Порядок проведения государственного контроля (надзора) в сфере образования

18118

Общие положения

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федераль­ный закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ “О внесе­нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совер­шенствованием контрольно-надзорных функ­ций и оптимизацией предоставления государ­ственных услуг в сфере образования” (далее – Закон № 293-ФЗ), внесший значительные по объему и содержанию изменения в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (да­лее – Закон РФ “Об образовании”), касаю­щиеся в т. ч. и вопросов контрольно-надзор­ной деятельности в сфере образования.

В развитие данного закона принято по­становление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 “Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования” (да­лее – Постановление Правительства РФ № 164). Кроме того, с 1 августа (за исключе­нием отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контро­ля” (далее – Федеральный закон № 242-ФЗ), который также внес изменения, в т. ч. и в За­кон РФ “Об образовании” в части, касающей­ся контроля и надзора в сфере образования.

Большое значение для регулирования контроля и надзора в образовательных организациях имеет также Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юри­дических лиц и индивидуальных предприни­мателей при осуществлении государственно­го контроля (надзора) и муниципального кон­троля” (далее – Закон № 294-ФЗ), который регулирует отношения в области организа­ции и проведения государственного контроля и надзора в сфере образования, муниципального контроля и защи­ты прав юридических лиц (включая образо­вательные учреждения) и индивидуальных предпринимателей.

Понятие государственного контроля (надзора)

Согласно п. 1 ст. 38 Закона РФ “Об обра­зовании” государственный контроль (надзор) в области образования включает в себя:

  • федеральный государственный надзор в области образования;
  • федеральный государственный контроль качества образования. Изменения, внесенные в Закон РФ “Об об­разовании” Федеральным законом № 242-ФЗ, предусматривают включение в ст. 38 Закона РФ “Об образовании” определения понятий “федеральный государственный надзор в об­ласти образования” и “федеральный государ­ственный контроль качества образования”.

Согласно данным изменениям федераль­ный государственный надзор в области об­разования представляет собой деятельность уполномоченных федерального органа испол­нительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленную на преду­преждение, выявление и пресечение наруше­ний органами государственной власти и орга­нами местного самоуправления, осущест­вляющими управление в сфере образования, а также юридическими лицами, осуществляю­щими образовательную деятельность, их ру­ководителями и иными должностными лица­ми требований, установленных законодатель­ством РФ в области образования.

Данная деятельность осуществляется по­средством:

  • организации и проведения проверок образовательных организаций;
  • принятия предусмотренных законодатель­ством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных на­рушений;
  • систематического наблюдения за испол­нением требований законодательства РФ в области образования, анализа и про­гнозирования состояния исполнения тре­бований законодательства РФ в области образования при осуществлении органа­ми государственной власти, органами местного самоуправления и юридически­ми лицами своей деятельности. Под федеральным государственным контролем качества образования понима­ется деятельность уполномоченных лиц фе­дерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на оценку соответствия со­держания и (или) качества подготовки обу­чающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требо­ваниям федеральных государственных обра­зовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.

Данная деятельность осуществляется по­средством:

  • проведения проверок качества образо­вания;
  • принятия предусмотренных законода­тельством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений тре­бований федеральных государственных образовательных стандартов или феде­ральных государственных требований.

Статус органов по контролю и надзору в сфере образования

Федеральный государственный надзор в области образования и федеральный госу­дарственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными федераль­ными органами исполнительной власти и ор­ганами исполнительной власти субъектов РФ, реализующими переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в обла­сти образования, в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 38 Закона РФ “Об об­разовании”).

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Пра­вительства РФ от 17.06.2004 № 300, федераль­ным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, является Фе­деральная служба по надзору в сфере обра­зования и науки (Рособрнадзор).

Рособрнадзор осуществляет и государ­ственный надзор за соблюдением законода­тельства РФ в области образования, и госу­дарственный контроль качества образования в отношении следующих организаций:

  • образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  • образовательные учреждения дополни­тельного профессионального образования, реализующие образовательные програм­мы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные про­фессиональные образовательные про­граммы, к которым установлены феде­ральные государственные требования;
  • научные организации;
  • образовательные учреждения, реализую­щие военные профессиональные образо­вательные программы;
  • федеральные государственные образо­вательные учреждения среднего профес­сионального образования, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по под­готовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого произ­водства по специальностям, перечень ко­торых утверждается Правительством РФ;
  • российские образовательные учрежде­ния, расположенные за пределами терри­тории РФ.

Кроме того, Рособрнадзором также про­водится государственный надзор за соблю­дением законодательства РФ в области обра­зования в отношении органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования.

Государственный контроль в образовании, осу­ществляемый органами государственной вла­сти субъектов РФ, проводится в отношении образовательных учреждений, расположен­ных на территории субъекта РФ (за исключе­нием образовательных учреждений, контро­лируемых Рособрнадзором), иных ведущих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере обра­зования.

Проверки образовательных учреждений: общие положения

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей при осуществле­нии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” содержит опре­деление понятия “проверка”, применимое в т. ч. и к сфере образования.

Согласно ст. 2 Закона № 294-ФЗ под про­веркой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отно­шении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия их деятельности или действий (бездействия), производимых и реа­лизуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требо­ваниям и требованиям, установленным муни­ципальными правовыми актами.

Положение о государственном контроле в сфере образования, утвержденное Поста­новлением Правительства РФ № 164, в пп. 7, 8 предусматривает возможность проведения как плановых, так и внеплановых проверок.

При осуществлении государственного надзора в области образования предметом данных проверок выступает соблюдение ор­ганами управления и организациями законо­дательства РФ в области образования. Пред­метом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организа­циями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства РФ в области образования.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников орга­низаций требованиям федеральных государ­ственных образовательных стандартов или федеральным государственным требовани­ям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предпи­саний уполномоченных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государствен­ных образовательных стандартов или феде­ральными государственными требованиями.

Согласно п. 9 указанного Положения о го­сударственном контроле в сфере образова­ния проверки подразделяют на документар­ные и выездные.

Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного орга­на путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лица­ми, а также путем анализа информации, раз­мещенной на официальных сайтах органов управления образованием и официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет.

Выездные проверки проводятся по ме­сту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и органи­заций. При осуществлении полномочия по го­сударственному надзору за соблюдением за­конодательства РФ в области образования в части обеспечения и проведения единого го­сударственного экзамена проверки проводят­ся федеральным органом по контролю и над­зору также в местах расположения пунктов проведения единого государственного экза­мена и региональных центров обработки ин­формации.

В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

а) при осуществлении контроля и надзора в сфере образования за соблюдением законодательства РФ органами управле­ния образованием:

  • анализ и экспертиза документов и мате­риалов, характеризующих деятельность органа управления, в т. ч. нормативных правовых и индивидуальных правовых актов по вопросам, подлежащим провер­ке (при проведении документарных и вы­ездных проверок);
  • анализ наличия и достоверности инфор­мации, размещенной органом управле­ния на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законо­дательства РФ (при проведении доку­ментарных и выездных проверок); б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования организациями:
  • анализ и экспертиза документов и мате­риалов, характеризующих деятельность организации, в т. ч. локальных и индиви­дуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);
  • анализ соблюдения законодательства РФ в области образования при осуществле­нии образовательного процесса (при про­ведении выездных проверок);
  • анализ наличия и достоверности инфор­мации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства РФ (при проведении документарных и выезд­ных проверок); в) при осуществлении государственного контроля качества образования:
  • анализ и экспертиза документов и мате­риалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения об­разовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в т. ч. учебно­методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выезд­ных проверок);
  • анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттеста­ции обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при прове­дении документарных и выездных про­верок);
  • анализ использования в образователь­ном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной дея­тельности (зданий, строений, сооруже­ний, помещений и территорий), учебно­методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных про­верок); 
  • экспертиза качества освоения обучающи­мися образовательных программ (при проведении выездных проверок). К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом уполномоченного органа о проведении проверки, относятся:
    - руководитель уполномоченного органа;
    - заместители руководителя уполномочен­ного органа;
    - руководители и заместители руководите­лей структурных подразделений уполно­моченного органа;
    - иные государственные гражданские слу­жащие уполномоченного органа, долж­ностными регламентами которых преду­смотрено проведение проверки по вопро­сам государственного контроля и надзора в сфере образования. К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные органи­зации на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовы­ми договорами. В соответствии со ст. 2 Зако­на № 294-ФЗ под экспертами, экспертными организациями понимаются граждане, имею­щие специальные знания, опыт в соответ­ствующей сфере науки, техники, хозяйствен­ной деятельности, и организации, аккредито­ванные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, тех­ники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципально­го контроля к проведению мероприятий по контролю.

Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по контролю обладают правом запрашивать документы и материалы по вопросам, подле­жащим проверке, а также устные и письмен­ные объяснения уполномоченных должност­ных лиц органа управления, организации, иных работников органа управления или орга­низации по вопросам, подлежащим проверке.

Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители эксперт­ных организаций с целью проведения меро­приятий по контролю имеют право:

  • посещать орган управления и организа­цию при предъявлении копии распоряди­тельного акта уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удо­стоверения (иного документа, подтвер­ждающего полномочия органов управления образования);
  • наблюдать за ходом образовательного процесса;
  • проводить оценку знаний и умений обу­чающихся в различных формах, в т. ч. в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, кон­трольной работы;
  • беседовать с обучающимися, воспитан­никами организации, их родителями (за­конными представителями), работниками органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке. При этом беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками про­водятся в присутствии их родителей (за­конных представителей).

Результаты проверки оформляются ак­том проверки образовательной организации, к которому прилагаются экс­пертные заключения, подготовленные экс­пертами и представителями экспертных орга­низаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведе­нии проверки, который утверждается руково­дителем (заместителем руководителя) упол­номоченного органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявлен­ные при проведении проверки, и меры, кото­рые необходимо принять по фактам таких нарушений и совершившим их должностным лицам.

Ограничения при проведении проверок

Согласно п. 2.1 ст. 38 Закона РФ “Об об­разовании” к отношениям, связанным с осу­ществлением государственного контроля в сфере образования, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Закона № 294-ФЗ.

Так, в частности, ст. 15 этого закона уста­новлено, что должностные лица органов госу­дарственного контроля (надзора) и муници­пального контроля (далее – органы государ­ственного контроля (надзора)) не вправе:

  • проверять выполнение обязательных тре­бований и требований, установленных му­ниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномо­чиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица;
  • осуществлять плановую или внеплано­вую выездную проверку в случае отсут­ствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномо­ченного представителя юридического лица (за исключением случаев проведе­ния проверки на основании поступивших в органы государственного контроля (над­зора) обращения или заявления гражда­нина, в т. ч. индивидуального предприни­мателя, юридического лица, информации от органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинении вре­да жизни и здоровью граждан, вреда жи­вотным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памят­никам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также воз­никновения чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера);
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей сре­ды и объектов производственной среды, если они не являются объектами провер­ки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких доку­ментов;
  • отбирать образцы продукции, пробы об­следования объектов окружающей сре­ды и производственной среды для прове­дения их исследований без оформления протоколов об отборе указанных образ­цов, проб по установленной форме и в ко­личестве, превышающем нормы, уста­новленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и ме­тодами их исследований, испытаний, из­мерений, а также техническими регла­ментами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, получен­ную в результате проведения проверки и составляющую государственную, ком­мерческую, служебную, иную охраняе­мую законом тайну, за исключением слу­чаев, предусмотренных законодательст­вом РФ;
  • превышать установленные сроки прове­дения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим ли­цам предписаний или предложений о про­ведении за их счет мероприятий по кон­тролю.

Особенности регулирования плановых проверок

Основные положения, регулирующие пла­новые проверки, содержатся в ст. 9 Закона № 294-ФЗ. К их числу относятся следующие:

1. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственно­го контроля (надзора), в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В отноше­нии образовательных учреждений, осущест­вляющих установленные виды деятельности, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года. К числу такого рода ви­дов деятельности относятся:

  • предоставление дошкольного и начально­го общего образования (органы, осущест­вляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпи­демиологический надзор вправе осуще­ствлять плановые проверки лиц, осу­ществляющих такого рода деятельность, не чаще чем 1 раз в год; органы, осуще­ствляющие лицензирование образова­тельной деятельности, – не чаще 1 раза в 2 года);
  • предоставление основного общего и сред­него (полного) общего образования (орга­ны, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный сани­тарно-эпидемиологический надзор, впра­ве осуществлять плановые проверки та­кого рода лиц не чаще чем 1 раз в год; органы, осуществляющие лицензирова­ние образовательной деятельности, – не чаще 1 раза в 2 года).

2. В ежегодных планах проведения плано­вых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структур­ных подразделений) и индивидуальных пред­принимателей (далее – юридических лиц) ука­зываются следующие сведения:

  • наименования юридических лиц, деятель­ность которых подлежит плановым про­веркам, места нахождения юридических лиц и места фактического осуществле­ния ими своей деятельности;
  • цель и основание проведения каждой плановой проверки;
  • дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
  • наименование органа (органов) государ­ственного контроля (надзора), осущест­вляющих конкретную плановую проверку.
  1. Ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересо­ванных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет либо иным доступным способом.
  2. В срок до 1 сентября года, предшест­вующего году проведения плановых прове­рок, органы государственного контроля (над­зора) направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы про­куратуры. Органы прокуратуры обобщают по­ступившие от органов государственного кон­троля (надзора) ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Гене­ральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана проведения пла­новых проверок. Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план про­ведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокура­туры РФ в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.
  3. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения пла­новых проверок является истечение трех лет со дня:
  • государственной регистрации юридиче­ского лица;
  • окончания проведения последней плано­вой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим ли­цом деятельности в соответствии с пред­ставленным в уполномоченный Прави­тельством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности, в случае выполнения ра­бот или предоставления услуг, требую­щих указанного уведомления.

6. О проведении плановой проверки юри­дическое лицо уведомляется органом госу­дарственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дней до начала ее прове­дения посредством направления копии распо­ряжения или приказа руководителя, замести­теля руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения пла­новой проверки заказным почтовым отправ­лением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Особенности регулирования внеплановых проверок

Основные положения, регулирующие про­ведение внеплановых проверок, содержатся в ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Среди данных по­ложений можно выделить следующие:

1. Предметом внеплановой проверки юридического лица является:

  • соблюдение в процессе осуществления деятельности обязательных требований;
  • выполнение предписаний органов госу­дарственного контроля (надзора);
  • проведение мероприятий по: предотвра­щению причинения вреда жизни и здоро­вью граждан, вреда животным, растени­ям, окружающей среде; обеспечению безопасности государства; предупрежде­нию возникновения чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характе­ра; ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплано­вой проверки является:

  • истечение срока исполнения юридиче­ским лицом ранее выданного предписа­ния об устранении выявленного наруше­ния обязательных требований;
  • приказ (распоряжение) руководителя ор­гана государственного контроля (надзо­ра), изданный в соответствии с поруче­ниями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением зако­нов по поступившим в органы прокурату­ры материалам и обращениям;
  • поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявле­ний граждан, информации от органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой ин­формации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вре­да жизни, здоровью граждан, вреда живот­ным, растениям, окружающей среде, объек­там культурного наследия (памятникам исто­рии и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе­ра (применение данного основания возможно после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц);
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окру­жающей среде, объектам культурного насле­дия (памятникам истории и культуры) наро­дов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера (примене­ние данного основания возможно после со­гласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридиче­ских лиц);
  • нарушение прав потребителей (в слу­чае обращения граждан, права которых нару­шены).

3.Обращения и заявления, не позволяю­щие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не мо­гут служить основанием для проведения вне­плановой проверки.

4.Внеплановая проверка проводится в фор­ме документарной проверки и (или) выездной проверки.

5.Внеплановая выездная проверка юриди­ческих лиц по таким основаниям, как поступле­ние в органы государственного контроля (над­зора), обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах воз­никновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, расте­ниям, окружающей среде, объектам культур­ного наследия народов РФ, безопасности го­сударства, а также угрозы чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера или о фактах причинения такого рода вреда или возникновения такого рода угрозы, может быть проведена органами государственного контроля (надзора) после согласования с ор­ганом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц.

6. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руково­дителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выезд­ной проверки юридического лица орган госу­дарственного контроля (надзора) представля­ет либо направляет заказным почтовым от­правлением (с уведомлением о вручении) или в форме электронного документа, подписан­ного электронной цифровой подписью, в ор­ган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица заявление о согласовании проведения внеплановой вы­ездной проверки. К этому заявлению прила­гают копию распоряжения или приказа руко­водителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о прове­дении внеплановой выездной проверки и до­кументы, которые содержат сведения, послу­жившие основанием для ее проведения.

7.Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридиче­ского лица и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки закон­ности ее проведения. По результатам рассмо­трения указанного заявления и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступ­ления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании прове­дения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

В случае если требуется незамедлитель­ное проведение внеплановой выездной про­верки, копия решения о согласовании ее про­ведения направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора) с использованием информационно-телеком­муникационной сети.

8. Основаниями для отказа в согласова­нии проведения внеплановой выездной про­верки являются:

  • отсутствие документов, прилагаемых к за­явлению о согласовании проведения вне­плановой выездной проверки юридиче­ского лица;
  • отсутствие оснований для проведения вне­плановой выездной проверки в соответ­ствии с установленными требованиями;
  • несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного кон­троля (надзора) о проведении внеплано­вой выездной проверки;
  • осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей фе­деральным законам, нормативным право­вым актам Президента РФ и Правитель­ства РФ;
  • несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора);
  • проверка соблюдения одних и тех же обя­зательных требований в отношении од­ного юридического лица несколькими ор­ганами государственного контроля (над­зора).

9. Решение прокурора или его заместите­ля о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласо­вании ее проведения оформляется в письмен­ной форме в двух экземплярах, один из кото­рых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым от­правлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанно­го электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора).

10. Решение прокурора или его замести­теля о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласо­вании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

11. О проведении внеплановой выездной проверки (за исключением проверки, прово­димой на основании поступления в органы государственного контроля (надзора) обра­щений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государствен­ной власти, органов местного самоуправле­ния, из средств массовой информации о воз­никновении угрозы причинения или о причи­нении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия наро­дов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)), юридическое лицо уведомляется органом государственно­го контроля (надзора) не менее чем за 24 ч до начала ее проведения любым доступным спо­собом.

12.В случае, если в результате деятель­ности юридического лица причинен или при­чиняется вред жизни и здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей сре­де, безопасности государства, а также воз­никли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характе­ра, предварительное уведомление юридиче­ских лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

13.Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

Статус предписания, выдаваемого органом по контролю и надзору в сфере образования

Закон РФ “Об образовании” в редакции Федерального закона № 293-ФЗ регламенти­рует вопросы, связанные с выдачей предпи­саний в сфере образования.

Согласно п. 1 ст. 38 Закона РФ “Об обра­зовании” в случае выявления нарушения за­конодательства РФ в области образования, орган по контролю и надзору в сфере образо­вания выдает предписание об устранении вы­явленного нарушения.

Такого рода предписание может выда­ваться:

– образовательному учреждению;

– научной организации;

– иной организации, осуществляющей об­разовательную деятельность;

– учредителю организации;

– органу исполнительной власти субъек­та РФ, осуществляющему управление в сфере образования;

– органу местного самоуправления, осуще­ствляющему управление в сфере образо­вания. Также предписание об устранении нару­шения может выдаваться в случае выявления нарушения требований федерального госу­дарственного образовательного стандарта или федеральных государственных требова­ний, допущенного образовательным учрежде­нием или научной организацией (п. 2 ст. 38 Закона РФ “Об образовании”).

В предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев. Лицо, которому выдано пред­писание, представляет в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет о его исполнении, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.

Необходимо отметить, что п. 1 ст. 17 За­кона № 294-ФЗ предусматривает обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридиче­ским лицом обязательных требований выдачи предписаний юридическому лицу об устране­нии выявленных нарушений с указанием сро­ков их устранения и (или) о проведении меро­приятий по предотвращению причинения вре­да жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юри­дических лиц, государственному или муници­пальному имуществу, предупреждению воз­никновения чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральны­ми законами.

Кроме того, в ст. 38 Закона РФ “Об обра­зовании” предусматривается возможность направления предписания не только по ре­зультатам проверки, но и в следующих слу­чаях:

1) решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное обра­зовательное учреждение, – в отношении об­разовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы или обра­зовательного учреждения дополнительного образования детей;

2) решение общего собрания обучающих­ся, обращение органа государственной вла­сти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное обра­зовательное учреждение, представление орга­на службы занятости населения – в отношении образовательного учреждения, реализующе­го профессиональные образовательные про­граммы.

Решение о направлении обязательного для исполнения предписания в указанных выше случаях в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям) или об откло­нении требований указанных заявителями о направлении такого предписания принима­ется федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуще­ствляющим управление в сфере образова­ния, и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ от направления такого предписа­ния может быть оспорен в суде.

Применение Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с выдачей предписаний образовательным учреждениям и иным лицам

Согласно ст. 38 Закона РФ “Об образова­нии” в случае неисполнения выданного пред­писания (в т. ч. если отчет об исполнении ука­занного предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного указан­ным предписанием, или представленный от­чет не подтверждает исполнение в установ­ленный срок указанного предписания), орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном пра­вонарушении в порядке, установленном Ко­дексом РФ об административных правонару­шениях (далее – КоАП РФ).

Статья 28.1 КоАП РФ предусматривает, что поводами к возбуждению дела об адми­нистративном правонарушении могут высту­пать в т. ч. и следующие обстоятельства:

1) непосредственное обнаружение долж­ностными лицами, уполномоченными состав­лять протоколы об административных право­нарушениях, достаточных данных, указываю­щих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на нали­чие события административного правонару­шения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержа­щие данные, указывающие на наличие собы­тия административного правонарушения.

Дело об административном правонару­шении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоко­лы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из выше­указанных поводов и достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

К числу должностных лиц, уполномочен­ных составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях относятся также должностные лица органов, осуществляю­щих надзор и контроль за соблюдением за­конодательства РФ в области образования (подп. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Данные должностные лица вправе со­ставлять протоколы о следующих админист­ративных правонарушениях:

  • нарушение права на образование и пред­усмотренных законодательством РФ в об­ласти образования прав и свобод обучаю­щихся и воспитанников образовательных организаций (ст. 5.57 КоАП РФ);
  • неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляю­щего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ);
  • невыполнение в срок законного предпи­сания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный над­зор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ);
  • непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших соверше­нию административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);
  • непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (инфор­мации), представление которых преду­смотрено законом и необходимо для осу­ществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а рав­но представление в государственный ор­ган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением слу­чаев, предусмотренных КоАП РФ (ст. 19.7 КоАП РФ);
  • нарушение требований к ведению обра­зовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30 КоАП РФ).

Среди вышеизложенного перечня особое внимание следует обратить на ст. 19.30 КоАП РФ, которая содержит следующие со­ставы административных правонарушений:

а) нарушение установленных законода­тельством РФ в области образования требо­ваний к ведению образовательной деятель­ности, выразившееся в ведении образова­тельной деятельности представительствами образовательных организаций или наруше­нии правил оказания платных образователь­ных услуг (влечет наложение административ­ного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.);

б) реализация не в полном объеме образо­вательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов госу­дарственного образца об уровне образования и (или) квалификации (влечет наложение ад­министративного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; на юриди­ческих лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.);

в) выдача образовательными организа­циями, не имеющими государственной аккре­дитации, документов государственного об­разца об уровне образования и (или) квали­фикации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квали­фикации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредита­ции (влечет наложение административно­го штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юриди­ческих лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.);

г) умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и пред­усмотренных законодательством РФ в об­ласти образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законода­тельством РФ в области образования порядка проведения государственной (итоговой) атте­стации (влечет наложение административно­го штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.; на должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 200 тыс. руб.);

д) нарушение установленного законода­тельством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию (вле­чет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.);

Кроме того, совершение административ­ного правонарушения, предусмотренного при­веденным выше п. “в” или п. “г”, должностным лицом, ранее подвергнутым административ­ному наказанию за аналогичное администра­тивное правонарушение, влечет его дисква­лификацию на срок от одного года до двух лет.

Приостановление действияи аннулирование лицензииобразовательного учреждения

Согласно п. 24 ст. 33.1 и п. 2 ст. 38 Закона РФ “Об образовании”, в случае неисполнения предписания образовательным учреждением, научной организацией или иной организаци­ей и (или) учредителем, лицензирующий ор­ган (орган по контролю и надзору в сфере об­разования) приостанавливает действие:

  • лицензии таких образовательного учре­ждения, научной организации или иной организации полностью или в отношении отдельных образовательных программ;
  • лицензии образовательной деятельности филиалов таких образовательного учре­ждения, научной организации полностью или в отношении отдельных образова­тельных программ, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев. Лицензирующий орган (орган по контролю и надзору в сфере образования) в течение трех дней со дня принятия решения о при­остановлении действия лицензии вносит со­ответствующую запись в реестр лицензий и в течение пяти рабочих дней со дня приня­тия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соот­ветствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнитель­ной власти, уполномоченный на осуществле­ние государственной регистрации юриди­ческих лиц и индивидуальных предприни­мателей, по месту нахождения лицензиата. Согласно п. 1 Положения о Федеральной на­логовой службе, утвержденного постановле­нием Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, таким органом является Федеральная нало­говая служба (ФНС России).

В случае, если до истечения срока при­остановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицен­зирующий орган документы, подтверждаю­щие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приоста­новления действия лицензии, орган по кон­тролю и надзору в сфере образования возоб­новляет действие лицензии.

Если такие документы не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицен­зирующий орган до истечения срока приоста­новления действия лицензии или представ­ленные документы не подтверждают исполне­ние указанного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об анну­лировании лицензии. Приостановление дей­ствия лицензии в этом случае продлевается на период до вступления в законную силу ре­шения суда. Лицензия аннулируется решени­ем суда на основании рассмотрения заявле­ния лицензирующего органа.

Приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации

Пункт 2 ст. 38 Закона РФ “Об образова­нии” предусматривает возможность приоста­новления действия свидетельства о государ­ственной аккредитации полностью или в отно­шении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в образова­тельном учреждении или научной организа­ции и (или) их филиале, на срок, не превы­шающий шести месяцев. Данная возможность реализуется в случае неисполнения выдан­ного в связи с выявлением нарушения требо­ваний федерального государственного обра­зовательного стандарта или федеральных государственных требований предписания аккредитованным образовательным учре­ждением, научной организацией и (или) уч­редителем.

Если до истечения срока приостановле­ния действия свидетельства о государствен­ной аккредитации образовательное учре­ждение или научная организация и (или) учре­дитель представили в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие ис­полнение предписания, обусловившего при­остановление действия свидетельства о госу­дарственной аккредитации, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие свидетельства о государственной аккредитации.

В случае, если такие документы не пред­ставлены образовательным учреждением или научной организацией и (или) учредителем в орган по контролю и надзору в сфере обра­зования до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации или представленные докумен­ты не подтверждают исполнение указанного предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает образователь­ное учреждение или научную организацию го­сударственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в образовательном учреждении, научной ор­ганизации и (или) их филиале.

Начальник Управления правового, инструктивного и аналитического обеспечения Рособрнадзора, канд. юрид. наукВ.В. Чеха


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль