за стол с указанным цветом жетона. В результате формируются четыре группы участников, разделенных по цветовой гамме.

Слайд №2
Ведущий: В магической лаборатории приветствуем гостей!
Сегодня многое узнаете из наших радостных речей.
Сегодня Вы про глаз узнаете то, что не знали до сих пор.
И тайны глаза разгадаете, о них сейчас наш разговор.

С давних лет строение нашего глаза волновало различных исследователей от Леонардо да Винчи до известного исследователя-офтальмолога Н.И. Федорова. И абсолютно все пытались понять – почему наши глаза не могут смотреть на солнце, почему при длительном наблюдении яркого света наши глаза застилают радужные пятна и напротив, почему наши глаза иногда видят то, чего, казалось бы, нет совсем…
Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями.
Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них, и мы попробуем слегка прикоснуться к этой загадке…

ЗАДАНИЕ 1 Слайд №3

Ведущий: Посмотрите внимательно на картинку: сколько человек здесь можно найти?
Ответы детей
Ведущий: На самом деле их было девять! Отыщем их вместе?

ЗАДАНИЕ 2 слайд №5

Ведущий: Смотрите… два орла пытаются поймать рыбку. Приглядитесь теперь повнимательнее… Может быть здесь орлов больше?
Ответы детей
А может быть на картинке не только орлы? Кого еще можно зсметить на картинке?
Ответы детей

ЗАДАНИЕ 3 слайд № 6

Ведущий: Посмотри на красные горизонтальные линии… Они праллельны или нет?
Ответы детей
Ведущий: Да, они параллельны! Это смещение синих квадратов дает такой оптический эффект!

ЗАДАНИЕ 4 Слайд №8

Ведущий: А теперь посмотрите на картинку: что вы видите между квадратами? Серые точки?
Ответы детей
Ведущий: Это снова обман зрения, дорогие друзья – серых точек там нет, а этот оптический эффект достигается путем смешения трех цветов: белого, черного и серого, которые сетчатка нашего глаза отождествляет между собой и, как результат, мы видим белые точки только непосредственно перед собой, периферийное же зрение воспринимает окружающие точки как серые.

ЗАДАНИЕ 5 Слайд №10

Ведущий: А теперь… Смотрите внимательно – это спираль или круги?
Ответы детей
Ведущий: Это круги, дорогие мои друзья и никаких спиралей! Разноцветные ромбы, которые расположены по кругу и занимают весь периметр картинки, постепенно уменьшаясь к ее середине совсем сбивают нас с толку. Попробуем провести указкой по круговым линиям и убедиться, что это действительно так и мы видим действительно круги.
Дети пробуют провести указкой по круговым линиям рисунка
Ведущий: Ну убедились?
Ответы детей

ЗАДАНИЕ 6 Слайд 12

Ведущий: Приглядитесь. Что вы видите между квадратами?
Ответы детей
Ведущий: Серые точки? А вот и нет! Это снова обман зрения! Серых точек там нет! А злую шутку с нами играет опять серый цвет на ярком белом фоне!

ЗАДАНИЕ 7 Слайд 14

Ведущий: А вот смотря на следующую картинку нужно зафиксировать взгляд на черной точке и подвигать головой взад-вперед.

Слайд 15

Ведущий: Вы видите? Круги двигаются?

Ответы детей

Ведущий: Но наше зрение снова сыграло с нами злую шутку… На самом деле круги находятся без движения – здесь дело не в компьютерной графике, а в сетчатке нашего глаза. Когда мы фиксируем свой взгляд на точке в середине экрана периферийное зрение ослабевает, становится неподвижным и двигается вместе с нашей головой, оттого и возникает иллюзия движения нарисованных кругов.

ЗАДАНИЕ 8 Слайд №17

Ведущий: А теперь, мои дорогие друзья, попробуйте зафиксировать свой взгляд на одной из трех желтых точек… Смотрите внимательно… Что происходит?
Ответы детей
Ведущий: Куда делись две другие точки? Интересно, не правда ли? На самом деле и этому видению есть научное объяснение. Вы зафиксировали взгляд на одной из трех точек… Следовательно ваше периферийное зрение стало неподвижным и постоянно двигающиеся по экрану синие точки просто заслоняют собой те две желтых точки, на которых вы не концентрировали свой взгляд.

ЗАДАНИЕ 9 Слайд №18

Ведущий: А теперь, дорогие друзья – самое интересное!

  • Смотрите не отрываясь на четыре маленькие точки в центре рисунка 30 секунд…
  • Медленно переведите взгляд на белую стену, например потолок…
  • И поморгайте…

Ответы, реплики детей
Ведущий: Вы это видели? Может быть, вы уже когда-нибудь видели этого человека с бородой? Это ребята, игра света! Картинка, которую вы видите на экране черно-белая и в ней есть одна маленькая хитрость. То, что на настоящем изображении должно быть черным на этой хитрой картинке изображено белым, а когда вы переводите взгляд на яркую белую стену, сетчатка вашего глаза под воздействием яркого белого цвета видит эту хитрую картинку наоборот, то есть так, как она должна была выглядеть на самом деле…

ЗАДАНИЕ 10 Слайд № 20

Ведущий: А теперь, ребята, сделайте все тоже самое, только фиксируйте взгляд на маленькой красной точке...
Ну, кого же вы видите? (Лев Толстой) Какую оценку вам можно ставить по литературе?
Ответы детей

РЕФЛЕКСИЯ

Ведущий: Ну и напоследок, дорогие мои полюбуйтесь на самое последнее из оптических чудес, которые я вам представила сегодня… Вам кажется, что изображение выпуклое и оно движется? Кто попробует объяснить мне эту оптическую иллюзию?
Ответы детей

Слайд №23

Ведущий:Как оказалось, дорогие друзья, наши глаза очень легко обмануть, применяя такие секреты, как изменение цвета, игра света и использование ресурсов нашего мозга, которые так же интерпретируют изображения передаваемые органами зрения.

Слайд №24

Ведущий:Скажите, было ли вам интересно сегодня? Хотели ли бы вы еще раз посетить наш приветливый игровой зал?

Ответы детей

Ведущий: Ну что ж, дорогие друзья, мне тоже было очень-очень приятно работать с вами сегодня. До новых встреч, ребята! До новых интересных, увлекательных путешествий в мир знаний! До свидания!ЛИТЕРАТУРА

  1. Издание электронной бибилиотеки «Просвещение» : Мультимедийное учебное пособие нового образца / CD-диск : Физика. Основная школа 7-9 классы: часть 1.
  2. Шахмеев Н.М. Физика. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, А.В.Бунчук. – 4-е издание, испр. – М. : Мнемозина, 2009. – 175 с.: ил.

Интернет-ресурсы:
1. http://s39.radikal.ru/i083/1104/e5/1a1b23955d18.jpg
2. http://s39.radikal.ru/i083/1104/e5/1a1b23955d18.jpg
3. http://s39.radikal.ru/i083/1104/e5/1a1b23955d18.jpg
4. http://s50.radikal.ru/i130/1104/64/06fa34468cb9.jpg
5. http://s50.radikal.ru/i130/1104/64/06fa34468cb9.jpg
6. http://s46.radikal.ru/i113/1104/bb/953120cf9349.jpg
7. http://s46.radikal.ru/i113/1104/bb/953120cf9349.jpg
8. http://s46.radikal.ru/i113/1104/bb/953120cf9349.jpg
9. http://i059.radikal.ru/1104/e5/c07a67fd14ad.jpg

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Мария Акинина

Познавательная программа по физике Оптическое чудо



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль