"Дни права" в образовательном учреждении

22052
Уже в раннем возрасте детям необходимо прививать основы правовых зна­ний, формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанно­стях, ответственности. Важно воспитывать обучающихся в духе неукосни­тельного соблюдения законов. Авторы статьи делятся опытом проведения в школе "Дней права".

Е.Я. Щербакова,
социальный педагог МОУ "Большереченская СОШ № 2", пос. Большеречье Омской области,

Г.А. Попова,
учитель обществознания МОУ "Большереченская СОШ № 2", пос. Большеречье Омской области

Концепцией модернизации российского образования до 2020 г. в качестве ос­новного результата обучения в школе предусмотрено формирование личности мо­лодого человека, умеющего жить в гражданском обществе и правовом государстве, нести ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. В этой связи актуальной становится проблема формирования правовой культуры учащихся.

Изучение прав в совокупности с обязанностями и ответственностью каждого школьника как юного гражданина создает возможность для формирования пра­вовой личности в правовом государстве.

Сегодня многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта законопослушного поведения, правовой компетентности.

Проект "Дни права" - это комплекс мероприятий, направленный на форми­рование правовой культуры современных школьников, родителей и педагогов образовательного учреждения (далее - ОУ) и организацию их совместной дея­тельности.

Цель проекта: создание условий для повышения правовой культуры участ­ников образовательного процесса. Задачи:

  • организовать мероприятия, направленные на формирование правовых знаний;
  • обеспечить вариативность получения правовых знаний;
  • привлечь специалистов различных государственных и общественных организаций к реализации проекта;
  • создать банк методических разработок по данной теме.

Целевая группа:

  • учащиеся 1-11-х классов;
  • педагоги ОУ;
  • родители.

Срок реализации проекта: ноябрь - декабрь 2012 г.

Формы работы: уроки толерантности и права, тематические классные часы, конкурсные и игровые программы, выставки творческих работ, тренинги, семинар для классных руководителей, "Родительский час", интернет-олимпиада, викторины, открытый урок по праву, выставка литературы, флешмоб.

Предполагаемые результаты:

  • организация мероприятий, направленных на формирование правовых знаний;
  • участие в конкурсах по данному направлению;
  • создание и использование методической базы по изучению прав ребенка и взрослого;
  • дальнейшее развитие проекта.

Реализация проекта возможна при соблюдении следующих условий:

  1. Участия педагогических кадров и социальных партнеров.
  2. Обеспеченности техническими средствами.

Деятельность организаторов и участников проекта строится в соответствии с принципами:

  • открытости - участником проекта может стать любой желающий;
  • развития - деятельность в рамках проекта направлена на развитие лич­ности и ее правовой культуры;
  • взаимодействия - обеспечение тесного взаимодействия между участни­ками и исполнителями проекта;
  • сотрудничества - создание благоприятных условий для всех участников проекта.

Механизмами реализации проекта выступают следующие виды деятельности, которую организуют исполнители проекта: диагностическая, просветительская, консультативная, коммуникативная, волонтерская, научно-методическая.

В ходе реализации проекта использовались разнообразные формы работы:
Уроки толерантности "Мы разные, но мы вместе".
Уроки для младших школьников были направлены на решение следующих задач:

  • привлечение внимания детей к одноклассникам;
  • воспитание чувства уважения друг к другу;
  • знакомство с понятием толерантности;
  • развитие умения общаться с разными людьми.

Ребятам в простой игровой форме рассказывается, как приятно и радостно, когда тебя принимают и понимают окружающие. Чем раньше дети осознают, что надо уважать каждого человека, независимо от его одежды или внешности, при­нимать его таким, каков он есть, тем скорее в их среде общения будет меньше агрессии. Родители и педагоги не могут постоянно находиться рядом с ребенком, защищая его от опасности, в т. ч. от агрессии сверстников. Прививая основы доб­рого отношения к окружающим, можно укрепить дружбу и взаимную поддержку между одноклассниками.
Выставка творческих работ "Права ребенка в рисунках детей".Уроки правовых знаний - "Детство без насилия", "Мои права и обязанности", "Имею право на права", "Конвенция ООН о правах ребенка". Цель уроков: правовое просвещение школьников; выработка умений противостоять жестокому обраще­нию среди подростков и в семье. Просмотр и обсуждение слайд-фильмов "Наши права и обязанности", "Права и обязанности родителей школьников","Твой правовой статус".
Тематические классные часы:

  • "Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних";
  • "Счастлив тот, кто счастлив дома";
  • "Право на имя";
  • "Я ребенок, я имею право".

Школьники на классных часах изучают права и обязанности человека, которые должны соблюдаться в обществе. Они узнают и смысл таких понятий, как право­нарушение, преступление, наказание, выбор, права, обязанности.

Тематическое мероприятие "Твои права" проводится с целью обобщения знаний детей об основных правах, закрепленных в Семейном и Гражданском ко­дексах РФ, знакомства их с международными документами о правах ребенка, развития способности реализовывать свои права в повседневной жизни, воспи­тания осознанного отношения к своим правам и правам другого человека.

Ребята изучают Конвенцию о правах ребенка, отвечают на вопросы виктори­ны и рассказывают о нарушениях прав человека, используя материалы популярных сказок. На суд зрителей и жюри представляются инсценировки сказок: "Волк и семеро козлят", "Лиса и заяц", "Золушка", "Хаврошечка", "Двенадцать месяцев", от­рывки из сказок А.С. Пушкина.

В целях правового информирования родителей и формирования ответствен­ного родительства проводится "Родительский час" с приглашением специали­стов отдела опеки и попечительства, Центра социальной помощи семье и детям, инспектора по делам несовершеннолетних. Они в доступной форме рассказы­вают об ответственности несовершеннолетних за совершение уголовных и ад­министративных деяний, а также о том, как детям не стать жертвами насилия. Для обсуждения родителям предлагается слайд-фильм "Ребенок - жертва наси­лия в семье".

В библиотеке организуется выставка литературы по правовому просве­щению, где школьники, родители, педагоги могут ознакомиться с новинками периодической печати, учебными пособиями, в которых освещается правовая тематика.
10 декабря празднуетсяМеждународный день прав человека. В этот день ребята могут принять участие в интернет-олимпиаде на знание прав человека.
Олимпиада проводится в два этапа:

  1. Вопросы по теме олимпиады.
  2. Решение задач.

Задания содержат вопросы различных категорий сложности из области пра­ва. Олимпиада проходит в рамках сетевой Кампании ОАШ "Будь с нами".

12 декабря в России отмечается День Конституции. Ребята участвуют в вик­торине "А что ты знаешь о Конституции?". Победителям вручаются памятные при­зы с символикой Российской Федерации.
В этот же день ребята из детского объединения "Республика Школяндия" ор­ганизуют флешмоб - выстраиваются, держа в руках цветную бумагу и ткань соот­ветствующего цвета, создавая флаг РФ.
Все мероприятия в рамках проекта "Дни права" имеют как информативные формы проведения (выпуск и распространение листовок, буклетов, плакатов, рисунков), так и активные (акции, тренинги, открытые уроки права, конкурсные и игровые программы), способствующие развитию коммуникативных навыков у учащихся и представителей сообществ.

Ход реализации проекта "Дни права" освещается на школьном и районном сайтах.

Проведенные мероприятия способствуют повышению правовой культуры учащихся, родителей, педагогов.

План реализации проекта

Название мероприятия и форма проведения

Дата проведения

Целевая группа, классы

Ответственные за проведение

Уроки толерантности "Мы разные, но мы вместе"

16 ноября - Междуна­родный день толерант­ности

2-4

Классные руководители, специалисты Центра по работе с детьми и молодежью

Выставка творческих работ "Права ребенка в рисунках детей"

20 ноября - День принятия Конвенции о правах ребенка

4-8

Социальный педагог, учитель обществознания, классные руководители

Тематические классные часы

Ноябрь - декабрь

5-11

Классные руководители, специалисты отдела опеки и попечительства, Центра соци­альной помощи семье и детям

Игровая программа "Я и мое имя"

Ноябрь

1-2

Социальный педагог, специа­листы Центра социальной помощи семье и детям

Уроки правовых знаний

Ноябрь - декабрь

8-11

Учитель обществознания, специалисты отдела опеки и попечительства, ЗАГС

Просмотр и обсуждение слайд-фильма"Наши права и обязанности"

Ноябрь

6-7

Социальный педагог, специа­листы Центра социальной помощи семье и детям

Конкурсно-игровая програм­ма "Твои права"

20 ноября

3-7

Социальный педагог, классные руководители

Беседа с элементами тренин­га "Счастлив тот, кто счастлив дома"

Ноябрь

5

Социальный педагог, классные руководители

Открытый урок по правовому просвещению школьников

Ноябрь

8

Учитель обществознания

"Родительский час" "Права и обязанности родителей"

Ноябрь

Родители учащихся

Социальный педагог, специа­листы отдела опеки и попечи­тельства, Центра социальной помощи семье и детям

МО классных руководителей "Формы работы по правово­му воспитанию несовершен­нолетних"

Ноябрь

Классные руководители 1-11-х классов

Заместитель директора по ВР

Выставка литературы по правовому просвещению

Постоянно

Педагоги, учащиеся, родители

Заведующий школьной биб­лиотекой

Час информации"Имею права"

10 декабря - Междуна­родный день защиты прав человека

8

Специалисты детской библио­теки

Интернет-олимпиада по праву

10 декабря

9, 11

Учитель обществознания

Викторина "А что ты знаешь о Конституции?"

12 декабря - День Конституции РФ

5-11

Специалисты Центра по работе с детьми и молодежью

Урок по Конституции РФ "Мы - граждане России"

12 декабря

5-7

Учитель обществознания, ученики 10-х классов

Конкурс сочинений "Если бы я был президентом"

12 декабря

9-11

Учитель обществознания

Конкурс кроссвордов "Я - гражданин России"

Декабрь

6

Учитель обществознания

Конкурс на лучшую иллюст­рацию статей Конституции РФ, Декларации прав ребен­ка и Конвенции о правах ребенка

Декабрь

8-11

Учитель обществознания, классные руководители

Флешмоб "Флаг Российской Федерации"

12 декабря

6

Старшая вожатая, классные руководители

Конкурс кейсов в рамках регионального проекта "Я в праве"

Сентябрь - февраль

8-11

Учитель обществознания, социальный педагог

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль