Великая Отечественная Война в искусстве

3823

Для проведения данного внеклассного мероприятия потребуются репродукции картин В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!", А. Дейнеки "Оборона Севастополя", Ю. Непринцева "Отдых после боя". В качестве музыкального сопровождения рекомендуется использовать следующие музыкальные композиции: песня "Священная война" (сл. В.Лебедева – Кумача, муз. А.Александрова), песня "Катюша" (сл. М.Исаковского, муз. М. Блантера), песня "День Победы" (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Учитель: Тяжелым испытанием для нашего народа была Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Войну развязали немецкие фашисты, которыми овладело стремление к мировому господству. Захватив всю Европу, гитлеровские войска обрушились на Советский Союз. Случилось это ранним воскресным утром 22 июня 1941 года.

Сила и внезапность удара были таковы, что ни стойкость и героизм воинов, ни военная техника не смогли противостоять вражескому натиску в первые месяцы. Весь народ поднялся на защиту Отечества – воины не жалели жизни на полях сражений, партизаны громили врага на оккупированной территории, в тылу люди день и ночь работали, выполняли призыв: "Все для Фронта, все для победы!"

8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. А день 9 мая объявлен всенародным праздником – Днем Победы. К этому дню мы шли четыре года, 1418 дней и ночей. Эта война далеко, но она навсегда останется в истории как величайшая трагедия и величайшая победа на земле.

Ученик: В первые дни войны появилась песня "Священная война", музыка А. Александрова на слова В. Лебедева – Кумача. Великий русский полководец А.В. Суворов говорил: "Музыка в бою нужна и полезна… Музыка удваивает, утраивает армию…"

Давайте прослушаем фрагмент этой песни.

(Звучит песня "Священная война" (муз. А. Александрова, сл. В.Лебедева – Кумача).

Учитель: А на улицах и заборах появились плакаты. Плакат Виктора Борисовича Корецкого "Воин красной Армии, спаси!" получил всенародное признание и любовь. Это о нем написаны стихи военным инженером Натальей Гюне. Они говорят о силе воздействия плакатного искусства, о его мобилизующей роли.

Ученик: Не в Третьяковской галерее,

Твой труд подняв на пьедестал,

Не на витрине, не в музее,

Не в блеске освещенных зал,-

На перекрестке двух дорог,

Где полдень пылен и жесток,

Впервые оценил солдат

Твой ладно скроенный плакат.

Он выгорел как гимнастерка,

Он весь изранен, весь в пыли,

Дождем и ветром краску стерло,

И тени лишние легли.

Но он стоит, неколебимый,

Такой простой, необходимый,

Наш верный спутник, наш собрат,

Дорожный выцветший плакат.

Учитель: Посмотрите на плакат. Вид женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал огромное желание спасти ее и разгромить врага. Воинам эта женщина с ребенком напоминала жену, детей, матерей, оставшихся за линией фронта.

Вглядитесь в лицо женщины… В нем нет страха. Она готова на все, чтобы спасти своего ребенка, скорее погибнет, чем станет рабой. Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, вселяя уверенность в победе, не пугал, а пробуждал в людях отвагу и ненависть к фашизму. Лица женщины и мальчика, гладкий темный фон, призыв, как бы написанный каплями крови, стекающей с фашистского штыка… Все эти изобразительные элементы важны, необходимы для образного решения фотоплаката, который по замыслу должен быть доходчивым, понятным и действенным. Успех плаката определился сразу.

"Я был очень рад, - вспоминал В. Корецкий - увидев свой плакат 5 августа 1942 года в "Правде". Затем он воспроизводился на многочисленных листовках, открытках, на обложках журналов, конвертах. В общем тираж его составил свыше 10 миллионов экземпляров.

Ученик:Солдаты с фронта писали В. Корецкому: "Вы своим художественным искусством правдиво изобразили положение наших матерей, сестер, жен и детей, временно находящихся в лагерях кровавого фашизма… Ваша картина поднимает нас на новые подвиги – громить и уничтожать врага. Мы поклялись перед Родиной мстить врагу за мучения наших родных, за пролитую кровь, слезы. Враг будет разбит и уничтожен, и наши жены, матери, сестры и дети будут освобождены из – под фашистского ига и порабощения".

Ученик: С первых лет войны вместе с Красной Армией вступила в бой и советская песня. Только в первые дни войны московскими композиторами было создано более 100 песен. Песни военных лет – это музыкальная летопись Великой Отечественной. Они часто рождались на передовой, с ними не расставались солдаты на нелегких фронтовых дорогах, а также старики, женщины, подростки, работающие в тылу. Эти песни помогали им жить и верить в победу.

Учитель: У каждой песни своя жизнь. Одна проживает ее мгновенно, как мотылек, едва появившись, она мгновенно умирает. Но есть песни со счастливой судьбой – они долго живут, не старятся и всегда любимы народом. Песню "Катюша", которую мы исполним, поэт Михаил Васильевич Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом поселке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку: "выходила на берег Катюша", Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Конечно, люди, повторяя эти слова, представляли берег своей реки – Волги, Днепра, Амура или еще какой- то другой.

Музыку к этой песни написал Михаил Блантер. А первой исполнительницей "Катюши" стала молодая певица Валентина Батищева. Впервые "Катюша" прозвучала 28 ноября 1938 года.

Ученик: Во время войны каждый солдат, поющий или слушавший эту песню испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращен призыв – сберечь родную землю. Песня стала символом высокого духа и мужества советского человека. Вот, что рассказывал сам М.В.Исаковский:

"Это произошло во время войны на переднем крае обороны, немцы, находившиеся в окопе завели патефон и зазвучала песня "Катюша". Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня немцы завели песню второй раз.

-Братцы!- вдруг закричал молоденький солдат, - да ведь это наша "Катюша" в плену!

-Не бывать тому!- вскричал другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из советского окопа звучала "Катюша".

Учитель: На берегу Угры, в поселке Всходы на Смоленщине установлен памятник в честь песни "Катюша" и открыт музей, посвященный ей.

Звучит песня "Катюша" (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).

Учитель: Война была очень тяжелой, жестокой, бои шли не только за города, но и за каждую улицу, за каждый клочок земли. И вот враг дошел до Севастополя.

Александр Александрович Дейнека в 1942 году писал картину "Оборона Севастополя" когда город был в тылу врага. Рушатся здания. Черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем пылает Севастополь. В смертельной хватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой.

Ученик: На первом плане картины в полный рост, в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. Его фигура полна необыкновенной силы: решительно обращена к врагу голова, ноги расставлены широко, занесенные для броска руки с грозным оружием рождают впечатление ураганной сокрушительности предстоящего удара. На фоне алого пламени пожарища, багрового неба выделяется его фигура в белой форме. Вокруг него – мертвая зона с трупами фашистских солдат. Такие люди, как этот моряк, готовые на смерть ради победы наших войск, непобедимы. Изображенный позади обнаженный по пояс матрос усиливает силу движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в картину образ сраженного в бою, умирающего матроса. Художник словно показал переход от жизни к смерти. Матрос падает на камни мостовой, из рук выскальзывает винтовка. Штыковым ударом встречают моряки наступающих врагов. Мы видим только небольшую группу гитлеровцев, но следом за ними движется лавина немецких войск.

Картина построена на цветовом контрасте. Светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев – на светлом фоне. Это образное воплощение замысла – столкновение враждебных сил.

Учитель: Как ни тяжело было на войне, но вера в победу, песни, шутки всегда помогали советскому солдату.

Ученик:Стрельба ненадолго затихла. Так всегда бывало, когда аккуратные немцы садились ужинать. В низкой сырой землянке бойцы, затаив дыханье, теснились вокруг человека, держащего в руках свежий номер фронтовой газеты. С трудом разбирая слова при тусклом свете самодельного светильника, он читал:

Ученик:

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить, как без махорки,

От бомбежки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки какой-

Без тебя, Василий Теркин.

Вася Теркин - мой герой.

Учитель: Слушал поэму Твардовского и Юрий Непринцев. Он провел на фронте всю войну. Он защищал Ленинград и Прибалтику, освобождал Польшу и очищал от фашистов Пруссию. Как и все бойцы, он с нетерпением ждал следующего номера газеты, где печатался "Василий Теркин". Люди ждали продолжения, как ждут встречи с полюбившимся человеком.

"Я видел, как светлели лица, как сглаживались на них следы усталости, - вспоминает Непринцев. - Звучал смех, и каждый в Теркине видел что- то знакомое, то лучшее, что присуще советским людям. Он стал фронтовым другом каждого бойца. Он превратился в любимого народного героя".

Кончилась война и боец Юрий Непринцев взялся за кисть, потому что он был художником. И героем его картины стал Василий Теркин.

Ученик: Про огонь, про снег, про танки.

Про землянки да портянки.

Про портянки да землянки,

Про махорку да мороз

Учитель: Рассказывает солдат. В руках у него красный кисет, а пальцы быстро и умело сворачивают цигарку. Шапка сдвинута набок, смеются слегка прищуренные глаза. Вокруг него на заснеженной поляне среди елей и берез расположились на отдых бойцы. Все они внимательно слушают, все смеются. Одни хохочут, другие улыбаются. Они понимают, что кое - что рассказчик добавил "для красного словца", но

Ученик: Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врет

Весело и складно.

Учитель: Два разведчика в белых маскировочных халатах с автоматами только что вернулись с задания, побывав в тылу врага. Они нераз смотрели смерти в глаза. Они устали, им давно не приходилось спать. Но сейчас они не помнят об этом-

Ученик:

И как будто сон пропал,
Смех прогнал зевоту.
- Хорошо, что он попал,
Теркин, в нашу роту.

Учитель:

Почтительно смотрит на бывалого бойца молодой паренек. Он еще совсем недавно на фронте. Что греха таить – ему было страшно в бою. Но здесь, на поляне, он забыл пережитый страх и на душе его стало теплее.

Ученик: А боец зовет куда- то,

Далеко легко ведет,

Ах, какой вы все, ребята,

Молодой еще народ.

Учитель: Бодрость, смех, задор – признак силы народ. Эти отдыхающие после боя люди только что видели смерть. Они разили врага сегодня, они будут разить его завтра. Таких не запугаешь, не победишь.

Ученик: Свет пройди, нигде не сыщешь.

Не случилось видеть мне

Дружбы той святей и чище.

Что бывает на войне.

Учитель: "Над композицией я работал долго,- рассказывает Непринцев,-Я неоднократно перемещал фигуры, поворачивал их так и этак. Я отбирал нужных мне людей среди участников войны, старался заострить черты, наиболее яркие для данного типа, сгладить и убрать все второстепенное, случайное, мешающее выявлению основного". Из бытовой в историческую перерастает картина Непринцева "Отдых после боя". Она поднимает вопрос о героизме, отваге и характере советских людей.

Учитель: Но до победы было еще далеко.

Ученики: Еще не зная дня и часа,

Когда наступит торжество,

Над Волгой и в степях Донбасса.

Мы свято верили в него.

Сквозь дни утрат, печали, скорби.

В пределы вражеской земли,

Не оступаясь, плеч не горбя,

Мы эту веру пронесли.

Освистанные смертным ветром,

В буранах, ливнях и в пыли,

Мы километр за километром,

К своей заветной цели шли.

Мы так неистово хотели

Приблизить долгожданный час,

Что ни снаряды, ни метели

Остановить не смели нас.

На рубежах весны четвертой

В награду за года тревог

В дыму и прахе распростертый

Берлин лежит у наших ног.

Не умолкает гром орудий,

Бушует пламя в дымной мгле:

Есть справедливость на земле!..

Учитель: И вот наступил долгожданный день.

(Хор исполняет песню "День Победы" (муз. Д. Тухманова, сл. В.Харитонова).

Учитель:27 млн. жизней советских людей унесла Великая Отечественная Война. 1710 наших городов полностью разрушенных, оставили, уходя фашисты. Все меньше и меньше остается в живых солдат, которые не жалели своей жизни, защищая наше с вами счастливое будущее. Чтобы мы с вами помнили эту самую тяжелую и жестокую войну

поэт – фронтовик Сергей Орлов в 1946 году написал стихотворение "Помните!"

Ученик: Помните!

Через века, через года-

Помните!

О тех,

Кто уже не придет никогда,-

Помните!

Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой

Завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Встречайте трепетную весну.

Люди земли,

Убейте войну,

Прокляните войну,

Люди земли!

Сычева О.М.,
учитель ИЗО гимназии №79, г. Ульяновск



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль