Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся

17917

В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся. Создается атмосфера свободного творчества в детском и педагогическом коллективах, развиваются личностные качества ребенка. Опытом организации самоуправления в классе делится автор статьи.

В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся школы, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги.

В результате развития самоуправления постановка управленческих задач во многом зависит от инициативы и самостоятельности учащихся. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Самоуправление в классном коллективе определяется как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально-ценных задач

Основной целью классного самоуправления является формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Задачи, реализуемые в процессе самоуправления в классном коллективе:

  • Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через представление различных видов деятельности.
  • Стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование активной гражданской позиции.
  • Воспитание у школьников демократической культуры.
    Формирование умения действовать в интересах совершенствования как своей личности, так и общества, отечества.
  • Воспитание достойных творческих лидеров

Читайте также:

Самоуправление в начальной школе

Для чего нужна программа по самоуправлению в классе?

Высшим органом классного самоуправления является классное собрание, в котором участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся. Функциональные обязанности классного собрания:

  • планирует работу, представляя предложения учащихся к плану работы на учебную четверть.
  • подводит итоги работы за учебную четверть и за год;
  • заслушивает отчеты Совета класса о проделанной работе;
  • обсуждает важнейшие вопросы жизни классного коллектива.

Классные собрания проводятся не реже 2 раз в учебную четверть.
Решения классного собрания являются обязательными для всех обучающихся.
Ведет классное собрание классный руководитель - председатель классного собрания, который определяет вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета класса, председатель родительского комитета входят в Президиум классного собрания.
Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовали половина плюс один или более участников.
Функциональные обязанности Председателя Совета класса:

  • совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся)
  • отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
  • формирует советы дела для подготовки и проведения классных мероприятий;
  • объявляет благодарность и налагает взыскания;
  • контролирует выполнение поручений

Функциональные обязанности Заместителя председателя Совета класса:

  • контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
  • осуществляет контроль за ведением дневников, ведет тетрадь успеваемости;
  • совместно с председателем Совета класса руководит группой консультантов;
  • ведет работу с отстающими по предметам;
  • организует проведение политинформации в классе;
  • замещает председателя Совета класса в его отсутствие.

Функциональные обязанности Секретаря Совета класса:

  • ведет классную документацию, в том числе папки учащихся;
  • руководит работой по проведении культурно-массовых мероприятий;
  • контролирует работу советов дела; отвечает за хранение классной
  • документации, бланков, архива;
  • информирует учащихся о работе Совета класса; организует работу редакционной коллегии;
  • отвечает за оформление стендов.

Функциональные обязанности Старшего дежурного:

  • организует и контролирует дежурство по школе и классу;
  • формирует дежурные группы;
  • составляет график дежурств;
  • отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;
  • руководит работой департамента труда класса;
  • ведет документация старшего дежурного.

Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет.
Родительский комитет избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве 3 человек сроком на 1 (один) учебный год.
Руководит работой родительского комитета председатель.

Функциональные обязанности Родительского комитета:

  • занимается спорными ситуациями, возникающими в процессе деятельности классного коллектива;
  • решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
  • принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
  • оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
  • организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся

Для того чтобы детям было интереснее между собой функционировать можно заменить стандартные названия общественных поручений на не совсем обычные.

Например:

Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся

Президент класса (другие названия "Председатель Совета класса", "Командир класса") выполняет следующие функции:

  • совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся)
  • отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
  • формирует советы дела для подготовки и проведения классных мероприятий;
  • объявляет благодарность и налагает взыскания;
  • контролирует выполнение поручений

Премьер-министр (другие названия "Заместитель председателя совета класс", "Староста класса", "Старший дежурный") выполняет следующие функции:

  • замещает председателя Совета класса в его отсутствие;
  • руководит кабинетом министров;
  • организует и контролирует дежурство по школе и классу;
  • формирует дежурные группы;
  • составляет график дежурств;
  • отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;
  • руководит работой департамента труда класса;
  • ведет документация старшего дежурного.

Кабинет министров (другие названия "Совет класса", "Актив класса", "Совет дела") состоит из ответственных за определенные направления деятельности классного коллектива. Он состоит из министра печати, министра спорта, министра образования, министра культуры.

Министр печати (другое название "Ответственный за редакторскую деятельность") имеет команду из 3-5 человек и выполняет функции:

  • организация выпуска поздравительных газет;
  • оформление классного кабинета;
  • оформление классного уголка;
  • организует работу редакционной коллегии;
  • отвечает за оформление стендов.

Министр спорта (другие названия "Ответственный за организацию спортивных мероприятий в классе") выполняет следующие функции:

  • формирует команду для участия в школьных соревнованиях;
  • организует спортивные мероприятия в классе.

Министр образования(другие названия "Учебный сектор") выполняет следующие функции:

  • контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
  • осуществляет контроль за ведением дневников;
  • ведет "Открытый журнал успеваемости";
  • совместно руководит группой консультантов;
  • ведет работу с отстающими по предметам.

Министр культуры(иначе "Ответственный за культурные мероприятия в классе") имеет команду из 3-5 человек и отвечает за:

  • руководит работой по проведении культурно-массовых мероприятий;
  • организацию выходов в театр, кино;
  • организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном заседании учащихся тайным голосованием. Составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности, можно и свою. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления.

Внедрение ученического самоуправления в школе позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.

Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся

О.М. Булгакова, учитель географии шк. № 193,
г. Северск, Томской области

ВАЖНО! Разъяснение "Ученическое самоуправление в школе. Опыт г. Москвы" читайте в Электронной системе "Образование" после получения бесплатного демо-доступа



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль