Координация работы образовательных учреждений по введению и реализации ФГОС

11256

Процесс введения и реализации нового стандарта в образовательных учреждениях должен координироваться органом управления образованием. С этой целью в Центральном административном округе г. Москвы создан экспертный совет по внедрению ФГОС, а обмен образовательными учреждениями опытом по реализации стандарта осуществляется в рамках деятельности межшкольных объединений учителей начальных классов.

Важнейшим требованием к работе по введению ФГОС в школе (федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего образования) является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. Должны быть обеспечены гласность и прозрачность всех действий и процедур, эффектив­ный государственный и общественный контроль введения и реализации ФГОС.

Организация экспертной оценки эффективности введения и реализации ФГОС в образовательном учреждении (далее - ОУ) - функция органа управ­ления образованием конкретного округа, города или района. Структурой, осуществляющей координацию и организацию внедрения ФГОС в ОУ округа, города или района, может стать экспертный совет, сформированный из пред­ставителей органов власти, ОУ, общественных организаций и родителей обу­чающихся. Целью работы экспертного совета будет не только проведение экс­пертной оценки деятельности, направленной на эффективную реализацию ФГОС, но и оказание оперативной помощи ОУ в решении ряда проблем, свя­занных с управлением образовательным процессом и реализацией основной образовательной программы начального общего образования.

Еще одной структурой, поддерживающей введение ФГОС, может стать сеть межшкольных объединений учителей начальных классов. В рамках данной структуры специалисты ОУ будут иметь возможность обмениваться опытом не только по вопросам организации образовательного процесса, но и реали­зации требований ФГОС основного общего образования с изменениями и дополнениями 2016.

В приложении 1 представлено положение об экспертном совете по внед­рению федерального государственного образовательного стандарта началь­ного общего образования в образовательные учреждения Центрального адми­нистративного округа города Москвы. В приложении 2 дано примерное положение о деятельности межшкольных методических объединений учите­лей начальных классов.

Приложение 1

Положение об экспертном совете по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательные учреждения Центрального административного округа города Москвы

  1. Основные положения
    1. Экспертный совет по внедрению федерального государственного образовательного стандар­та начального общего образования (далее - ФГОС) в образовательные учреждения (далее - ОУ) Цент­рального административного округа (далее - Экспертный совет) создан в целях координации, орга­низации и проведения экспертной оценки деятельности, направленной на эффективную реализацию ФГОС, оперативную помощь ОУ в решении ряда проблем, связанных с управлением, организацией образовательного процесса, реализацией основной образовательной программы начального обще­го образования.
    2. Экспертный совет действует на постоянной основе и является экспертно-консультационным органом при Центральном окружном управлении образования Департамента образования города Москвы.
    3. Порядок деятельности Экспертного совета определяется настоящим положением.
    4. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами г. Москвы, иными нормативными и правовыми актами г. Москвы, настоящим положением.
    5. Члены Экспертного совета работают на общественных началах.
    6. Положение об Экспертном совете, изменения и дополнения к настоящему положению, а так­же состав Экспертного совета утверждаются распоряжением начальника Центрального окружного управления образования департамента образования города Москвы.
  2. Полномочия Экспертного совета

Экспертный совет осуществляет следующие полномочия:

  1. Координирует, организует и проводит экспертную оценку деятельности ОУ по следующим направлениям:
    1. обеспечение открытости и доступности документов с отчетами о результатах деятельности ОУ -в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
    2. введение ФГОС в ОУ - в соответствии с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
    3. определение основных целей и задач создания и развития окружной системы образования, ориентированной на конечный результат, - доведение результатов работы пилотных школ по введению ФГОС до всех ОУ;
    4. подготовка рекомендаций по улучшению системы мониторинга, экспертизы деятельности ОУ;
    5. привлечение школьников, студентов, молодых специалистов, родителей обучающихся и пред­ставителей общественных организаций в сферу образовательной деятельности;
    6. содействие профессиональной подготовке и переподготовке кадров, повышению квалифика­ции специалистов в сфере педагогической деятельности;
    7. организация обмена информацией, профессиональным опытом, необходимым для обеспечения качественного образования в организациях округа, содействие развитию профессиональных ассоциаций.
  2. В установленном порядке принимает участие в разработке и реализации городских и окруж­ных программ (планов мероприятий) по внедрению ФГОС в ОУ.
  3. Проводит экспертизу документов и иных материалов, характеризующих деятельность ОУ по реализации ФГОС.
  4. Готовит и вносит на рассмотрение начальника Центрального окружного управления обра­зования Департамента образования города Москвы предложения по вопросам развития системы образования округа, совершенствования нормативной и правовой базы, регулирующей педагоги­ческую и управленческую деятельность, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию Экспертного совета.
  5. Приглашает на свои заседания по вопросам развития системы образования в округе руко­водителей ОУ, представителей общественных организаций, родителей обучающихся.
  6. Формирует рабочие и экспертные группы по вопросам деятельности Экспертного совета.
  7. Привлекает к своей работе независимых экспертов.

Состав Экспертного совета

  1.  Экспертный совет формируется из представителей органов власти, ОУ, общественных орга­низаций и родителей обучающихся.
  2. Состав Экспертного совета:
    1. председатель Экспертного совета;
    2. заместитель председателя Экспертного совета;
    3. члены Экспертного совета;
    4. секретарь Экспертного совета.
  3. По решению Экспертного совета его члены, не принимающие участия в работе Экспертного совета без уважительных причин, могут быть выведены из его состава.

Организация работы Экспертного совета

  1. Работой Экспертного совета руководит его председатель, а на период его отсутствия - заме­ститель председателя Экспертного совета.
  2. Председатель Экспертного совета:
    1. осуществляет общее руководство работой Экспертного совета;
    2. ведет заседание Экспертного совета;
    3. формирует повестку дня заседания Экспертного совета;
    4. подписывает протоколы заседания Экспертного совета и иные документы, принимаемые Экс­пертным советом;
    5. обеспечивает и контролирует выполнение решений Экспертного совета;
    6. координирует работу привлеченных специалистов и членов Экспертного совета в рабочих груп­пах Экспертного совета.
  3. Секретарь Экспертного совета:
    1. организует проведение заседаний Экспертного совета;
    2. обеспечивает членов Экспертного совета необходимыми информационными материалами и до­кументами;
    3. ведет протоколы заседаний Экспертного совета;
    4. обеспечивает сохранность протоколов и других документов Экспертного совета.
      В отсутствие секретаря Экспертного совета его функции по поручению председателя Экспертно­го совета может выполнять один из членов Экспертного совета.
  4. Заседания Экспертного совета собираются по мере необходимости.
  5. Заседание Экспертного совета является правомочным, если на нем присутствуют более по­ловины от всех его членов.
    Отсутствующие члены Экспертного совета вправе представить на заседание Экспертного совета свое мнение в письменном виде.
  6. Решение Экспертного совета принимается большинством голосов членов Экспертного сове­та, принявших участие в заседании (без учета голосов отсутствующих членов Экспертного совета, независимо от того, представили они свое письменное мнение или нет).
    При равенстве голосов решающим является голос председателя Экспертного совета.
  7. Решение Экспертного совета оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь Экспертного совета.
  8. Экспертный совет самостоятельно принимает внутренние документы, регламентирующие его работу.
  9. Организационное обеспечение деятельности Экспертного совета осуществляет Централь­ное окружное управление образования Департамента образования города Москвы.

Приложение 2

Примерное положение о деятельности межшкольных методических объединений учителей начальных классов

  1. Общие положения
    1. Межшкольное методическое объединение учителей начальных классов (далее - межшколь­ное объединение) - подразделение окружной системы управления образовательным процессом.
    2. Межшкольное объединение создается при опорной школе с целью распространения опыта и оказания методической помощи учителям школ сетевого окружения.
    3. Члены межшкольного объединения - заместители директоров образовательных учреждений (далее - ОУ) по учебно-воспитательной работе первой ступени, учителя начальных классов, воспита­тели группы продленного дня ОУ конкретного административного округа.
    4.   Межшкольное объединение взаимодействует с методическими объединениями учителей-предметников учебных заведений округа, методическими объединениями учителей начальных классов ОУ других округов города.
    5. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы межшкольного объединения определяются его членами в соответствии с целями и задачами опорной школы и утверждаются межшкольным методическим советом.
  2. Цель деятельности межшкольного объединения
    Целью деятельности межшкольного объединения является практическое решение проблем вне­дрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо­вания (далее - ФГОС), а именно: выработка единых педагогических требований к образовательному процессу, трансляция опыта пилотных школ, поддержка функционирования стажировочных площа­док, создание условий для творческой работы педагогов.
  3. Задачи межшкольного объединения
    1. Повышение качества образования обучающихся через повышение профессионального мастерства педагогов.
    2. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, содействие в овладении современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов. Помощь в освоении и использовании наиболее рациональных методик обучения и воспитания младших школьников.
    3. Содействие учителям в овладении деятельностным подходом и его реализации в образова­тельном процессе.
    4. Обеспечение реализации единых принципиальных подходов к образованию и социализа­ции обучающихся. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования - от до­школьной подготовки до перехода в среднюю школу.
    5. Содействие педагогам в овладении различными формами проведения урочных и внеурочных занятий: групповой, индивидуальной (самостоятельной), парной.
    6. Координирование планирования, организации и педагогического анализа учебно-вос­питательных мероприятий, проводимых учителями начальных классов.
    7. Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта работы учителей начальной школы.
    8. Содействие становлению и развитию системы учебно-воспитательной работы учителей на­чальной школы округа.
    9. Координирование взаимодействия с другими методическими объединениями ОУ округа.
  4. Функции межшкольного объединения
    1. Организация коллективного планирования и анализ деятельности педагогов и обучающихся.
    2. Координация учебно-воспитательной деятельности классов начальной школы и организа­ция взаимодействия всех участников педагогического процесса.
    3. Организация изучения и освоения педагогами современных технологий, форм, методов учебно-воспитательной деятельности.
    4. Обсуждение учебных программ, планов, расписаний, графиков.
    5. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта коллективов школ округа.
    6. Диагностика затруднений учителей, анализ успешного педагогического опыта.
    7. Разработка методических рекомендаций в помощь учителям.
    8. Анализ учебных возможностей обучающихся, результатов образовательного процесса.
    9. Помощь в составлении индивидуальных планов и авторских программ ОУ.
  5. Документация межшкольного объединения
    1. Настоящее положение.
    2. Годовой план-график проведения заседаний межшкольного объединения.
    3. Протоколы заседаний межшкольного объединения, регистрационные листы.
    4. Графики открытых мероприятий ОУ округа, а также окружных, городских мероприятий.
    5. Материалы заседаний межшкольных методических объединений в электронном виде.
  6. Порядок проведения заседаний межшкольного объединения
    1. Заседания межшкольного объединения проходят 4 раза в год (октябрь, декабрь, февраль, март) по графику, составленному членами межшкольного объединения.
    2. На заседании присутствует не менее одного представителя от ОУ.
    3. На заседании обязательна регистрация всех участников.
    4. Выступления участников заседания определяются планом, тезисы фиксируются в протоколе проведения заседания межшкольного объединения.
    5. По окончании мероприятия руководитель межшкольного объединения собирает материа­лы, регистрационные листы и передает в окружной методический центр.
  7. Формы деятельности межшкольного объединения
    Основные формы работы:
    1. круглые столы, семинары по учебно-методическим вопросам;
    2. творческие отчеты учителей;
    3. заседания по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;
    4. открытые уроки и внеклассные мероприятия;
    5. изучение передового педагогического опыта;
    6. соблюдение требований нормативных документов, регламентирующих организацию образова­тельного процесса;
    7. проведение методических месячников, недель, дней;
    8. взаимопосещение уроков;
    9. анализ мероприятий, проводимых в округе;
    10. работа творческих групп.
  8. Критерии оценки работы межшкольного объединения
    Работа межшкольного объединения оценивается по следующим критериям*:
    1. рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
    2. повышение заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях;
    3. положительная динамика качества обучения;
    4. овладение учителями современными методами обучения и воспитания;
    5. своевременная трансляция передового педагогического опыта.
      * Критерии оценки деятельности межшкольного объединения определяются увеличением количества положительных отзывов на интернет-форумах о проведенных в округе меро­приятиях, в т. ч. заседаний межшкольного объединения; положительных отзывов админи­страции ОУ о деятельности педагогов; стабильностью кадрового состава ОУ; педагогов -участников семинаров, конференций и других мероприятий; слушателей курсов повышения квалификации среди педагогов ОУ; открываемых в ОУ экспериментальных площадок и др. - Примеч. авт.
  9. Распределение ОУ по межшкольным объединениям
    На 20_/20_уч. г. определено создание_________(указать количество) межшкольных объединений.
    В каждое межшкольное объединение входит от 9 до 19 ОУ, из которых 2-3 пилотные, 1 - опорное.

Распределение ОУ округа по межшкольным объединениям

Межшкольное объединение Перечень ОУ Опорное ОУ Ф. И. О.руководителя межшкольного объединения Пилотные ОУ
1. 1. 1.
2. 2.
3. (Далее –
по списку)
3.

10.  Деятельность руководителя межшкольного объединения

  1. Руководителем межшкольного объединения может быть председатель методического объ­единения учителей начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе первой ступени образования или учитель начальных классов опорного ОУ.
    Руководитель межшкольного объединения может быть назначен структурным подразделением начального общего образования окружного методического центра или выбран на первом заседа­нии межшкольного объединения.
  2. Руководитель межшкольного объединения отвечает:
    1. за реализацию плана деятельности межшкольного объединения;
    2. обеспечение регистрации участников заседаний межшкольного объединения;
    3. хранение и сбор документации о работе межшкольного объединения и проведенных меропри­ятиях;
    4. организацию и проведение заседаний межшкольного объединения;
    5. обеспечение связи между окружным методическим центром и ОУ, входящими в состав меж­школьного объединения.
  3. Руководитель межшкольного объединения обязуется:
    1. участвовать в организационных встречах в окружном методическом центре;
    2. консультироваться с методистами окружного методического центра по вопросам повышения качества и эффективности проведения заседаний межшкольного объединения;
    3. своевременно передавать материалы о проведении заседаний межшкольного объединения в окружной методический центр;
    4. оповещать представителей ОУ, входящих в методическое объединение, о сроках проведения, отмене или переносе запланированных мероприятий.
  4. Информация о смене или назначении руководителя межшкольного объединения пере­дается в структурное подразделение начального общего образования окружного методического центра, соответствующая запись заносится в протокол заседания межшкольного объединения.

11.   Функции членов педагогического коллектива ОУ, пилотного по введению ФГОС

  1. Заявлять и разрабатывать единую для начальной школы тему по самообразованию.
  2. Осуществлять дистанционное консультирование педагогов округа по заявленной теме через информационное пространство учителей.
  3. Демонстрировать опыт профессиональной деятельности во время проведения дней от­крытых дверей, организуемых ОУ в сентябре - октябре и в марте (по графику ОУ).
  4. Организовывать и проводить стажировочные курсы на базе Московского института откры­того образования по теме "ИКТ-компетентность учителя начальной школы".
  5. Проводить один раз в год на базе своего ОУ заседание межшкольного объединения по теме самообразования.
  6. Сотрудничать с окружным методическим центром, педагогическими коллективами дру­гих ОУ.
  7. Помогать руководителю межшкольного объединения в сборе и обработке информации.
  8. Осуществлять консультационную поддержку педагогов округа.
  9. Консультироваться со специалистами окружного методического центра по вопросам каче­ственного проведения мероприятий, организованных на базе ОУ.
  10. Информировать участников межшкольного объединения о проведении или отмене от­крытых мероприятий.

12.   Права и функции членов педагогического коллектива ОУ (не пилотного по введению ФГОС), в т. ч. коррекционного

  1. Права членов педагогического коллектива ОУ (не пилотного по введению ФГОС), в т. ч. кор-рекционного:
    1. участвовать во всех заседаниях межшкольного объединения, вносить свои предложения, вы­сказывать замечания по улучшению качества проводимых мероприятий (содержание, время проведения и пр.), освещать свой опыт деятельности, если он не противоречит общей тематике заседания, заявленной в плане-графике;
    2. присоединиться к стажировочной площадке пилотного ОУ, закрепленного схемой межшколь­ного объединения, или выбрать любую другую площадку после предварительного согласова­ния со специалистом методического центра, распределяющего педагогов по группам курсовой подготовки;
    3. получать дистанционную консультацию по интересующим их вопросам у любого пилотного ОУ округа по тематике, заявленной самим пилотным ОУ.
  2. Права членов педагогического коллектива коррекционного ОУ:
    1. не посещать мероприятия, тематика которых не соответствует профилю деятельности коррек-ционного ОУ;
    2. проводить заседания межшкольного объединения отдельно от ОУ, по своему графику и в ОУ, определенных ими самостоятельно.
  3. Функции членов педагогического коллектива ОУ (не пилотного по введению ФГОС), в т. ч. коррекционного:
    1. определять представителя (представителей), которые будут присутствовать на заседаниях межшкольных объединений;
    2. обеспечивать явку представителя ОУ на открытое мероприятие пилотного ОУ (день открытых дверей, семинар, круглый стол и т. п.).
  4. Представители педагогического коллектива ОУ, присутствующие на заседаниях межшколь­ных объединений, информируют педагогический коллектив своего ОУ о тематике и материалах заседания, вносят предложения по улучшению качества проводимых в округе мероприятий.
Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль