Пример оформления кейса по деятельности психолога школы

23485

В прошлом номере журнала опубликована статья И.В. Коноваловой "Подготовка методических материалов для портфолио педагога-психолога школы". В продолжение этой темы читайте практический материал по оформлению кейса. 

Малютина Т.А., 

педагог-психолог ГБОУ "СОШ № 623" г Москва 

Косарева И.Н.,  

методист центра учебно-методического сопровождения  молодых специалистов ГОУ ВПО МГППУ 

Тема: "Работа педагога-психолога с семьей подростка, 

имеющей нарушения в области детско-родительских отношений" 

1. Выявление и формулирование проблемы, запроса 

Запрос поступил от матери Димы 13 лет. В ходе беседы выяснилось, что мать крайне обеспокоена возможными трудностями у сына при сдаче экзаменов за 9-й класс. Она заранее настроена на неудачу, объясняя это ленью ребенка, его пренебрежительным отношением к экзамену и учебе в целом. Кроме того, мать акцентировала внимание на трудностях взаимо­действия с сыном: он отказывается выполнять ее требования, часто про­водит время у бабушки, начинает что-либо делать только после скандала. Домашние задания выполняет из-под палки, спустя рукава, может пойти в школу с невыученными уроками. По словам матери, из-за нежелания, а зачастую по причине неспособности самого ребенка ей приходится кон­тролировать все сферы его жизни: учебу, выбор профессии, взаимодей­ствие со сверстниками и взрослыми. 

2. Гипотеза 

Несоответствие типа детско-родительского взаимодействия возраст­ным особенностям сына вызывает конфликтные ситуации в паре «роди­тель - ребенок», служит источником непонимания, влияет на эмоцио­нальное состояние обоих, негативно сказывается на всех сферах жизнедеятельности, включая учебу, на личностном развитии ребенка. 

3. Общее теоретическое описание проблемы 

Говоря о развитии личности в системе детско-родительских и семей­ных отношений, в первую очередь дадим определение понятий «семья» и «детско-родительские отношения». Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, прожи­вающими вместе и ведущими совместное хозяйство*. 

____________________________
*Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня

Такое определение семьи подчеркивает две характеристики, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей ее функционирова­ния. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения про­блем внутригрупповой коммуникации, т. е. общения между членами се­мьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, меж­группового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением - с прародительской семьей и т. д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как со­циальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой соци­альной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмо­циональной «перенасыщенностью» отношений членов семьи, где на одном полюсе - отношения любви, принятия и привязанности, а на дру­гом - ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отра­жающей и специфику культурно-исторического развития семьи, и свое­образие этапов ее жизненного цикла. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как инсти­тут первичной социализации ребенка. Главные задачи семьи: формиро­вание первой социальной потребности ребенка - потребности в соци­альном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирова­ние предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и соци­альной компетентности - в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и в самостоятельной учебной дея­тельности в младшем школьном возрасте; создание условий для разви­тия автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. О.А. Карабанова говорит, что детско-родительские отношения со­ставляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной си­стемы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосре­дованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения*.
_____________________________
*Карабанова О.А. Психология семейных отношений

А.С. Спиваковская предложила оценивать детско-родительские от­ношения по следующим характеристикам: 

  • Адекватность - степень точности восприятия индивидуальных осо­бенностей другого человека. Неадекватное восприятие ребенка, иска­жение его образа у родителя проявляется в том, что последний может не вполне правильно представлять себе мотивационную сферу ребен­ка, возрастно-психологические и эмоционально-личностные особен­ности. Искажения возникают вследствие действия защитных меха­низмов проекции, отрицания, рационализации, идеализации, обесценивания. У ребенка же искажение образа родителя проявляет­ся в мифе «всемогущества», пик которого приходится на дошкольный и младший школьный возраст; в мифе «холод непонимающего роди­теля», чаще встречающемся у подростков; в мифе «беспомощного ро­дителя», наблюдающемся у взрослых, которые воспитывались в не­полных семьях, семьях алкоголиков. 
  • Динамичность - способность к восприятию другого в зависимости от различных ситуаций. 
  • Степень дифференцированности - способность отличать образ от от­ношения к образу*. 
______________________________
*Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья

А.Я. Варга* считает родительское отношение целостной системой разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практи­куемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его ха­рактера, поступков. 

Влияние родительского отношения на психическое развитие ребен­ка, на формирование его личности очень велико. Описано множество нарушений родительского отношения и, как следствие, нарушений в раз­витии маленького человека. 

Любой стиль воспитания основан, в первую очередь, на эмоциональ­ном отношении. Известно, что в семье оно играет важную интегрирую­щую роль, благодаря чему члены семьи ощущают себя единой общно­стью, чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Из этого, несомненно, следует то, что стиль создает систему условий, в которых развивается личность ребенка.
_______________________________
*Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения

 

Симбиотический стиль характеризуется стремлением родителя (или обоих родителей) установить с ребенком тесный, напряженный эмоцио­нальный контакт, принимать участие во всех, даже незначительных со­бытиях его жизни. При этом ребенок может лишиться своей индивиду­альности, превратиться в орудие удовлетворения эгоцентрических потребностей матери и/или отца. Необходимость родителя в эмоцио­нальной симбиотической привязанности может приводить к чрезмерно­му контролю и излишней опеке ребенка, которая тяготит последнего, за­ставляет его внутренне страдать от активного желания родителя (чаще всего матери) влиять на него. Симбиотический тип отношения неблаго­приятен для взаимодействия родителей и детей тем, что при этом фрустрируется важная для развития личности ребенка потребность в само­стоятельности и проявлении инициативы. 

Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный; система требований, запретов и правил - ригидна и неизменна. У ребенка авто­ритарных родителей формируется зависимость, неспособность к лидер­ству, безынициативность, пассивность, полевое поведение, низкая сте­пень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности и моральной компетентности с ориентаци­ей на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессию и низкий уровень волевой и произвольной регуляции. 

Демократический стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощре­нием развития его автономии. Такие родители реализуют демократиче­ский стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности ребенка. Результатом демократического родительства становится формирование высокой самооценки, адекватно­го самовосприятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегу­ляции, принятие и выполнение социальных правил и стандартов. Факто­ром риска при этом может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятных случа­ях это приводит к увеличению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требова­ний и ожиданий по отношению к ним гораздо выше. Для детей демокра­тичных родителей характерны высокая степень ответственности, компе­тентности, дружелюбия, хорошая адаптивность и уверенность в себе. 

При попустительском стиле воспитания теплое эмоциональное при­нятие или индифферентное отношение сочетаются с низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. У детей таких родителей формируется инфантильность, высокая тре­вожность, зависимость, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность. 

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) характеризу­ется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выра­женных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюда­ются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле фрустрируется одна из важных ба­зовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядо­ченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, не­уверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессив­ность и неуправляемость, способствует социальной дезадаптации. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответствен­ности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка. 

Однако необходимо отметить, что для каждого возраста нормальным считается тот или иной стиль воспитания, что обусловлено спецификой возраста и теми задачами развития, которые на этом этапе решаются. У подростков возрастает необходимость эмоционального принятия, при 03, 2012 этом важно сохранение родителями высокого уровня контроля с призна­нием и поощрением автономии детей. Реализация демократического сти­ля воспитания отвечает необходимости изменения системы требований с учетом растущей компетенции детей. Таким образом, говоря о подрост­ках, подчеркнем, что на первый план выходит демократический стиль воспитания, т. е. он становится необходимым и нормальным в рассмат­риваемом возрастном периоде. 

4. План диагностических мероприятий 

1. Беседа с классным руководителем. 

2. Диагностика детско-родительских отношений (ДРО). 

  • Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марков­ской решает задачу практического исследования данных отношений. 
  • Опросник предназначен для подростков и их родителей, состоит из 60 утверждений, к каждому из которых респондент может подобрать один из пяти вариантов ответов, в зависимости от степени согласия с тем или иным утверждением. 
  • Шкалы опросника: 
    • нетребовательность 
    • требовательность родителя; 
    • мягкость - строгость родителя; 
    • автономность - контроль ребенка; 
    • эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю; 
    • отвержение - принятие ребенка родителем; 
    • отсутствие сотрудничества - сотрудничество; 
    • несогласие - согласие между ребенком и родителем; 
    • непоследовательность - последовательность родителя; 
    • авторитетность родителя; 
    • удовлетворенность отношениями ребенка с родителем*.
________________________________  
*Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми 
Проективный тест "Семейная социограмма" Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса относится к рисуночным проективным тестам. По­зволяет выявить положение субъекта в системе межличностных от­ношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный. Испытуемым предлагается бланк с нарисованным кругом 110 мм в диаметре со следующей инструкцией: «На листе изо­бражен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами». Оценка результатов тестирования проводится по следующим критериям: 
  • число членов семьи, попавших в площадь круга;  
  • величина кружков;
  • расположение кружков относительно друг друга; 
  • дистанция между ними*. 
______________________________ 
*Системная семейная психотерапия / Под ред. Эйдемиллера Э.Г.
Также в практике активно применяются следующие методики диаг­ностики детско-родительских отношений:  Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). Представлен в двух вариантах - детском и подростковом. Предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нару­шения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблем­ных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуация­ми характера и отклонениями в поведении.  Опросник "Лики родительской любви" поможет и отцу, и матери оце­нить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.  Тест "Мера заботы". Многие нарушения в поведении и развитии ре­бенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспита­тельная позиция.  Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова). С ее помощью диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, особенности эмоциональных отноше­ний с родителями.  Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (к семейной роли, ребенку - оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ре­бенком, излишняя концентрация на нем). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещеретом.  Опросник родительского отношения (ОРО). Тест-опросник представ­ляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психо­логической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых во взаи­модействии с ним, особенностей восприятия и понимания характера его личности, поступков.  Тест "Стратегии семейного воспитания" позволит оценить страте­гию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, ли­беральный и индифферентный*. 

_________________________

http://testoteka.narod.ru/ 

3. Диагностика личностной сферы. 

  • Опросник Спилберга (для подростка) позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личност­ной тревожности), и как состояние (уровень ситуационной тревожно­сти). 
  • Опросник Айзенка (форма А, подростковый вариант) предназначен для диагностики темперамента. Позволяет исследовать экстравер­сию - интроверсию и нейротизм. 
  • Опросник Шмишека используется для диагностики характера стар­шеклассников, помогает выявить наличие и выраженность акцентуа­ции отдельных черт характера. В основе опросника лежит концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда.
  • Опросник Гекса предназначен для определения характерологических особенностей личности. За основу типов личности взята классифика­ция личностей Ле Сенна*.  
_________________________
*Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения лич-

ности: Учебное пособие.

Результаты беседы с классным руководителем 

Классный руководитель охарактеризовала ученика как способного, но не прилагающего усилий. Школьную программу осваивает на сред­нем уровне, среди отметок встречаются как  "2", так и "5". Особых при­страстий к какому-либо предмету у Димы выделить не смогла. Основ­ным недостатком своего ученика считает отсутствие целей и стремлений. Характеризуя его моральные качества, говорила о Диме как о добром, отзывчивом человеке, не имеющем конфликтов в классе. 

Результаты исследования особенностей детско-родительского взаимодействия и представлений о семье 

Была проведена методика ВРР с целью выявления особенностей се­мейных и детско-родительских отношений в исследуемой паре. Резуль­таты показали, что мать применяет к ребенку строгие меры, устанавли­вает жесткие правила во взаимоотношениях с ребенком, принуждает его к чему-либо. Также ярко выражено контролирующее поведение по отно­шению к ребенку, что может проявляться в мелочной опеке, навязчиво­сти, ограничении. Наряду с этим мать считает, что ее мнение не являет­ся авторитетным для сына, и сила влияния ее поступков, действий незначительна. 

Воспитательная политика матери в глазах Димы выглядит следую­щим образом: мать видится ему требовательной, ожидающей от него вы­сокого уровня ответственности. Представления матери о себе как о строгом и контролирующем родителе полностью совпадают с мнением мальчика, что отражается в том числе и в высоких показателях по шкале «согласие - несогласие между родителем и ребенком». Дима удовлетво­рен отношениями с матерью, однако она действительно не является авторитетным взрослым для него. Поведение матери воспринимается ребенком как отвергающее, она кажется ему непоследовательной и непо­стоянной в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений. Такое восприятие может стать следствием отвергающего отношения ро­дителя к ребенку. 

Воспитательная политика отца характеризуется требовательностью, он для сына близкий человек, вызывает желание делиться с ним самым важным и сокровенным. Ребенок оценивает свои отношения с отцом как отношения сотрудничества, что позволяет предполагать включенность Димы во взаимодействие с отцом, признание им прав и достоинств сы­на. Отношения между ними, скорее всего, строятся на принципах равен­ства и партнерства. Отец - авторитетный взрослый для ребенка, отно­шения с ним полностью удовлетворяют сына. Однако наряду с этим поведение отца воспринимается Димой как отвергающее, а взаимодей­ствие отца с ребенком видится подростку непоследовательным. 

Анализ данных, полученных с помощью методики  "Семейная социограмма", показывает, что семья воспринимается адекватно как матерью, так и ребенком. Однако для подростка наиболее значимым членом се­мьи является младшая сестра, себя же он изображает в некотором отда­лении от всех остальных членов семьи, но прорисовывает свои связи с отцом и сестрой. Для матери равнозначимые члены семьи - ее мать и муж. Рисунок матери позволяет предположить эгоцентрическую направ­ленность ее личности. На нем отражены ее прямые связи со всеми чле­нами семьи, однако все они общаются между собой через нее. У ребенка общение с матерью опосредованное - через отца.
Таким образом, анализируя особенности детско-родительского взаи­модействия в семье, можно утверждать, что мать реализует авторитар­ный тип воспитания, но это не соответствует возрасту ребенка. Адек­ватным для подросткового возраста является демократический стиль семейного взаимодействия, который с успехом применяет в исследуемой семье отец. Неоднозначность восприятия семейных коммуникаций ре­бенком может быть обусловлена его возрастом и стремлением к незави­симости и самостоятельности при наличии надежного тыла. 

Результаты диагностики личностных особенностей 

При проведении диагностических процедур с ребенком у него был выявлен высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. В ха­рактере выражен экзальтированный тип акцентуации, что говорит о нем как о контактном, словоохотливом и влюбчивом человеке. Чувства под­ростка яркие и искренние, однако он чрезмерно впечатлителен и склонен к паникерству. Состояние восторженного возбуждения возникает по не­значительным поводам и под влиянием разочарования сменяется отчая­нием. Такой тип акцентуации вступает в противоречие с особенностями темперамента ребенка. По данным опросника Айзенка, Дима - умерен­ный экстраверт с высокой степенью эмоциональной устойчивости (холе­рик). Такое несоответствие может быть обусловлено возрастными осо­бенностями ребенка, переживанием кризисного подросткового возраста. 

Темперамент матери - меланхоличный, умеренная интроверсия со­четается с высокой эмоциональной неустойчивостью. По результатам, полученным с помощью опросника Гекса, в характере матери преоблада­ет нервный сентиментально-чувственный тип, что полностью совпадает с особенностями ее темперамента. 

5. Коррекционно-развивающая программа
для формирования навыков конструктивного взаимодействия
 

Программы, направленные на коррекцию детско-родительских отно­шений: 

  • Н. Григори, "Связующая нить"; 
  • Е.И. Захарова, "Психология детско-родительских отношений"; 
  • Н.Ю. Синягина, "Психолого-педагогическая коррекция детско-роди­тельских отношений"; 
  • И.М. Марковская, "Тренинг взаимодействия родителей с детьми"; 
  • К. Фопель, "Как научить детей сотрудничать". 

Кроме того, в работе по коррекции детско-родительских отношений часто применяются и другие техники: 

  • "Семейная фотография". Используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться, для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. На основе данной техники можно проанализировать влияние про­шлого семьи на ее настоящее. Техника поощряет членов семьи под­вергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и ро­ли, которые они играют. Используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений. 
  • Методика "Семейная хореография" - вариант методики "Семей­ная скульптура". Направлена на перестройку взаимоотношений в нуклеарной семье путем отслеживания негативных образцов пове­дения и остановку их действия, последовательного изображения поведенческих актов, ведущих к усилению конфликта. Объедине­ние симптомов негативного поведения детей и образцов взаимоот­ношений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства. 
  • "Ролевая карточная игра" - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими ее членами как адекватное. Техника представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. Участие в игре дает возможность увидеть более или менее полный набор обя­занностей, существующих в семье, и то, как они распределяются меж­ду всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные способности, негативные механизмы и семейную динамику. 
  • "Семейное пространство" - методика, обеспечивающая возмож­ность изучения и использования семейного пространства для изме­нения внутрисемейных позиций. 
  • "Родительский семинар". А.С. Спиваковская предложила данную ме­тодику для решения задач изменения сферы сознания и самосозна­ния родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а так­же реальных форм взаимодействия в семье. Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре со­вершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется пред­ставление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями. Во время семинара родители об­суждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатыва­ют пути разрешения семейных конфликтов*.

____________________________
Осипова А.А. Общая психокоррекции

Для проведения коррекционно-развивающей работы по выявленной проблематике - преодоление нарушений детско-родительских отноше­ний - нами были составлены программы тренингов для подростков и их родителей, в семьях которых обнаружены похожие конфликтные ситуа­ции взаимоотношений. 

Наиболее удобной формой проведения коррекционно-развивающей работы нам представляется работа в тренинговой группе. Это обуслов­лено рядом причин. 

Во-первых, в отличие от психотерапии, цели тренинговой работы не связаны с собственно лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоро­вительных процедур. 

Во-вторых, в отличие от психокоррекции, в психологическом тре­нинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается ка­тегория нормы. 

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обуче­нию, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов счита­ет наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг тесно со­прикасается с развивающим обучением в широком смысле слова. 

Говоря об общих представлениях о психологическом тренинге, сле­дует отметить, что групповой психологический тренинг - это совокуп­ность активных методов практической психологии, которые использу­ются: 

  1. в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алко­голизма и ряда соматических заболеваний; 
  2. для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психоло­гические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. 

Мы понимаем групповой тренинг в его втором значении. Кроме того, работа в группе имеет ряд преимуществ: 

  • групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникать при индивидуальной работе с психологом; 
  • группа способна отразить общество в миниатюре, в группе модели­руется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает возможность участникам увидеть и про­анализировать в безопасных условиях психологические закономер­ности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях;
  • в группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходной проблематикой; 
  • в группе человек может обучаться новым умениям, эксперименти­ровать с различными стилями отношений среди равных партнеров; 
  • участники группы могут идентифицировать себя с другими, "сыг­рать" роль другого для лучшего понимания его и себя и для знаком­ства с новыми эффективными способами поведения;
  • взаимодействие в группе часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; 
  • группа способствует самораскрытию, самоисследованию и самопозна­нию - иначе, чем через других людей, это в полной мере невозможно*. 

__________________________

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга

Учитывая все вышеперечисленные теоретические обоснования пре­имуществ групповой тренинговой работы, нами были составлены и реа­лизованы следующие тренинговые программы. 

Программа психологического тренинга для родителей 

Цели: 

  1. Помощь в углублении знаний о психологических особенностях под­росткового возраста, психологических закономерностях взаимоотноше­ний и овладении навыками конструктивного общения с подростками. 
  2. Повышение самоуважения родителей и осознание ими присущего их семье стиля семейных взаимоотношений и своей ответственности за это. 
  3. Помощь участникам тренинга в понимании и принятии своих чувств и чувств ребенка. 
  4. Формирование позитивного взгляда на личность подростка. Временные характеристики работы: 10 встреч по 2 академических часа. 

Программа занятий 

Подготовка группы к работе 

Перед началом работы имеет смысл ознакомить будущих участников с целями программы, рассказать о психологическом тренинге как фор­ме взаимодействия, целью которого являются, прежде всего, совмест­ные переживания, возникающие в результате определенных видов об­щения участников группы друг с другом. Провести диагностику ДРО в семьях участников группы (Опросник Эйдемиллера). Договорившись о первой встрече, дать домашнее задание: написать сочинение "Мой ре­бенок". Родителям предлагается написать про своего ребенка то, что они считают важным и существенным. Сочинение не служит диагно­стическим инструментом, оно нужно самим родителям для того, чтобы подумать о своем ребенке и сформулировать собственные мысли и про­блемы. 

I этап. Организация группы, повышение групповой сплоченно­сти, когнитивный блок (4 часа)

  1. Обсуждение и принятие правил работы в группе. 
  2. Знакомство. 
  3. Упражнения на «эмоциональный разогрев» и групповое сплочение.
  4. Первоначальная формулировка проблем и трудностей общения со своим ребенком.
  5. Когнитивный блок: "Психологические особенности подросткового возраста". 

II этап. Создание рабочей атмосферы, расширение сферы вос­приятия ребенка, разрушение стереотипов, предъявление и первич­ная проработка проблем (4 часа) 

  1. Осознание индивидуальных особенностей ребенка, сравнение их со своими индивидуальными особенностями. Нахождение сходства и противоречий.
  2. Составление психологического портрета себя и ребенка. Осозна­ние позитивных и негативных черт личности каждого. Переформулиро­вание в позитивном ключе негативных черт. Нахождение точек сопри­косновения и взаимозависимости положительных и отрицательных черт личности подростка. 
  3. Когнитивный блок: "Знакомство с основными мотивами "плохого поведения".
  4. Первичная проработка проблем участников группы. Разыгрывание проблемных ситуаций. Обмен ролями. Анализ в группе возможных чувств и переживаний подростка в этих ситуациях, эффективности того или иного поведения родителей в них. 

III этап. Освоение навыков конструктивного взаимодействия с подростком (8 часов) 

  1. Активное, эмпатическое слушание: правила, возможности приме­нения. Осознание собственных установок при слушании и восприятии подростка в различных ситуациях. 
  2. Психологическая поддержка: виды, функции, язык. Навык момен­тального реагирования на актуальную проблему подростка. 
  3. "Я-высказывание". Правила. Решение проблемы осознания соб­ственных чувств и умение давать подростку «обратную связь» о его по­ведении на языке фактов. 
  4. Просьба и требование.
  5. Наказание. Договор и санкции. 

IV этап. Подведение итогов работы в группе (4 часа) 

  1. Обсуждение результатов диагностики ДРО в семьях участников группы. Их анализ. 
  2. Наиболее характерные проблемы во взаимоотношениях с подрост­ками. Обсуждение стратегии и тактики поведения родителей в кон­фликтной ситуации. 
  3. Декларация прав ребенка и родителей. 

Тематическое планирование 

  1. Знакомство. Правила работы группы. 
  2. Знакомство продолжается. 
  3. Какие мы все разные! Как мы все похожи! 
  4. Я-слушание. 5. Техники слушания.
  5. Я-высказывание. 
  6. Контракт с самим собой. 
  7. Навыки конструктивного взаимодействия.
  8. Итоги. 

Программа социально-психологического тренинга для под­ростков 

Цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, раз­вить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх, реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность. 

Временные характеристики работы: 15 встреч по 2 академических часа. 

Программа состоит из трех этапов. 

I этап - ориентировочный (3 занятия) 

Цель этапа: эмоциональнальное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направ­ленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопре­деление и самосознание. 

II этап - развивающий (10 занятий) 

Цель этапа: активация процесса самопознания. Повышение соб­ственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспи­тания и саморазвития. 

III этап - закрепляющий (2 занятия) 

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления само­оценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляю­щего характера. Каждое занятие проходит в форме тренинга и включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержа­ние, рефлексию занятия и ритуал прощания. 

Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста общеобразовательных классов. 

Учебно-тематический план тренинга: 

  1. Куда же нам плыть? 
  2. Каков я на самом деле? 
  3. Моя индивидуальность. 
  4. Чувство собственного достоинства. 
  5. Уверенное и неуверенное поведение. 
  6. Мои права и права других людей. 
  7. Я в своих глазах и в глазах других людей.
  8. Люди, значимые для меня. 
  9. Эффективные приемы общения. 
  10. Я тебя понимаю.  
  11. Полюбить себя. 
  12. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. 
  13. Будьте собой, но в лучшем виде. 
  14. Карта моей жизни. Контракт с самим собой. 
  15. Прощай. 

6. Результаты повторной диагностики 

Для повторной диагностики были предложены методики ВРР Мар­ковской и "Семейная социограмма" Эйдемиллера и Юстицкиса. 

По результатам повторного проведения методики "Опросник ВРР" можно утверждать, что со стороны матери к ребенку по-прежнему при­меняются строгие меры. Контролирующее поведение по отношению к ребенку выражено слабее. Мать уже не считает, что ее мнение, поступки, действия неавторитетны для ребенка, и сила их влияния незначительна. 

Воспитательная политика матери в глазах ребенка выглядит следую­щим образом: мать по-прежнему представляется требовательной, ожи­дающей от сына более высокого уровня ответственности. Со стороны ребенка наблюдается удовлетворенность отношениями с матерью, авто­ритетность ее в глазах ребенка повысилась. Мать все еще воспринимает­ся Димой как непоследовательная и непостоянная в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений. 

Отношение к воспитательной политике отца осталось без изменений. 

По результатам повторного проведения "Семейной социограммы" вид­но, что расстояние между матерью и ребенком на его рисунке сокращается, общение с матерью происходит без посредников. Однако для подростка по-прежнему самым значимым членом семьи выступает младшая сестра. 

Рисунок матери остался без изменений: ярко выражена эгоцентриче­ская позиция, общение всех членов семьи происходит через нее как че­рез посредника. 

Рефлексия 

При составлении программы тренинга большую организующую, а также методическую помощь оказал наставник. Сложности на этапе подбора группы не возникали. Страх и напряжение вызывала необходи­мость установления контакта с родительской группой. Я понимала, что не все из них готовы работать в предложенной форме, кроме того, необ­ходимость действовать по правилам, предложенным более молодым че­ловеком, вызывала у родителей некоторое недовольство. Первоначально в группу было отобрано 10 родителей, однако до конца программы до­шли только 6 человек. На первом занятии четко ощущалось, что меня оценивают, примериваются, сомневаются в моей способности помочь. Когда речь зашла о длительности занятий, у некоторых родителей нашлись неотложные дела. Из их слов стало понятно, что психолог для них - "чаро­дей с волшебной палочкой", достаточно взмаха - и все проблемы будут решены. Для этой группы родителей осталось неясным, зачем включать их в работу, если проблемы только у ребенка. 

Что касается оставшихся родителей, то к 3-4-му занятию во время выполнения упражнений стало видно, что они отдаются работе полно­стью. Обсуждения стали более длительными, глубокими. Некоторые оставались после занятия, задавали вопросы. Однако и эта группа раз­делилась: часть из них пробовала дома «отрабатывать» на ребенке полу­ченные на занятиях знания, другие же - на тренинге работали с удоволь­ствием, а в жизнь ничего с тренинга не привносили. 

Что касается работы с детьми, то группа была собрана из хорошо зна­комых ребят, в этих классах неоднократно проводились классные часы с психологом, ведется проектная деятельность. Необходимости устанав­ливать контакт не было. С первого же занятия дети ушли в работу с го­ловой, упражнения выполняли с готовностью. Однако после каждого за­нятия приходилось напоминать: все, что мы делали, надо переносить в жизнь, на реальные ситуации. Если оценивать работу целиком, то пол­ное удовлетворения от работы я получала, ведя тренинговые группы подростков; в работе с некоторыми из родителей так и остались трудно­сти понимания. Так что на будущий год непременно нужно проводить в первую очередь семинары по проблемам подросткового возраста, по особенностям общения с подростками в семье. 

Рекомендации по дальнейшей работе 

В следующем учебном году я планирую продолжить работу в изна­чально заявленной диаде, тем более что и со стороны данной семьи та­кие запросы есть. Как было сказано выше, планирую провести серию встреч с родите­лями по оговоренной тематике. 

Список рекомендуемой литературы 

Анн А. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2008. 

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2003.

Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореферат. -М., 1987. 

Карабанова О.А. Психология семейных отношений. - Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. 

Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997. 

Кривцова С.В., Мантулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаи­модействия с подростками. - М.: Генезис, 1997. 

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2002. 

Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Ме­тодическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. 

Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: ТЦ "Сфе­ра", 2002. 

Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - перераб. и доп. - М.: Московский психоло­го-социальный институт: Флинта, 1998. 

Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977. Системная семейная психотерапия / Под ред. Эйдемиллера Э.Г. - СПб.: Питер, 2002. 

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - Т. 2. - М.: ООО "Апрель Пресс"; ЗАО "Изд-во ЭКСМО-Пресс", 1999. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль