Этическое воспитание школьников в деятельности классного руководителя

11662

Воспитательные возможности этики

Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения – системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и их воспитание должно стать его органичной составной частью. Важное значение в педагогической практике воспитания приобретает обращение к этике как науке о нравственной жизни человека, поскольку в ней сосредоточены глубинные истоки и основания морального совершенствования личности.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.96 № 21 "Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений" позволяет сегодня полноценно и качественно использовать региональный и школьный компоненты в воспитательном контексте.

Именно в этике, в истории развития этической мысли заложены, истоки и основания нравственного становления и внутреннего совершенствования личности. Смыслозначимые ценности человеческой жизни и жизни общества отрабатывались в этических учениях мыслителей веками и при богатом разнообразии критериальных подходов и приоритетов сводились к нравственным постулатам, утверждающим жизнь и человека наивысшей ценностью, а все значимое для их развития основополагающим смыслом.

Этическая мысль, рассматривая нравственные основания жизнедеятельности людей, выделила и обосновала понятие "простые нормы нравственности", преобразованное сегодня в "общечеловеческие ценности". Данное понятие отражает нравственное значение и достоинство личности, ее ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего Я, нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит нравственный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае. Эту сущность и ценностный смысл собственной жизни важно постигнуть и растущему, взрослеющему человеку.

Педагогическая практика свидетельствует, что потребность в специально организуемом, продуманном нравственно-этическом воспитании школьников велика. Практическое воплощение в режиме образовательного учреждения этики как специализированного предмета воспитания давно назрело, а выдвинутая сегодня парадигма классного руководства в качестве приоритета воспитательной деятельности позволяет реализовать данную потребность в качестве предмета классного руководителя.

Главной задачей в воспитательном процессе является создание педагогических условий для включения учеников в осознание и переживание нравственных ценностей как важнейшей потребности личности, как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров. В соответствии с этим, этика, введенная в учебно-воспитательный процесс школы как его органичная часть, наполнит все его составляющие этическим смыслом и обеспечит непрерывный процесс нравственно-этического воспитания детей.

Для этого школе сегодня необходима целостная непрерывная система нравственно-этического воспитания учащихся с 1-го по 11-ый класс, посредством которой ученик мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении. Введение этики как предмета воспитания, адресованного классному руководителю, включается в модель целостной воспитательной системы, содержание и технология которой повысит гуманистический потенциал образовательного учреждения, обеспечит субъектную основу воспитательного подхода к ребенку и психолого-педагогические условия нравственного развития личности.

наверх

Модель этического воспитания

Модель системы непрерывного этического воспитания школьников построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

-этический курс теоретико-практических занятий с детьми как специализированный предмет воспитательной ориентации, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с учащимися о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека. Он построен в контексте сюжетно-игровой технологии с разнообразной палитрой форм и методов включения учеников (с учетом их возрастных особенностей) в непрерывный процесс познания, освоения и присвоения этических знаний и смыслов.

-повседневная педагогически инструментированная методика "этического заряда", основанная на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.

  Этический заряд - в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей в поле их жизнедеятельности в школе через психологическую установку на эмоциональное тепло и взаимопонимание, которая воплощается в методике убеждения, что никто не будет обижен и обделен вниманием.

  Этический заряд – в инструментированной методике "пятиминутка", которая направлена на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций, в результате чего закрепляется нравственный статус таких проявлений воспитанников как сдержанность, снисходительность, терпение, умение простить, незлопамятность. Рекомендуется проводить в конце дня у младших школьников, в конце недели – в среднем и старшем звене,

-общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью, логически вплетенная в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.

Композиционно такая деятельность построена как театрализованное представление-диалог и осуществляется в разных возрастных группах в соответствии с особенностями возраста, интересами детей, возможностями и поставленными воспитательными задачами ("школа вежливости"– начальная школа, "этические диалоги о главном"– подростки, "вечера этических раздумий"– старшеклассники). Деятельность направлена на познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определенную часть общей педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности детей в образовательном учреждении гуманистическим влиянием на них.

Реализация модели этического воспитания школьников, взаимодействие ее компонентов со структурными компонентами образовательного учреждения (урок, внеурочная воспитательная деятельность, межурочное пространство), актуализирует психолого-педагогические условия нравственного развития личности, рост ее этического самосознания, этической культуры.

наверх

Этический диалог и его значение

Результатом этических занятий должно стать создание педагогических условий для последовательного и непрерывного диалога с учащимися, посредством которого школьник через самооценку, самоопределение, самопознание, саморегулирование выходит на моральную позицию и поведение.

Диалогические отношения в воспитательной палитре средств предполагают готовность педагога слушать и адекватно понимать ученика-собеседника, выражать эмоционально позитивное восприятие школьника и быть искренним в этом. Организация диалогового пространства требует от педагога коммуникативного опыта и культуры постановки вопросов, предвидения обратной связи, где востребованы интуиция и импровизация. При этом главное в диалоге – организация дискуссии, пробуждающей мысль и обучающей мыслить.

Нравственное воспитание конструктивно в вопросно-ответной логике взаимодействия педагога и школьников. Она стимулирует конкретное действие ученика, создает индивидуальный нравственный опыт поведения и отношений формирующейся личности.

В этом контексте диалог следует рассматривать в качестве педагогического принципа и условия эффективного взаимодействия воспитателя с воспитуемыми, ориентируясь на то, что "жизнь по природе своей диалогична" (М.М. Бахтин). В этом значении диалог имеет многоаспектное звучание в интегративных процессах педагогического взаимодействия взрослых и детей, а именно:

-диалог реализуется как метод мышления, проникающий в ценностное содержание жизнедеятельности человека.

Процесс этического воспитания в этом ракурсе предусматривает диалогическое взаимодействие педагога с учениками как совместное проникновение в сущностные, смысловые вопросы человеческого бытия, реализуя субъектную основу и личностное начало каждого участника.

-диалог выступает и как педагогический принцип и средство гуманистического воспитания, в основе которого заложено уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку, как способ построения равноправного взаимодействия педагога и учащихся по смысложизненным вопросам.

- диалог выступает и как психологический механизм актуализации самосознания школьников, выстраивания Я-концепции, развития рефлексивных способностей.

В соответствии с этим диалогическое взаимодействие педагога и учащихся рождает эмоционально прочувствованную мысль, определяющую последующие действия, что проясняет и оттачивает индивидуальную позицию ученика, рождает рационально осмысленную аргументацию.

-в методическом ключе диалог представляет воспитательную технологию, позволяющую выстроить поэтапный процесс сомышления педагога и учеников по совместному поиску нравственной истины.

- социальная природа диалога реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве, т.к. мысль не рождается и не находится в голове отдельного человека. Она рождается между людьми, совместно ищущими истину (М.М. Бахтин), в данном случае между педагогом и учащимися.

Таким образом, в процессе этического диалога воспитанник, если он "ожидаемый собеседник" (А.Ухтомский), получит опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.

Эмоционально-образное сосредоточение учащихся начинается с вывода школьника на этическую проблему.

Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, реплики вкрапленных в сюжет урока героев, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т.д.

Пример этического занятия в первом классе "Рядом друг всегда с тобой". Его цель – раскрыть понятие "дружба", его важные составляющие.

Учитель выводит детей на проблему, характеризуя вместе с ними такое важное для дружбы понятие как "доверие", сердцевину дружеских отношений. Путем использования многообразных форм включения детей во взаимодействие в процессе игры педагог помогает им раскрыть это понятие и прочувствовать его:

-Встаньте, пожалуйста, мы немного поиграем и отдохнем. Я буду называть сказочных героев. Если эти герои дружат, беритесь за руки, а если нет – руки остаются опущены.

Называются герои, и дети включаются в игру: Малыш и Карлсон. Винни Пух и Пятачок. Заяц и Волк. Айболит и Бармалей. Чебурашка и крокодил Гена. Кот Леопольд и два мышонка. Львенок и черепаха. Красная шапочка и волк. Дядя Федор и кот Матроскин.

-Сейчас вы подали руки друг другу. Не отпускайте их. Что вы почувствовали?

-Да, тепло. А что это значит?

-Конечно, теплое, дружеское доверие друг к другу. Вы замечали, ребята, что при встрече вы подаете руку своему другу, тянетесь к нему. Почему?

-Да, вы ему доверяете. Доверие. А что значит доверять?

-Верить.

Так через игру, рождение эмоционального настроя, причастности к общему процессу действия, ощущения тепла руки другого маленький школьник приходит к пониманию важного качества личности.

-А теперь подумайте, всегда ли вы доверчивы по отношению к своему другу и может ли он вам доверять. Если "да", то в своей тетради по этике ребенок ставит "+", если "нет" – "-" .

Так ребенок проецирует данное качество на себя, тем самым учится не только осмысливать свои нравственные проявления, но и оценивать себя с тех или иных позиций.

Еще одно начало, которое вводит ребят в проблему на занятии "Самолюб никому не люб" во 2 классе:

-У каждого из вас, ребята, в классе есть товарищи. Что вы больше всего цените в них?

Дети называют качества, учитель записывает их на доске.

-Посмотрите, какие важные качества мы записали. А теперь давайте попробуем подумать о себе. Каждый из вас напишет эти качества на листочек и против них нарисует маленький кружочек. Если у него это качество есть – закрашивает его в зеленый цвет, если не уверен – в желтый, если у него такого качества в характере нет – красным.

Когда дети выполнят эту работу, учитель предлагает поменяться листочками с соседом по парте. И теперь сосед оценивает знаками своего товарища. Когда работа выполнена, листочки возвращаются хозяину.

- Посмотрите, ребята, где у вас ваша оценка и оценка товарища не совпадают и подумайте, почему.

- А что мы не любим иногда в своих одноклассниках?

Эти качества также выписываются на доске, анализируются.

-Значит, ребята, когда кто-то вредничает, ябедничает, дерется, грубит – это не нравится товарищам. Получается, что он слишком любит себя и совсем не любит и не уважает других?

- Как одним словом назвать такого человека?

- Самолюб. Давайте порассуждаем, как сделать так, чтобы среди названных вами хороших качеств не появлялись те, которые свойственны самолюбу.

Здесь выход на проблему через введенную в диалог диагностическую методику, которая, с одной стороны, поворачивает ребенка "на себя", создает условия для осмысления школьниками своего личностного "Я", а с другой, позволяет увидеть себя со стороны, сравнить свое мнение с мнением других.

Далее разворачивается обозначенная тема, которая требует построения логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы "почему?", "как вы думаете?" и т.д. Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают ее пошаговую структуру. Это наиболее сложный для педагога конструкт построения диалога, поскольку все время должна пульсировать пробуждающая общие размышления мысль. А чтобы она не увядала необходимо очень точно ставить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога только те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают ее эмоциональное насыщение.

Так цепочка последовательных вопросов, конституирующих ход размышления детей и углубляющих его, приводит учащихся к основе проблемы, необходимости не абстрактного ее осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности с собственной жизнью и индивидуальностью.

Нить рассуждений учащихся приводит их с помощью педагога к осмыслению собственной личности, своего опыта. И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций. Обращение к личности ребенка в соответствии с этим служит непременной смысловой составляющей диалога с детьми по этическим проблемам.

Поворот "на себя" обязателен в этическом диалоге, так как он создает условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование. Такой поворот ведет к необходимой в дискуссионных суждениях точке наивысшего напряжения, сопряженной с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. Напряжение мысли и чувства ученика связано с необходимостью принятия им решения, выхода на прогнозирование дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной ситуации, жизненной коллизии, сложившейся сфере его взаимоотношений с окружающими. Чтобы это произошло, важно, чтобы проблема, сколь глобальной она ни представлялась, могла быть конкретизирована в важном для нравственно-этического осмысления школьниками аспекте и вылилась в ясную для него дилемму. Осмысление и разрешение возникшей дилеммы и предстанет перед учеником квинтэссенцией, сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.

Результат размышлений, самоанализа или принятие решения в обсуждаемой ситуации, есть нравственный выбор ученика в ракурсе проблемы. Обозначение выхода на нравственный выбор есть еще одна смысловая составляющая этического диалога. Рядом с ним резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме.

Смысловые составляющие этического диалога, превращающие его в глубокий содержательный сюжет с нравственно развивающимся человеком, содействуют оптимальному раскрытию воспитательных функций этики.

Эти составляющие позволяют добиться главного – проживания школьником поднятой проблемы. Нравственное чувство и нравственное сознание детей при этом выступают в роли опосредствующих духовных звеньев, содействуя обеспечению максимального взаимодействия и общения.

наверх

Принципы построения диалога

Подбор и использование методических средств, обеспечивающих развитие воспитательной канвы диалога на этическом уроке, определяется следующими принципами его построения:

  • педагогические приемы, средства и методы построения диалога с детьми ориентированы на возрастные особенности детей;
  • процесс диалогического взаимодействия педагога с детьми построен на восприятии ребенка как субъекта воспитания;
  • воспитательное действие организуется средствами опосредованного влияния на учащихся;
  • сюжетная канва диалога предполагает включение диагностических методик, направленных на изучение педагогом нравственного развития учеников, а также на осмысление школьниками собственных нравственных оценок и самооценок.

Кульминационный момент ведущегося диалога с детьми предопределяет его сюжетную развязку, завершающим аккордом которой служит так называемый "открытый финал", который не ставит точку по обсуждаемой проблеме, а как бы оставляет размышление на потом для индивидуального раздумья учеников.

Этим финалом педагог побуждает растущего человека к процессу рефлексии и самоосмысления, что и ведет к нравственному развитию детей.

Таким образом, этический диалог – это сюжет, развитие которого опосредованно влияет на школьников через эмоциональное насыщение разнообразными методическими формами включения их в размышление, через альтернативные суждения, погружение в исследовательский поиск, через игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, диагностические методики, раскрывающие личностный опыт, пробуждающие чувства и собственные суждения.

Шемшурина А.И.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль