Развивающие уроки

2312

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач и на основе познавательных заданий, разработанных профессором Н.К. Винокуровой, автором была создана и апробировала представленная ниже базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся. Эта модель урока может применяться к различным учебным предметам.

Развитие познавательных способностей учеников, их учебных умений и навыков значительно отстает от темпов роста объема знаний. Объясняется это отнюдь не особенностями развития ребенка, а тем, что чаще всего усилия педагогов направлены на анализ содержания конкретного учебного материала, на усвоение терминов, понятий, фактов. Систему знаний ученик должен уметь применять для решения самых разнообразных практических задач.

Структура модели урока включает в себя три последовательных этапа:

  • 1-й этап - разминка (или такие ее варианты, как буквенный или цифровой диктант).

В этом типе заданий предлагается детям ряд вопросов, ориентированных не только и не столько на выявление разнообразных знаний, сколько на сообразительность, догадливость и быстроту реакции. Именно такие задания способствуют развитию такого проявления креативности, как показателя беглости.

На разминку отводится 3-5 минут, в течение которых в быстром темпе учащиеся отвечают на вопросы, которые подготавливают их к выполнению специальных, более сложных заданий. Кроме тренировки ранее указанных качеств, учащиеся будут постепенно вырабатывать умение слушать и слышать вопрос и отвечать именно на него.

На первый взгляд, кажется, что это слишком легкое условие. Но если вспомнить, как задают вопрос: "Какое сегодня число?", а получают ответ без особых раздумий: "Вторник!", можно посмеяться над подобным в обыденной жизни. А что, если подобная ситуация произойдет на уроке? Плохая оценка, расстройство, недовольство ученика собой…

  • 2-й этап - развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения).

Работа по формированию и развитию на основе специальных задач, ориентированных на организацию управляемой (а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся, позволяет добиваться значительных результатов в развитии познавательных и творческих способностей. Задания на сообразительность (ребусы, кроссворды, загадки, чайнворды, криптограммы и др.) развивают наблюдательность детей, познавательные процессы, поддерживают интерес к изучаемому материалу.

Пример задания, которое очень нравится детям.

Криптограмма.

- Отгадайте следующие четыре слова и замените буквы в них соответствующими цифрами:

* Ему позволялось шутить даже над королями – 10, 9, 2.

* Движение воды на море – 6, 7, 8, 4, 11.

* Сейчас это лоб, а раньше - … - 1, 3, 8, 7.

* Самая длинная река в мире – 4, 5, 8.

А теперь в предлагаемой вам криптограмме замените цифры полученными вами буквами, и вы прочтете известную пословицу –

123453 – 672 – 89110 – 913453.

(Ответ: чтение – вот лучшее учение; шут, волны, чело, Нил).

  • 3-й этап – выполнение логически-поисковых и творческих заданий. Творческие задания рассчитаны на неожиданные, непривычные комбинации, при рассмотрении давно известных, с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в знакомом, использовать полученные знания в необычных или сильно видоизмененных условиях.

Ученые считают, что наиболее эффективно развитие познавательных способностей школьников может осуществляться в рамках не одного, а нескольких предметов, когда ребенку надо переключаться с одного вида заданий на другой, интегрируя разнообразные задания и способы деятельности. Очень перспективными могут оказаться интегративные уроки обобщающего повторения в начальной школе, так как учителя именно этого звена обладают знаниями по разным предметам.

Представьте себе такую ситуацию: пятница, последний урок перед выходными. И именно на этом уроке, который с полным правом можно назвать "Уроком развития познавательных способностей", учитель осуществляет, используя разнообразные приемы развивающего обучения, интеграцию и обобщение всего, что дети усвоили за последнюю неделю, вовлекая их в активную познавательную деятельность при помощи игровых методик, мотивируя школьников на дальнейшую работу.

Еще нужно отметить следующее: очень часто взрослые, оправдывая свое нежелание общаться с ребенком усталостью, отмахиваются от детских вопросов: "Что это? Как? Почему?", постепенно превращая чуткие, восторженные детские души в нечто скучное и рутинное. На детские вопросы: "А почему дырка пустая? Почему апельсин круглый? А правда ли, что ветер от того, что деревья качаются? А неужели вода в море соленая от селедки?" - взрослые зачастую отвечают "Отстаньте! Не задавайте глупые вопросы!". Вот и получается то, что имеем. А что делать? Надо вернуть детям радость узнавания нового, любознательность, желание постигать ранее недоступное. Как? Например, вновь научив их составлять свои собственные новые вопросы. Давно известно, что отвечать даже на достаточно сложные задания все же проще, чем конструировать свои собственные. Педагогу рекомендуется на своих уроках предложить детям после выполнения задания, составить аналогичные.

Можно предложить следующую методику: дать ученикам любое слово и попросить составить 5-10 вопросов кроссвордного типа, ответом на которое будет загадочное понятие. Например: предложить детям слово "собака". Многие взрослые, кроме фразы "Лучший друг человека" ничего придумать не смогут. А вот фразы, подобранные детьми:

- Домашняя родственница волчицы.

- Жена пса.

- Крыловская Моська.

- Она стояла за внучкой в сказке "Репка".

- Кто был мамой Артемона из "Золотого ключика"?

- Выделите последние слоги в трех словах и произнесите их вместе: колесо колба рука.

Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка красиво мыслить и заставить поверить в собственные таланты.

Предлагаем Вашему вниманию варианты развивающих приемов проверки, обобщение и систематизации ранее усвоенного материала, которые учитель может включать, компоновать в зависимости от целей того или иного урока.

Интегративная разминка

Ответьте на вопросы как можно быстрее:

* Сколько месяцев во времени года? А дней в неделе?

* От левого соседа четверки отнимите число между двойкой и четверкой. Сколько получилось?

* К какому времени года относится март? Какой он по счету в году? А в своем времени года? А в каком месяце начинаются после летних каникул занятия в школе?

* Даны два слова: каша и лоб. В каком из них больше гласных? А согласных?

* Какое число больше: 3 или 8? Правда ли, что 5 меньше 9?

* Когда цветут яблони – в мае или октябре?

* Сколько десятков в числе 21? А единиц в 18?

* Какой месяц идет после января? А предшествует апрелю?

* Сколько букв "О" в слове трава?

* В ряду 3,8,12,9 каких чисел больше – однозначных или двузначных?

* Сколько в слове, обозначающем маму теленка букв, предшествующих букве "П" в алфавите?

* Сколько числительных в ряду от 1 до 10? Три – 2 9 10?

* С маленькой или большой буквы вы напишете название столицы нашей страны? А как она называется? Сколько в этом слове букв "А"? А слогов?

* Как звали папу популярного детского поэта Маршака? Правда ли, что он написал сказку "Репка"?

* Сколько букв в ответе на загадку "Сидит девица в темнице, а коса – на улице"?

* Сколько букв "ы" в слове камыши?

* Чем является число 5 в примере: 2+3=5?

* Какие птицы были дикими в сказке Андерсена? Что объединяет их с "Гадким утенком"?

* Какое число надо вычесть из 10, чтобы получить 3?

* На какой улице жил "Человек рассеянный"? А сколько стоил Мухин самовар? Придумайте к последнему слову не менее трех рифм.

* Кто являлся диким предком свиньи? А собаки?

* Правда ли, что сумма чисел 2 и 5 равна разности чисел 10 и 1?

* Какая порода была у Артемона? А кем был Пятачок?

* Из какого металла была сделана пушкинская рыбка, которая выполнила три желания сварливой старухи?

* Сколько надо вычесть из 10, чтобы получить 3? Назови не менее трех постоянных величин, связанных с ответом, например, семь чудес света…

* Правда ли, что береза – это хвойное дерево? Назовите три любых хвойных дерева. А под силу ли вам назвать не менее пяти лиственных деревьев?

* Является ли общее число времен года четным числом?

* У вас есть монеты достоинством 1, 2, 3, и 5 копеек. Сколько существует вариантов набора из них суммы в 8 копеек?

* Где пальцев больше – на левой руке или правой ноге?

* Чем отличаются слова: кость - гость, точка - дочка, уточка - удочка, суп - зуб?

* В названиях каких месяцев года в русском языке на конце слов произносится мягкое "р"?

Цифровой диктант (да – 1, нет – 0)

* Медведь зимует в норе.

* Медведь бывает бурый и белый.

* Если у человека коричневые глаза, его называют кареглазым.

* Отчество человека дают по имени папы.

* Мама вашей мамы является вам бабушкой.

* Если 12 лап, то это две кошки?

* Трио – это три музыканта.

* 4 колеса – это две машины.

* В крыловском квартете 4 животных.

* В имени девочки, которая плачет, уронив в реку мячик, 4 буквы.

Итоговый ответ………….

Слоги

Перед вами пары слов. Как можно быстрее расставьте вместо "*" знаки "<", ">" или "=" в соответствии с количеством слогов в них:

каша * мир перец * кино пена * дом

диво * дерево сосна * береза том * кедр

Развиваем слуховую память

Сначала зачитываю детям слова, а они выделяют ударную букву и записывают ее порядковый номер в слове, например: каша – 2, кипарис – 6 …

лиса, персик, книга, линейка, линия, метро, поросенок

Должно получиться следующее: 4 2 3 4 2 5 6.

Затем предлагаю поработать и с услышанными раньше словами, и с полученными числами, развивая и слуховую память детей:

* Сосчитайте сумму полученных чисел.

* Каких чисел в ряду больше – наименьших или наибольших?

* Сколько слогов было в последнем слове?

* В каких словах по 4 буквы?

* Вспомните первое слово.

* В скольких словах был слог ли?

* Какое число по счету можно получить действием 10 – 4? И т.д.

Тренируем зрительную память

Посмотрите внимательно в течение одной минуты на названия следующих овощей и попытайтесь их запомнить в том же порядке. Затем вы должны будете закрыть картинку и ответить на мои вопросы.

огурец лук морковь репа томат

* Сколько всего овощей вы увидели?

* Есть ли среди них овощи, чьи названия на одну и ту же букву?

* Сколько слов начинаются с согласной буквы? А с гласной?

* Сколько слов заканчиваются на согласную? А на гласную?

* Расставьте все слова в алфавитном порядке.

* Расставьте все слова в соответствии с количеством букв в них.

* Количество букв в каком слове соответствует количеству дней в неделе? А пальцев на руке? А ножек у рояля? А порядковому номеру ноты "фа" в гамме?

* Какой овощ является тем же, что и помидор?

* Каким овощем был Чиполлино?

* Какие овощи являются ответами на следующие загадки:

- Сидит девица в темнице, а коса – на улице;

- Без окон, без дверей, полна горница гостей;

- Ее тянули-тянули трое людей и трое животных – еле-еле вытянули;

- Сто одежек и все без застежек.

Тренируем внимание

* Перед вами ряд чисел. Под каждым из них как можно быстрее подпишите, сколько ему не хватает до 10. Например, под восьмеркой надо было бы написать 2 и т.д.

8 3 5 2 4 1 9 7 6

Соедините одинаковое количество букв:

каша 9-5

пирог 4-1

ручьи 5-2

место 3+2

гриб 10-5

рай 3+1

кот 2+3

Объедините слова с одинаковым количеством слогов:

пример нос

армия растение

сон кобра

коробочка погода

Интегративное занятие (окружающий мир + русский язык)

У детей в тетради в две колонки:

"ь" на конце слова "ь" в середине слова

Читаю загадку, называя ее порядковый номер. Дети про себя на нее отвечают, получая слово с "Ь" и, в соответствии с условием, записывают лишь номер ответа в нужную графу:

1. Муж лошади. Конь.

2. Кто была мама Пятачка? Свинья.

3. День недели между воскресеньем и вторником.

4. Время года перед зимой.

5. Второй летний месяц.

6. Самая юркая любительница сыра.

7. Время суток между утром и вечером.

8. "Папа, мама, я – дружная …..".

9. На этом дереве растут финики. Пальма.

10. Рыба – чешуя, птица - …. Перья.

11. Женский месяц – март. Новый Год -…. Декабрь.

12. Время года – три, полугодие - …. Шесть.

Ответ: "ь" на конце слова "ь" в середине слова

1, 4, 5, 6, 7, 11, 12 2, 3, 8, 9, 10

Т.Н. Васильева,

учитель начальных классов школы № 1955, г. Москвы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль