Классный час "Мое здоровье - здоровье нации"

13133

В.Н. Галяпина,

канд. психол. наук, доц.,
ст. науч. сотр. Международной научно-учебной лаборатории
социокультурных исследований ГУ НИУ "Высшая школа экономики",
доц. каф. теории и практики управления образованием
ГОУ ВПО "Ставропольский государственный университет",

И.Ю. Резванова,
канд. пед. наук,
доц. каф. теории и практики управления образованием
ГОУ ВПО "Ставропольский государственный университет"

Классный час "Мое здоровье - здоровье нации" проводился в рамках про­екта "Интеграция деятельности правоохранительных органов, учреждений образования, социальной защиты в воспитании молодежи Курского района", позволяющего повысить эффективность воспитательного воздействия на мо­лодежь.

Идеи проекта:

  • обеспечение мотивации представителей правоохранительных органов, образовательных учреждений и учреждений социальной защиты, обще­ственных организаций, органов власти, науки к внедрению новых форм и методов работы с детьми и молодежью;
  • обеспечение конструктивного взаимодействия социальных институтов;
  • поиск возможностей для совместного решения общих проблем моло­дежи;
  • содействие профессиональному росту всех специалистов, работающих с молодежью.

Особенности мероприятия:

  • активное участие в его организации и проведении представителей раз­личных социальных институтов (сотрудников ОВД, общественных органи­заций, учителей, учащихся двух школ, детей группы "риска");
  • использование активных форм и методов работы с молодежью;
  • интеграция различных видов деятельности (интеллектуальная, культурно-досуговая, творческая).

При разработке мероприятия учитывались следующие важные характери­стики совместной деятельности:

  • наличие общей цели у всех групп участников;
  • обеспечение взаимозависимости деятельности всех участников; равного статуса участников; дружественной, неформальной обстановки;
  • ориентация на ликвидацию различных стереотипов; на формирование открытости во взаимоотношениях, позитивную этническую идентичность и установки интернационализма; на самопознание, формирование чувства защищенности, безопасности, ответственности, способности к эмпатии, чувства юмора; на ценность социальной интеграции, установки на коопе­рацию.

Цель: формирование здорового образа жизни и профилактика вредных при­вычек у старшеклассников.

Участники: учащиеся 9-11-х классов, включая детей "группы риска", учителя, представители органов внутренних дел, общественной организации содействия миру и ненасилию "Международное ненасилие" и др.

За две недели до проведения мероприятия учащиеся двух школ и воспитан­ники детского дома были разбиты на команды, каждой команде было предложено подготовить презентацию в творческой форме, посвященную профилактике одной из вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания, сквернословие, игрома-ния и др.).

Содержание мероприятия

Открытие. Объявление темы, актуальности, цели мероприятия, представление гостей. Оглашение состава жюри (учащиеся школы, сотрудники ОВД, учителя, пред­ставители общественных организаций), ознакомление с программой мероприятия.

В состав команд (10 чел. в команде) входят учащиеся разных школ, дети груп­пы "риска" из детского дома (одинаковое количество девочек и мальчиков), а также сотрудники ОВД - участковые инспекторы, инспекторы ПДН (по одному в каждой команде). Представители правоохранительных органов являются полно­правными членами команд и принимают активное участие во всех конкурсах.

Сплочение команд. Ребята в течение 20 мин дают название своей команде, рисуют эмблему и презентуют ее. В это время зрители придумывают девиз для каждой команды, за которую они болеют.

Максимальный балл за название - 3, максимальный балл за эмблему - 3. Оце­нивается оригинальность, соответствие теме мероприятия.

Игра "Брейн-ринг". Игра направлена на выявление осведомленности уча­щихся в вопросах профилактики вредных привычек.

Каждой команде задается по 3 вопроса (все вопросы готовились заранее соответственно возрасту и социальному опыту детей). Каждая команда имеет возможность посовещаться в течение 1 мин, затем отвечает. Если команда непра­вильно или неполно отвечает на вопрос, то на него может ответить другая коман­да, если команды не справляются с вопросом - могут ответить участники из зала.

Вопросы для "Брейн-ринга"

  1. Наркомания - это вредная привычка, преступление или болезнь? (Болезнь.)
  2. Что объединяет алкоголизм, наркоманию и игроманию? (Зависимость.)
  3. Почему алкогольной, наркотической зависимости наиболее подвержены подростки? (Подростковый возраст является переходным, психика подростка очень неустойчива, поэтому в наибольшей степени подвержена влиянию извне.)
  4. В каких фильмах поднимаются проблемы наркомании, токсикомании, алко­голизма? ("Игла", "Брат", "Самогонщики", "Пес Барбос и необычный кросс", "Особенно­сти национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Афоня", "Карнавальная ночь", "День выборов", "День радио" и др.)
  5. Перечислите пути передачи ВИЧ-инфекции. (Сексуальный контакт, пере­ливание крови, применение нестерильных препаратов, вскармливание материн­ским молоком.)
  6. Дайте название праздничным дням и календарным событиям:
    1. 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом);
    2. 1 июня (День защиты детей);
    3. 26 июня (Международный день борьбы с наркотиками);
    4. 1 сентября (День знаний);
    5. 10 октября (Всемирный день психического здоровья);
    6. 19 ноября (Международный день отказа от курения).
  7. С какого возраста в нашей стране разрешена продажа сигарет и алкоголь­ных напитков? (С 18 лет.)
  8. На что влияет курение? (Курение влияет: 1) на сердце, сужая кровеносные сосуды, затрудняя его работу по перекачиванию крови, приводит к инсульту и инфаркту; 2) на легкие: затрудняет нормальное дыхание, около половины вды­хаемого дыма остается в легких после выдоха, и частички, которые задержива­ются, прикрепляются к легким, их количество нарастает, повышается риск заболевания раком легких; 3) на внешность: курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают неприятный запах табака.)
  9. Что такое психоактивные вещества? (Это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состоя­ние человека: табак, алкоголь, наркотики, некоторые лекарства и др.)
  10. Что такое алкоголь? (Это любой напиток, содержащий токсическое ве­щество - этанол. В умеренных и больших дозах угнетает деятельность организ­ма. Особенно опасно употребление алкоголя в сочетании с другими психоактив­ными веществами.)
  11. Что такое наркотики? (Наркотики - химические вещества растительно­го или синтетического происхождения, способные вызывать изменения психиче­ского состояния. Их применение приводит к зависимости.)
  12. Отметьте основные признаки, по которым то или иное вещество можно отнести к разряду наркотических:
    1. при передозировке вызывает смерть;
    2. вызывает эйфорию;
    3. формирует зависимость;
    4. употребление наносит вред здоровью;
    5. ускоряет обмен веществ;
    6. занесено в реестр наркотических веществ, запрещенных к употреблению.
      (Вызывает эйфорию, формирует зависимость, употребление наносит вред здоровью).
  13. По каким признакам можно достоверно определить, что человек упо­требляет наркотики:
    1. всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки;
    2. результаты анализов свидетельствуют о наличии наркотика в крови, моче;
    3. следы уколов: маленькие красные точки по ходу вен;
    4. невнятная, "растянутая" речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя;
    5. странные "посторонние" запахи от волос и одежды;
    6. бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
    7. возвращения с прогулки, вечеринки в странном состоянии.
      (Результаты анализов свидетельствуют о наличии наркотика в крови, моче.)
  14. Из каких источников можно получить информацию о ВИЧ-инфекции? (Кино, телевидение, газеты, журналы, лекции, брошюры, информация медработ­ников, учителей, соседей, друзей, родителей, представителей правоохранитель­ных органов.)
  15. Расшифруйте аббревиатуры ВИЧ и СПИД. (ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.)

Жюри оценивает правильность ответов, подводит итоги. За каждый правиль­ный и полный ответ начисляется 2 балла, за каждый правильный, но не полный ответ - 1 балл. Можно добавить 1 балл за оригинальность ответа.

Конкурс компьютерных презентаций. Каждая команда делает презентацию по одной из заранее выбранных тем:

  • "Наркомания и подросток";
  • "СПИД и его особенности";
  • "Сквернословие";
  • "Курение. Плюсы и минусы";
  • "Алкоголизм. Последствия".

Жюри подводит итоги. Максимальный балл - 5. Оценивается полнота раскры­тия проблемы, оригинальность, соответствие заявленной проблеме, использова­ние фактов, разнообразие используемых средств, оптимистичный взгляд в будущее.

Упражнение "Диалектика". Каждой команде дается спорное утверждение. Одна команда должна привести аргументы "за", другая - аргументы "против". Во время обсуждения следующего утверждения команды меняются ролями.

Варианты спорных утверждений:

  • Наркомания - неизлечимая болезнь.
  • Проблема наркомании меня никогда не коснется.
  • Половина старшеклассников в той или иной мере соприкасались с нар­котиками.
  • Наркоманы - это "изгои", которых нужно изолировать от общества.
  • Наркоманы могут быть полезны обществу.
  • Табакокурение, алкоголизм, наркомания, игромания - болезни, которые затрагивают духовную составляющую личности.
  • Слабые наркотики - это не опасно.
  • Разовое употребление наркотиков - это не опасно.
  • Решение проблемы наркомании - в ужесточении законов.
  • Надо жить по принципам "Живи быстро - умри молодым", "Все в жизни нужно попробовать".

Жюри подводит итоги. Максимальный балл за каждое обсуждение вопроса - 3. Оценивается умение слушать, умение аргументировать, нетрадиционный подход к решению проблемы.

Общее подведение итогов. Вручение призов команде, занявшей первое место, и командам, победившим в тех или иных номинациях, индивидуальные награждения.

Проведенное мероприятие оказало позитивное воздействие на когнитивную, эмоциональную, мотивационную сферы старшеклассников, выявило возможные направления сотрудничества школы и сотрудников ОВД.

В настоящее время решение молодежных проблем требует интеграции усилий различных социальных институтов (общие подходы, формы деятельности). С одной стороны, это является эффективной превентивной мерой, а с другой - формирует положительный социальный образ "учителя" и "сотрудника полиции" в сознании молодежи.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль