Методика "Родительское сочинение": взаимодействие между родителями и детьми

24943

______________________________
* Окончание. Начало см.: Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С. 22.

Интерпретация родительских сочинений

Определить в норме ли взаимодействие между родителями и детьми помогает такая методика, как "родительские сочинения". Для интерпретации родительских сочинений необходимо обра­тить внимание на следующие содержательные показатели:

  • соответствие сочинения заданной теме;
  • соотношение трех планов сочинения ("Ребенок", "Родитель", "Наши отношения");
  • упоминание имени ребенка;
  • описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоот­ношений с автором сочинения и другими членами семьи;
  • оценка ребенка;
  • отношение автора к ребенку;
  • описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности.

Соответствие сочинения заданной теме - важный показатель адекватности принятия задачи и готовности родителя к продук­тивному сотрудничеству с консультантом. Уход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка и актуализации защитных механизмов либо о неразре­шенном внутреннем конфликте, свидетельствующем, что взаимодействие родителей и детей проблемное. 

Особое внимание психолога должны привлекать случаи пе­ренесения конфликта автора с супругом или другими членами се­мьи в сферу детско-родительских отношений, а также проекции не­гативных качеств партнера на личность ребенка. Примером такого перенесения может быть отрывок из сочинения матери, которая, характеризуя свою дочь в целом положительно, пишет: "...она несколь­ко эгоистична и упряма (это в мужа)". В указанном случае важной задачей коррекционной работы должна стать оптимизация супру­жеских отношений и взаимодействия как составная часть общей коррекционно-профилактической программы работы с семьей.

УХОД И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ МОГУТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О СКРЫТОМ ОТВЕРЖЕНИИ РЕБЕНКА И АКТУАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИБО О НЕРАЗРЕШЕННОМ ВНУТРЕННЕМ КОНФЛИКТЕ И ПРОБЛЕМАХ САМОГО РОДИТЕЛЯ

Соотношение трех планов родительского сочинения. Сочинение задает три основных плана описания - "Ребенок", "Родитель" и "Наши отношения". Со­отношение этих планов, т. е. доминирование одного из них и, напро­тив, беглость и конспективность описания другого, в значительной мере определяются темой сочинения. Очевидно, что тема "Мой ребе­нок" требует от родителя сосредоточения на психологических осо­бенностях и свойствах самого ребенка, его проблемах. Тема "Я как родитель" предполагает рефлексию автором особенностей своей воспитательной позиции, ее эффективности, своих возможностей и ресурсов для решения проблем воспитания ребенка, собственных психологических качеств. Однако в какой бы форме ни была задана тема сочинения, его содержание в подавляющем большинстве случа­ев позволяет выделить все три указанных плана описания. Информа­тивным для заключения о характере родительской позиции будет их баланс с учетом заданной темы сочинения.

Имя ребенка, используемое в сочинении, дает важную диагно­стическую информацию об особенностях эмоционального приня­тия ребенка родителями, избранной ими позиции во взаимодей­ствии с ребенком и дистанции в ней, т. е. степени близости ребенка и родителя. Безусловно, выбор полного или уменьшительного имени ребенка в значительной степени определяется возрастом и полом ребенка, полом самого родителя, количеством детей в се­мье. Так, сиблинговая (от англ. sibling - родной брат или сестра, по­томки одних родителей) позиция младшего ребенка диктует уменьшительную форму имени, в то время как позиция старшего - скорее, полное имя, даже если возраст ребенка невелик. Уменьши­тельная форма, однако, может иметь ласкательный или пренебре­жительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения родителя к ребенку. При квалифика­ции значения этого отношения следует учитывать и такой фактор, как пол самого родителя. Матери более склонны к уменьшительно-ласкательным именам, отцы же, особенно по от­ношению к сыновьям, могут использо­вать иную форму, на первый взгляд с оттенком пренебрежения ("Вовка", "Мишка"), истинное эмоциональное значение которой выявляется лишь в целостном контексте сочи­нения родителя. Ласкательные прозвища типа "мое маленькое солнышко", "мой котенок" и прочие могут расцениваться как сви­детельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изуче­ния фактов потворствования в реализации типа семейного воспи­тания.

ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА ТИПА "МОЕ МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЫШКО",  "МОЙ КОТЕНОК" И ПРОЧИЕ МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОВ ПОТВОРСТВОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Достаточно частое использование выражений "мой сын", "моя дочь" может быть интерпретировано как показатель фиксации ав­тора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание его имени в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном при­нятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, из­лишне частая замена имени ребенка личным местоимением "он" ("она") в сочинении делает необходимым проведение специально­го исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем и выявления, почему сложилось такое взаимодействие родителей и детей. Показательно и то, как родитель называет себя - именем собственным или в соот­ветствии с семейной ролью - "мама" ("папа") или "мать" ("отец").

Сведения об истории развития ребенка, включая основные, базо­вые, факты развития (когда начал ходить, говорить и проч.), важны для сбора и уточнения анамнестических данных, позволяют более верно определить причины генезиса проблем развития ребенка.

ИЗЛИШНЕ ЧАСТАЯ ЗАМЕНА ИМЕНИ РЕБЕНКА ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ "ОН" ("ОНА") В СОЧИНЕНИИ ДЕЛАЕТ НЕОБХОДИМЫМ ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИ­АЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ФАКТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТВЕРЖЕ­НИЯ РЕБЕНКА РОДИТЕЛЕМ

Временные планы в сочинении (ретро­спективный, перспективный, план на­стоящего), описание основных жизнен­ных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской пози­ции. Эмоциональный тон описания про­шлого и настоящего устанавливает ха­рактер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи и выявляет на каком уровне взаимодействие родителей и детей, определяет аффективные очаги неразрешенных кон­фликтов и источник фрустрации, позволяет составить план коррекционной работы с семьей. Например, родитель пишет о рождении ребенка: "Все были очень рады, потому что ждали мальчика". Или о возможном будущем сына: "Я часто со страхом думаю, каким он вырастет, как ему придется в жизни" Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного актуального конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего -как проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя; тревожность в отношении будущего - как проявление воспитатель­ной неуверенности родителя.

НЕГАТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОМУ МОЖЕТ  БЫТЬ ИНТЕРПРЕТИРОВАНО КАК  СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕРАЗРЕШЕННОГО  АКТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА,  ХРОНИЧЕСКОЙ ФРУСТРАЦИИ,  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ 

Описание качеств ребенка и его предпочтений занимает важное место в родительском сочинении. Спектр описываемых качеств доста­точно разнообразен и включает физические особенности и внеш­ность ("небольшого роста и с длинными светлыми волосами"), фор­мально-биографические сведения (когда и где родился, сколько лет), перечисление знаний, умений, навыков ("знает буквы", "умеет пла­вать", "занимается танцами"), достижений ребенка, особенности пове­дения и деятельности с конкретными примерами ("очень активный, всегда куда-то лезет"), общения с родными ("ласковый, все замечает"), выполнения требований родителей ("не убирает за собой игрушки"), описание интеллектуальных ("умный", "сообразительный", "очень спо­собный"), морально-волевых ("добрая", "настойчивая", "целеустрем­ленная") и эмоционально-волевых качеств ("чуткая", "заботливая", "взрывается") и, наконец, особенности полоролевой идентичности ("она вся томная и женственная").

ИНОГДА НЕ УДАЕТСЯ УСТАНОВИТЬ ОБЩУЮ ОЦЕНКУ РЕБЕНКА ВСЛЕДСТВИЕ  ИНДИФФЕРЕНТНОСТИ ОПИСАНИЯ   

Оценка ребенка в родительском сочинении присутствует как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или меньшей степенью дифференцированности. Иногда не удается установить общую оценку ребенка вследствие ин­дифферентности описания. Баланс положительных и отрицатель­ных характеристик позволяет судить об интегральной оценке ре­бенка. "Наклеивание ярлыков", однозначно негативная, уничижительная оценка ясно указывают на неуважение личности ребенка родителем, его отвержение. Анализ того, какие именно качества подвергаются оценке, определяет образ ребенка в глазах родителя и степень его принятия, позволяет делать выводы о реа­лизуемых родителем ценностях воспитания. Сравнительная оцен­ка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негатив­ная, отражает недостаточность признания родителем самоценности ребенка и  свидетельствует, что взаимодействие родителей и детей включает неэффективную практику воспитатель­ных воздействий.

Описание особенностей типа семейного воспитания может вклю­чать открытое декларирование ценностей и приоритетности це­лей воспитания ("Хочу, чтобы она выросла хорошим человеком, имела интересную работу, устроила личную жизнь", "Хочу дать ему радость и семейное благополучие", "Хочу, чтобы он стал добрым и честным", "Для меня самое важное - его отношение к людям"). Тем не менее консультант должен постоянно учитывать возможность расхождения и даже прямого противоречия между декларируе­мыми ценностями и реальными целями воспитания, специально отмечая факты подобного расхождения.

Особого внимания заслуживают высказывания, указывающие на явления "делегирования" в детско-родительских отношениях ("У нас постоянно идет борьба из-за музыкальной школы, но я-то по себе знаю, как он будет сожалеть потом, если бросит ее"). Немало сведений можно почерпнуть из родительского сочинения и о методах наказа­ния и поощрения ребенка, практикуемых родителями («не выдержи­ваю, хватаюсь за ремень", "не разговариваю, обижаюсь на него", "хва­лю, покупаю игрушку, какую хочет, разрешаю играть в компьютерные игры"). Следует обратить внимание на высказывания родителей о сходстве или различиях системы воспитания, реализуемой ими по от­ношению к своему ребенку, и тех методов, которые применялись по отношению к ним, когда они были детьми, в их собственной семье. Факты влияния прародительской семьи на воспитательную систему нуклеарной семьи должны быть учтены при разработке программы коррекционной работы.

СТЕПЕНЬ АДЕКВАТНОСТИ ОЦЕНКИ - ПОКАЗАТЕЛЬ АДЕКВАТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЕМ РЕБЕНКА

Оценка эффективности воспитания родителем может варьировать от безусловно превосходной, положительной до крайне отрицательной, отражая сте­пень критичности и удовлетворенности родителем реализуемой им системой воспитания. Более взвешенные оценки методов воспита­ния обычно основываются на размышлении о том, что именно удо­влетворяет родителя, а что составляет предмет его беспокойства. Диагностически значимым является не только то, как  оценивается воспитательная система, но и то, что именно подлежит оценке - ценности воспитания, цели или методы воздействия на ребенка.

ДИАГНОСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ТО,   КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА, НО И ТО, ЧТО ИМЕННО ПОДЛЕЖИТ ОЦЕНКЕ - ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ЦЕЛИ ИЛИ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА

Степень разверну­тости оценок также весьма разнообразна: от лаконичного "пока справляюсь", "все хорошо" до развернутого анализа причин кон­фликтности, непонимания, отдаления в детско-родительских отно­шениях. Заявленные родителем причины трудностей во взаимодей­ствии с ребенком позволяют сделать заключение о локусе контроля и способах разрешения конфликтных ситуаций родителями. Диапа­зон причин достаточно широк и включает возложение родителем ответственности на внешние обстоятельства ("нехватка времени", "сумасшедшая жизнь"), принятие ее на себя ("наверное, я плохой ро­дитель", "делаю не то, что нужно"), перекладывание ответственности и вины на ребенка ("плохой характер", "дурная наследственность"), на третьих лиц ("отец не принимает участия в воспитании, ни во что не хочет вмешиваться").

О мере критичности автора сочинения в отношении своей ро­дительской компетентности и готовности к саморазвитию и само­воспитанию можно судить по тому, присутствуют ли в сочинении выска­зывания о необходимости осуществления специальной работы над собой для улучшения общения и взаимодействия с ребенком "нужно меняться самой, быть более выдержанной, терпеливой, внимательной").

Противоположная рентная установка клиента находит отра­жение в высказываниях типа "На вас наша последняя надежда, сделайте что-нибудь с ребенком", попытке переложить ответ­ственность за решение собственных проблем на других.

МАНИПУЛЯТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА, ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ ЕГО, НАВЯ­ЗАТЬ СВОЮ ВОЛЮ И РЕШЕНИЯ НАХОДЯТ ВЫРАЖЕНИЕ В СЛОВАХ РОДИТЕЛЯ: "...Я ЕЩЕ ДОЛГО БУДУ МУЧИТЬСЯ С НИМ, НО Я ДОБЬЮСЬ, ЧТО БУДЕТ ПО-МОЕМУ"

Заявленные в родительском сочинении психологические трудности и проблемы воспитания и развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы психологом с учетом их содержа­ния, степени реальности, адекватности их восприятия, понимания родителем причин и генезиса проблем. Данное содержание дол­жно стать исходной точкой для формулирования (или перефор­мулирования) жалобы и запроса родителя.

Все перечисленные параметры анализа родительского сочинения лежат в основе составления заключения по результатам методики.

Составление заключения по результатам методики

Заключение по методике родительского сочинения "Мой ре­бенок" составляется по следующей схеме.

I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности об­щения и взаимодействия.

  1. Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, ус­ловное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное от­ношение, скрытое и явное отвержение).
  2. Особенности отношения ребенка к родителю и другим чле­нам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объ­ективной картине).
  3. Степень эмоциональной дифференцированности и вовлечен­ности родителя в процесс воспитания ребенка.
  4. Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмо­ционального «перекоса», невзаимности, коалиций в семье.
  5. Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи.
  6. Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимо­действия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конф­ронтация, антагонизм).

II. Психологические особенности ребенка.

  1. История развития ребенка, основные анамнестические дан­ные. Перспектива развития, долгосрочный и краткосрочный про­гноз развития ребенка (глазами родителя).
  2. Основные индивидуально-личностные качества ребенка.
  3. Предпочтения и интересы ребенка.
  4. Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи).
  5. Проблемы и трудности развития ребенка (содержание, сте­пень выраженности, обстоятельства и время возникновения, зоны конфликтности, реальность проблем, попытки разрешения про­блем и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблем).

III. Родитель как воспитатель.

  1. Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения.
  2. Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родите­ля в воспитании ребенка. Противоречивость (гармоничность) си­стемы семейного воспитания.
  3. Особенности родительской позиции. Степень рефлексивно­сти, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамич­ность. Феномены мистификации, делегирования.
  4. Оценка ребенка и особенности осознания родителем сво­его отношения к личности ребенка.
  5. Оценка эффективности системы воспитания.
  6. Влияние прародительской семьи на тип семейного воспита­ния нуклеарной семьи.
  7. Личностные особенности родителя. Наличие неразрешен­ных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и прочее.
  8. Запрос к консультанту и психологическая готовность к со­трудничеству в процессе консультирования. Готовность к самораз­витию.
  9. Рекомендации в отношении проведения дополнительного диагностического обследования, программы профилактической и коррекционной работы с семьей. Определение ресурсов оказа­ния психологической помощи семье.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль