Оценка профессиональных умений социального педагога

25072
Оценка профессиональной деятельности предполагает прежде всего анализ качества решения педагогом функциональных задач. Успешность их решения определяется компетентностью специалиста.

В данной статье представлены критерии эффективности педагогической деятельности и показатели оценки результативности деятельности социального педагога, которые могут быть использованы при подготовке к аттестации.

Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональ­ные задачи. Примерные критерии оценки профессиональной деятельности соци­ального педагога:

  • наличие собственной профессиональной позиции по вопросу развития психологической, социально-педагогической службы образовательного учреждения;
  • умение самостоятельно определять профессиональные цели и задачи, обоснованно выбирать формы работы, осуществлять прогностическую функцию;
  • системность в решении психологических, социально-педагогических за­дач, содержательность ведения документации, грамотность ее заполнения;
  • умение работать с социальной и педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды;
  • навыки организации взаимодействия со всеми участниками образова­тельного процесса, с другими учреждениями;
  • участие в семинарах, научно-практических конференциях различного уровня;
  • востребованность услуг социального педагога.

Данные качества составляют основу профессиональных умений специалиста, из которых складывается компетентность в решении задач психолого-педагоги­ческого сопровождения.

Квалификационные испытания на соответствие занимаемой должности

В рамках методики В.Д. Шадрикова* были разработаны рекомендации по проведению квалификационных испытаний в виде подготовки конспекта занятия социальным педагогом и анализа ситуаций из практики профессиональной дея­тельности социального педагога.

Подготовка конспекта занятий

Основная задача социального педагога в ходе написания конспекта - продемонстрировать профессиональные компетенции, позволяющие специалисту эффективно решать задачи психологической и социально-педагогической работы с участниками образовательного процесса.

Общие требования к написанию конспекта:

  1. Социальному педагогу заранее предлагается определить направление коррекционно-развивающей, профилактической, социально-правовой, органи­зационно-педагогической деятельности, в рамках которого будет выполняться письменная работа.
  2. При проведении письменного квалификационного испытания специалисту предлагается инструкция, содержащая цель работы; тему занятия (мероприятия), по которой должен быть составлен конспект; критерии оценки. В случае необхо­димости педагог имеет право исключить ряд тем, по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).
  3. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта занятия, составляет 1,5-2 ч.
  4. Занятие, конспект которого составляется, должно предполагать освоение новых знаний, повышение личностных компетенций детей, педагогов, родителей.
  5. Конспект должен отражать основные этапы занятия (мероприятия): организа­ционный момент (начало занятия, мероприятия), основное содержание занятия (ме­роприятия), подведение итогов, рефлексия полученных знаний и умений. При напи­сании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру занятия (мероприятия) в соответствии с индивидуальным видением его построения.
  6. Социальному педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

В ходе написания работы педагогу предлагается раскрыть основное содержание темы, сформулировать цели и задачи занятия (мероприятия) и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации деятельности, организации деятельности обучающихся (воспитанников), педагогов, родителей.

Основные этапы занятия и их содержание представлены в предлагаемой структуре конспекта:

  1. Организационный момент. Включает:
    1. постановку цели, которая должна быть достигнута на данном этапе заня­тия (что должно быть сделано, чтобы дальнейшая работа на занятии была эффективной);
      * См.: Письмо Минобрнауки России от 29.11.2010 № 03-339 "О методике оценки уровня квалификации педагогических работников". - Примеч. ред.
    2. описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе занятия (с учетом особенностей обучающихся, с которыми работает пси­холог, социальный педагог);
    3. методы работы с учетом формы занятия в рамках коррекционно-разви-вающей, профилактической программы (тренинг, практикум, коррекци-онное занятие, семинар) и др.
  2. Основное содержание занятия. Данный этап предполагает:
    1. постановку конкретной цели (какой результат должен быть достигнут на данном этапе занятия);
    2. определение целей и задач, которые ставит перед собой психолог, соци­альный педагог на данном этапе занятия;
    3. изложение основного содержания занятия (описание содержания упраж­нений, заданий);
    4. описание основных форм и методов организации индивидуальной и груп­повой деятельности с учетом особенностей целевой группы (дети, педа­гоги, родители);
    5. описание критериев определения уровня внимания и интереса обучаю­щихся к содержанию заданий, упражнений;
    6. описание методов мотивирования (стимулирования) активности обучаю­щихся в ходе освоения новых знаний и практических умений.
  3. Подведение итогов занятия, предполагающее:
    1. описание форм и методов анализа результатов занятия, достижения по­ставленных целей с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
    2. описание критериев, позволяющих определить степень освоения обучаю­щимися новых знаний и умений;
    3. описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда социальный педагог определяет, что часть обучающихся не освоила новый материал.
  4. Рефлексия занятия, включающая:
    1. постановку вопросов, которые позволят обучающимся определить ре­зультаты занятия, дать "обратную связь" по итогам (полученным знаниям и умениям);
    2. формулирование заданий для самостоятельной работы к следующему занятию.

Представленный конспект анализируется экспертом по основным профес­сиональным компетенциям. Критерии оценки представлены в таблице.

Критерии оценки письменной работы социального педагога

Оцениваемые характеристики Критерии оценки
Компетентность в области постановки целей и задач профессиональной деятельно­сти Педагог разграничивает тему и цель занятия. Цели формулируются в понятной для разных категорий обучающихся форме
Поставленные цели способствуют формированию позитивной мотива­ции и росту интереса к деятельности на занятии.
Цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
Компетентность в области мотивации деятельности Озвучивая тему занятия, социальный педагог демонстрирует возможно­сти использования знаний на практике.
Показывает связь темы и содержания занятия с другими темами коррек-ционно-развивающей (профилактической) программы, различными сферами практической деятельности человека.
Демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формиро­вание интереса обучающихся к теме занятия.
Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в органи­зации деятельности, при постановке обучающих целей и задач, выборе методов и форм работы и т. д.
Демонстрирует умение дифференцировать задания так, чтобы обучаю­щиеся почувствовали свой успех
Компетентность в области информационной основы профессиональной деятельности Данная компетентность складывается из трех компонентов (компетент­ность в сфере коррекционно-развивающей работы, компетентность в методах проведения занятий, компетентность в субъективных условиях деятельности).
Компетентность в сфере коррекционно-развивающей работы может быть оценена на основе следующих показателей:
  • социальный педагог в ходе написания конспекта демонстрирует необхо­димые профессиональные знания возрастных, индивидуальных особен­ностей обучающихся, специфики развития формируемых свойств и качеств личности (психических процессов, форм поведения и т. д.);
  • хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебно-ме­тодические пособия, психокоррекционные программы и требования к ним; медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресур­сы и др.), может дать ссылки на подходящие источники.

Компетентность в методах проведения занятий отражает методическую грамотность включая владение современными информационно-комму­никативными технологиями. Об уровне развития данной компетентно­сти можно судить на основе следующих показателей:

  • применяемые методы соответствуют поставленным целям и задачам;
  • применяемые методы соответствуют содержанию занятия, специфике реализуемой коррекционно-развивающей (профилактической) про­граммы, условиям и времени, отведенному на изучение темы;
  • педагог демонстрирует владение различными методами и может изменить тактику работы в случае, если поставленных целей не удается достичь с помощью первоначально выбранных форм работы.

Об уровне развития компетентности в субъективных условиях деятель­ности можно судить на основе следующих показателей:

  • при постановке целей, выборе форм и методов мотивации и организа­ции деятельности социальный педагог ориентируется на индивидуаль­ные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся;
  • социальный педагог строит работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения содержания занятия обучающимися
Компетентность в области разработки программ психологической помощи и принятия профессиональных ре­шений

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать коррекционно-развивающие програм­мы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в сложных ситуациях.

Об уровне развития умения выбрать и реализовать коррекционно-раз-вивающие, профилактические программы, а также разработать соб­ственную программу, методические и дидактические материалы можно судить на основе следующих показателей:

  • при подготовке к занятию педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание профессиональ­ной деятельности специалиста в образовательном учреждении;
  • план занятия составлен с учетом поэтапного освоения (преемственно­сти) основных знаний и практических умений в рамках коррекционно-развивающей (профилактической) программы;
  • социальный педагог демонстрирует умение вносить изменения в существующие методические материалы программы с целью достиже­ния более высоких результатов;
  • социальный педагог использует самостоятельно разработанные методические или дидактические материалы по программе;
  • рабочие материалы (коррекционно-развивающие, профилактические программы) к занятиям оформлены в соответствии с необходимыми требованиями к их структуре и содержанию
Компетентность в области организации деятельности

Социальный педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся.

Демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на занятии, поддержания дисциплины. Использует методы самооценки обучающимися степени освоения ими знаний и практических умений по содержанию занятия

Решение ситуаций из практики профессиональной деятельности

Варианты ситуаций для анализа разрабатывались с учетом специфики профессиональной деятельности социального педагога в образовательном учреждении. При разработке заданий (ситуаций) мы руководствовались следующими  требованиями:

  • задания для проведения квалификационного испытания должны быть свя­заны с содержанием выполняемой педагогическим работником деятельности;
  • они должны затрагивать различные компетенции педагогических работ­ников в соответствии с профессиональным стандартом;
  • задания не должны дублировать квалификационные испытания, которые используются для оценки  деятельности образовательной организации и уровня квалификации выпускников педагоги­ческих учебных заведений;
  • задания должны быть ориентированы на необходимый минимум, а не на максимум.

При проведении квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности специалисту предлагаются три профессио­нальные ситуации. Аттестующийся педагог выбирает их из подготовленного для квалификационного испытания набора ситуаций (не менее 30), называя три номе­ра из перечня, который ему заранее не известен.

Он должен определить алгоритм работы по проблемам, представленным в ситуациях. На выполнение заданий целесообразно предоставить 1,5 ч.

При оценке учитывается:

  • умение специалиста ориентироваться в ситуации и причинах ее возник­новения;
  • обоснованность выбранных направлений работы, форм психологической, социально-педагогической помощи;
  • умение выработать и реализовать способ решения проблемы;
  • умение предвидеть результаты.

Предлагаемые варианты решения каждой ситуации оцениваются экспертом по шкале от 0 до 3 баллов:

0 баллов - вариант ответа отсутствует или предложенный вариант не отра­жает профессиональную компетентность социального педагога.

1 балл - ответ не имеет обоснования или предложены только 1-2 шага для решения ситуации, которые частично отражают профессиональную компетент­ность. Возможные причины возникновения проблемы не анализируются.

2 балла - дан оптимальный алгоритм работы, однако не в полной мере обос­нованы предлагаемые этапы деятельности специалиста по заявленной проблеме.

3 балла - дан оптимальный алгоритм работы и приведено обоснование каж­дого этапа психологической, социально-педагогической помощи. Показано пони­мание возможных причин возникновения проблемы в соответствии с профессио­нальными знаниями специалиста.

Ситуации для социального педагога распределены по следующим блокам:

A. Ситуации, связанные с решением проблем защиты и охраны социаль­ных прав детей, семьи (консультативная и посредническая помощь). Предлага­ются ситуации, связанные с защитой алиментных прав, семейными спорами, тру­доустройством, льготами, правами и обязанностями, нарушением прав и законных интересов семьи и ребенка в различных сферах жизни и т. д.;

Пример ситуации: К социальному педагогу школы обратилась мама одного из учащихся 9-го класса с просьбой помочь в трудоустройстве сына на летний период. Мать воспитывает сына одна. Кроме него в семье еще двое младших детей. Семья стоит на социальном сопровождении в школе как малообеспеченная.

Б. Ситуации, связанные с обращениями к социальному педагогу с лич­ностными, коммуникативными, поведенческими, социальными проблемами обучающихся и воспитанников.

Пример ситуации: В 5-м классе обучается школьник с ограниченными воз­можностями здоровья. К социальному педагогу обращаются родители с проблемой адаптации ребенка в коллективе сверстников.

B. Ситуации, связанные с проблемами девиантного, делинквентного поведения обучающихся и воспитанников.

Пример ситуации: Учащийся 6-го класса часто пропускает уроки по отдель­ным предметам без уважительных причин. Классный руководитель обращается с данной проблемой к социальному педагогу.

Таким образом, варианты педагогических ситуаций отражают специфику функциональных задач деятельности педагога, связанных с профессиональной компетентностью по ока­занию психологической и социально-педагогической помощи.

От редакции

В следующих номерах журнала читайте:

  • рекомендации по подготовке к аттестации специалистов на первую и высшую квалификационные категории;
  • рекомендации по составлению портфолио социального педагога образовательного учреждения.
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль