Наш единственный, родной, чудесный и таинственный русский язык

2851

Действующие лица:

  • Дед Языковед
  • Котенок Словаренок
  • Гном Потешалка
  • Словарь антонимов
  • Команда "Нолики"
  • Словарь фразеологизмов
  • Словарь ударений
  • Этимологический словарь
  • Команда "Крестики"

Дед языковед: Здравствуйте, ребята! Я Дед Языковед, а это мои помощники – котенок Словаренок и гном Потешалка. Сегодня у нас состоится праздник – день родного русского языка. Команды, прошу на сцену!

Крестики:

Мы все – команда "Крестики",

Скрестим свои мы шпаги.

И хватит нам умения,

Задора и отваги.

Команда очень дружная,

Сто книг мы прочитали.

И нам за наши знания

Пора вручать медали.

Наука – наша крестная,

Мы учимся старательно.

Ответ на все вопросы мы

Отыщем обязательно.

Нолики:

Пускай для нас впервые все –

Без страха мы пришли.

Вас "Нолики" приветствуют,

Но вовсе не нули.

Вопрос любой под силу нам,

Найдем всегда ответ.

Учебники – волшебники

Нам дарят знаний свет.

И знать хотим все больше мы

О мире, что вокруг.

Словарь, энциклопедия –

Наш самый лучший друг.

Котенок: Ну что ж, приступим. Я, ребята, очень люблю пословицы и поговорки: ведь в них заключена вековая народная мудрость. я хотел вам зачитать самые любимые, но Потешалка перепутал все мои листки, когда решил делать из них кораблики и самолетики. Теперь царит полная неразбериха! И ваша задача – выудить из нее мои ненаглядные пословицы и поговорки.

Задание для "Крестиков":

1. Кто много лежит, тому Бог подает.

2. Кто рано встает, у того и бок болит.

3. За двумя зайцами погонишься – и гриба не подымешь.

4. Не поклонясь до земли, и одного зайца не поймаешь.

5. Чем бы дитя не тешилось – щепки летят.

6. Дрова рубят, коли делать нечего.

Задание для "Ноликов":

1. Слово не воробей, а камень долбит.

2. Невеличка капля: вылетит, так не поймаешь.

3. Мягко стелет, так бы соломки подостлать.

4. Знать бы, где упасть, да жестко спать.

5. Двое пашут, коли делать нечего.

6. Скучен день до вечера, а семеро руками машут.

Гном Потешалка: А я, ребята, хочу познакомить вас со своим лучшим другом – словарем антонимов. Вы, конечно, знаете, что антонимы – слова с противоположным значением. Мы будем читать стихи с пропущенным словом, а вы должны его сказать хором.

Задание для "Крестиков":

Словарь антонимов:

Коля – Бэтмен в школьных стенах,

Носится, как заводной.

Он здоров на переменах,

На уроках – весь (больной).

Потешалка:

Вышел Иванов к доске:

У стрекоз есть жало.

Двоек много в дневнике,

А пятерок – (мало).

Словарь антонимов:

Мы сидим с Наташей вместе.

Хоть списать мне удалось,

Ждут меня плохие вести:

нам оценки ставят (врозь).

Задание для "Ноликов":

Дед Языковед:

У Петрова есть талант,

Ты попробуй так сумей:

С малышами он гигант,

А со старшими – (пигмей).

Малышей обидит всех,

Так толкнет, что слышен плач.

Отнимает радость, (смех)

Этот горюшко-силач.

Но когда его зовут

На серьезный разговор,

Выбирает мир он тут

Вместо драки, слез и (ссор).

Фразеологический словарь:

Так, развлекаетесь? А про меня совсем забыли. Сижу в шкафу, от скуки умираю… Я ведь все фразеологизмы уже наизусть знаю – могли бы и меня на праздник пригласить.

Котенок: А разве вы, уважаемый, не получали нашего приглашения? Мы разослали его всем-всем словарям!

Фразеологический словарь: Да получил какую-то непонятную бумажку, вот послушайте! «Чувак! Канай на нашу клевую тусовку, побазарим. Все будет нормалек, хотя и причапают одни ботаны».

Дед Языковед: Ну, конечно, это гном Потешалка! Он у нас любит от занятий отлынивать, потом вот такие ляпсусы и получаются. Примите наши извинения и поучаствуйте в замечательном празднике!

Фразеологический словарь: Ну, что ж, я рад, что попал на праздник, а сейчас проверю – рады ли мне вы, дружите ли с фразеологией. Я говорю часть фразеологизма и три варианта окончания, а вы выбираете из этих трех правильный.

Задание для "Крестиков":

Фразеологический словарь:

1. Сидеть у разбитого (кувшина, корыта, телевизора).

2. Рыцарь без страха и (коня, упрека, доспехов).

3. Валить с больной головы на (лысую, бестолковую, здоровую).

Задание для "Ноликов":

1. Ни рыба (ни сарделька, ни мясо, ни колбаса).

2. Ребятишкам (на жвачку, на компьютер, на молочишко).

3. Ветер свистит (в парусах, в карманах, в кустах).

Словарь ударений: Ой, ребята, извините за опоздание! Это мы с дядюшкой Ударением спорили, как правильно говорить: твóрог или творóг. Даже про сам творожок (так мы решили его называть) с вареньем забыли. Может быть вы, ребята, ответите на этот вопрос? (Ребята отвечают). Молодцы! А давайте-ка поиграем! Мы будем читать стихи с неправильными ударениями, а вы исправляйте ошибки.

Задание для "Крестиков":

Словарь ударений:

Ах, простите, подскажите,

Погядите-ка вокруг:

Где магáзин и диспáнсер,

Квáртал первый, добрый друг?

Котенок:

Ты смотри в словарь не раз,

Не давай себе лениться!

Выручит в лесу компáс,

Ползет тихо гусеница.

Задание для "Ноликов":

Дед Языковед:

Словарь ошибки все исправит,

Словарь быть грамотным велит.

Я говорю, чудак: "Алфáвит".

А он подскажет: "Алфавит".

Потешалка:

Хоть игрок он первоклассный,

На футболе среди луж

подхватил Иван ужасный

Нет, не кóклюш, а коклюш.

Словарь ударений:

Лень-тоску словарь прогонит,

с ним ты станешь знаменит.

Шóфер больше не позвóнит,

А шофёр, да, позвонит.

Дед Языковед: А у меня самый любимый словарь – этимологический. Он толкует происхождение слов. Вот вы знаете, как возникло слово "школа"? И что оно означает?

Этимологический словарь:

Школа – это из латинского,

Значит "отдых и досуг".

А директор – из немецкого,

Это "управлять", мой друг.

А веселые каникулы –

То из польского, дружок.

Переводятся буквально

Как "Собачка и щенок".

Крестики:

Дисциплина – дело важное,

Это не тоска, не скука.

Переводится из польского –

"Воспитание, наука".

Нолики: А слово "педагог" – французское.

Среди гама и тетрадок,

Криков: "Стой и не сори!"

Приведет он все в порядок –

Утверждают словари.

Потешалка:

А кавычки, а кавычки – это закавыкины сестрички!

Котенок:

Ой, Потешалка, ты просто балбес! Придумаешь тоже – закавыка какая-то.

Потешалка:

Зря, Котенок словаренок,

Все ты сводишь просто к смеху:

Закавыка означает

лишь препятствие, помеху.

И я никакой не балбес, потому что слово образовано от тюркского "билбес – билмес", что в переводе означает "он не знает". А я знаю не только откуда пошло слово "кавычки", но и слова "тетрадь" и "урок". Тетрадь из греческого, означает четвертую часть листа, а урок – из общеславянского языка, означает "сказанное". Поэтому и надо слушать внимательно, что скажет учитель.

Дед Языковед:

Потешалка, да ты меня порадовал! Я думал, что ты не очень-то с русским языком дружишь.

Потешалка:

Нет, я понял, что без знания родного языка мы все будем балбесами.

Знай суффиксы и корни, приставки -пре и -при,

Старайся ты глаголом сердца людские жечь.

Не бойся за учебником сидеть ты до зари,

чтобы была чудесною и красочною речь.

Котенок:

Дорожку в мир словесный старательно тори

И говори без "это" и всяких закавык.

Все лучшее из книжек ты для себя бери,

Не засоряй лишь гадостью любимый наш язык.

Крестики:

Открой энциклопедии все в помощь, словари,

Родной язык старайся не извращать, беречь.

Всегда, дружок, ты правильно и верно говори,

Чтобы была и четкой, и грамотною речь.

Нолики:

И если встретишь трудности – не ной,

Хоть ростом ты пока что не велик!

ведь русский – наш единственный, родной,

Чудесный и таинственный язык.

Все хором:

Ведь русский – наш единственный, родной,

Чудесный и таинственный язык.

Романова Н.Н., библиотекарь лицея № 52, г. Рязань



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль