Организация рабочего времени, отдыха, оплаты труда лиц, привлекаемых к работе с детьми в оздоровительных лагерях

21197
Для обеспечения отдыха детей в каникулярный период организуются стационарные детские оздоровительные лагеря, оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, палаточные туристские лагеря, профильные лагеря различной направленности по интересам детей (спор­тивные, краеведческие, экологические и т. п.). Полноценный отдых детей, укрепление их здоро­вья и развитие творческого потенциала может осуществляться также в иных формах работы - экскурсии, туристские походы, экспедиции и т. д. Как регулируется и оплачивается труд привле­каемых для этой работы педагогов и других работников?

Отвечает эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования В.Н. Понкратова

В зависимости от того, в каких формах организована работа с детьми в каникулярный пе­риод, установленный для обучающихся, будут определяться трудовые права и обязанности привлекаемых для работы с ними работников.

Следует отметить, что регулирование продолжительности рабочего времени, его режима, продолжительности отпусков, должностных обязанностей работников осуществляется феде­ральными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а вопросы, касающиеся размеров оплаты труда, - нормативными правовыми актами орга­нов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Особенности регулирования рабочего времени педагогических работников

В соответствии со ст. 92 и 333 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего време­ни, не превышающую 36 ч работы в неделю. При этом ст. 333 ТК РФ предусмотрены сущест­венные уточнения в части конкретизации продолжительности рабочего времени педагогиче­ских работников.

В части третьей указанной статьи установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжитель­ность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным орга­ном исполнительной власти. Таким уполномоченным Правительством РФ органом является теперь Министерство образования и науки Российской Федерации.

Минобрнауки России приказом от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего вре­мени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работ­ников" (далее - приказ Минобрнауки России № 2075), принятым взамен постановления Прави­тельства РФ от 03.03.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педа­гогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", установило педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) спе­циальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму ча­сов педагогической работы за ставку заработной платы).

Указанным приказом предусматриваются существенные различия в регулировании рабо­чего времени педагогических работников с учетом того, в какой должности, с какой категорией детей и в каких образовательных учреждениях выполняется педагогическая работа. Для одних педагогических работников установлена продолжительность рабочего времени, составляю­щая 36 или 30 ч в неделю, тогда как для других - рабочее время регулируется через нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, которые установлены в зависимо­сти от должности и особенностей труда и составляют 18, 20, 24, 25, 30 или 36 ч в неделю.

Различия в регулировании рабочего времени педагогических работников непосредствен­но связаны также и с различиями в оплате их труда при привлечении к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени либо сверх недельной нормы часов пе­дагогической работы, установленной за ставку заработной платы.

Если работа за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя и с согласия работника является сверхурочной работой и регулируется соответствующими статьями ТК РФ, то педагогическая работа, выполняемая с согласия работника сверх недельной нормы часов педагогической работы, к таковой не отно­сится, поскольку недельная норма часов педагогической работы, установленная за ставку за­работной платы, является расчетной величиной при исчислении заработной платы педагогиче­ского работника за фактически установленный ему объем педагогической (преподавательской работы).

К примеру, продолжительность рабочего времени, составляющая 36 ч в неделю, установ­лена в п. 1 приложения к приказу Минобрнауки России № 2075 для педагогов-психологов, ме­тодистов, инструкторов методистов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, стар­ших вожатых, которые в т. ч. могут быть заняты на работе в оздоровительных и иных ла­герях, организуемых для детей.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пп. 2, 3 приложения к приказу Минобрнауки России № 2075. В частности, у инструкторов по физиче­ской культуре, которые могут привлекаться в оздоровительные лагеря для обучения де­тей плаванию либо для проведения иных оздоровительных мероприятий, норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет 30 ч в неделю, у воспитателей, работающих непосредственно в группах воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья (отклонения в физическом или психическом развитии), - 25 ч в неделю, а у воспита­телей учреждений дополнительного образования детей - 36 ч в неделю.

Такая продолжительность рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы устанавливаются педагогическим работникам, с которыми заключа­ется трудовой договор о работе в образовательном учреждении, в т. ч. оздоровительном лагере.

К учителям, которые в периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающих­ся, воспитанников не находятся в ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпу­сках, применяется иной порядок регулирования рабочего времени, установленный Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других ра­ботников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогиче­ских и других работников образовательных учреждений" (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени).

Так, п. 4.2 указанного положения установлено, что в каникулярный период педагогиче­ские работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организацион­ную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах норми­руемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагоги­ческой работы)), определенной им до начала каникул и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 этого же Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором.

Регулирование режима рабочего времени работников в оздоровительных образова­тельных учреждениях, образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и (или) организующих летний отдых в той же или другой местности, а также при прове­дении туристских походов, экскурсий, экспедиций, путешествий осуществляется в соот­ветствии разд. VI Положения об особенностях режима рабочего времени.

При привлечении учителей в период, не совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, в оздоровительные образовательные лагеря и другие оздоровительные образова­тельные учреждения с дневным пребыванием детей, создаваемые в каникулярный период в той же местности на базе общеобразовательных и других образовательных учрежде­ний, их рабочее время и обязанности регулируются п.6.1 и разд. IV Положения об особенно­стях режима рабочего времени.

Учителя в этот период также осуществляют иную педагогическую методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), в связи с чем их обязанности в этот период подлежат уточнению, что вызывает многочисленные вопросы о правомерности такого уточне­ния.

Следует отметить, что уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников), допускается в соответствии с п. 5 разд. "Об­щие положения" Квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, что целесооб­разно фиксировать в должностной инструкции учителя.

Если же в каникулярный период, не совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, учителя привлекаются к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоровительные об­разовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качестве руко­водителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность, то такие действия в отношении учителей без их согласия не допускаются, что следует из п. 6.2 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Регулирование выполнения работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя

Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установлен­ной для него продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при сумми­рованном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный пери­од, является сверхурочной работой.

Работодателям, при этом, не следует путать со сверхурочной работой выполнение педаго­гическими работниками, для которых установлены нормы часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы, (с их письменного согласия) педагогической работы сверх установленной нормы, на которую они соглашаются при определении конкретного объема пе­дагогической работы, о чем уже было сказано ранее. 

Для привлечения к сверхурочной работе педагогических работников, для которых установ­лена продолжительность рабочего времени, а также других работников образовательных учреждений применяется ст. 99 ТК РФ, которой определены условия и порядок такого привлечения.

В образовательных учреждениях чаще всего сверхурочные работы применяются для про­должения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва, к примеру, при неявке сменяющего воспитателя в оздоровительных лагерях, школах-интер­натах, детских домах, дошкольных образовательных учреждениях.

Работодатели обязаны учитывать, что продолжительность сверхурочной работы не дол­жна превышать для каждого работника 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год, в связи с чем работодателю необходимо принять меры по замене сменщика другим работником.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника. Привлечение к сверхурочным работам возможно только с письменного согласия работника.

Сверхурочная работа компенсируется повышенной оплатой в соответствии со ст. 152 ТК РФ: за первые 2 ч работы - не менее чем в полуторном размере, за последующие часы -не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором.

По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенси­роваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отрабо­танного сверхурочно.

Регулирование работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по инициативе работника

Если по заявлению работника работодатель (в нашем случае оздоровительное учрежде­ние для детей в лице его руководителя) разрешает работнику в порядке внутреннего совмести­тельства выполнять работу по другому трудовому договору в этой же организации по той же или иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжитель­ности рабочего времени либо заключает трудовой договор с работником, основной работой которого является работа в другой организации, то такая работа является совместительством и регулируется в порядке, установленном гл. 44 ТК РФ и иными нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации.

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превы­шать 4 ч в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Оплата труда при работе по совместительству регулируется ст. 285 ТК РФ и осуществля­ется пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда произво­дится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.

При этом необходимо отметить, что для педагогических, медицинских работников и работ­ников культуры в соответствии со ст. 282 ТК РФ предусматривается установление особенно­стей работы по совместительству в порядке, установленном Правительством Российской Фе­дерации.

Особенности работы по совместительству в соответствии с постановлением Правитель­ства РФ от 04.04.2003 № 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" установлены постанов­лением Минтруда России от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".

Наиболее существенной особенностью для педагогических работников является то, что в отдельных случаях педагогическая работа в другой должности с тем же или иным наимено­ванием вообще не рассматривается как совместительство, если выполняется в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, дошкольного образо­вания, общего или дополнительного образования детей, а также в ином детском учреждении.

К такой работе в соответствии с подп. "з" п. 2 указанного выше постановления Минтруда России относится, например, педагогическая работа сверх нормы часов педагогической рабо­ты в неделю, установленной за ставку заработной платы, в одном и том же из перечисленных выше учреждений. При этом предельного объема такой педагогической работы не установле­но.

Например, если с детьми в группе работает один воспитатель, то количество оплачивае­мых часов педагогической работы определяется режимом работы оздоровительного учрежде­ния либо конкретной группы (отряда) при разных режимах их работы.

Оплата труда педагогических и других работников оздоровительных лагерей

С 1 января 2005 г. вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда работников учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, отнесены соответственно к полномочиям органов государствен­ной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

При этом федеральным законодательством установлено, что системы оплаты труда работ­ников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого та­рифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификацион­ного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом го­сударственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствую­щих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муници­пальных учреждений осуществляется с учетом достигнутого уровня оплаты труда. Это означа­ет, что заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при установлении или изменении системы оплаты труда не может быть меньше зара­ботной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных (трудовых) обязанностей ра­ботников и выполнения ими работ той же квалификации.

Исходя из этих принципов не должен снижаться достигнутый уровень выплат компенсаци­онного характера, к примеру, за работу в ночное время. Ко времени разграничения полномо­чий в области оплаты труда между федеральными органами государственной власти, органа­ми государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за работу в ночное время с 10 ч вечера до 6 ч утра в образовательных учреждениях, в т. ч. оздоровительных лагерях, эти выплаты составляли не менее 35% часовой ставки (части оклада за 1 ч работы).

Необходимо также учесть, что установление и изменение систем оплаты труда осущест­вляется с учетом типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, нормы обслуживания, утверждаемые в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации).

Нормы труда, применявшиеся до введения новых систем оплаты труда, не могут быть пе­ресмотрены без соблюдения норм трудового законодательства, предусмотренных ч. 2 ст. 160 ТК РФ, в соответствии с которой пересмотр норм труда возможен лишь в двух случаях: по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии или проведения организацион­ных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в слу­чае использования физически и морально устаревшего оборудования. При этом о введении новых норм труда работники в соответствии с ч. 2 ст. 162 ТК РФ должны быть извещены рабо­тодателем не позднее чем за два месяца.

Других случаев для пересмотра норм труда трудовым законодательством не предусмотре­но, а работодатель не вправе обосновывать изменение норм труда другими мотивами, такими как, например:

  • введение нового минимального размера оплаты труда, установленного федеральным за­коном (равно как и минимальной заработной платы на уровне субъекта РФ), поскольку увеличение МРОТ обусловлено приближением минимального размера оплаты труда (в том числе минимального размера оплаты труда школьников) к ве­личине прожиточного минимума трудоспособного населения;
  • повышение заработной платы работников в целях обеспечения повышения уровня реаль­ного содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со ст. 134 ТК РФ.

Например, не может быть увеличена норма убираемой площади для уборщиков служебных помещений, составлявшая для образовательных учреждений на 1 единицу должности 500 м2 (250 м2 - на 0,5 ед. должности) убираемой площади (площади пола), если не происходило ни­какого совершенствования в организации их труда с внедрением новой техники, технологии или проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производи­тельности труда.

Без согласия работников не могут также приниматься решения, связанные с увеличением объема выполняемых работ, расширением зон обслуживания, совмещением должностей, а так­же о введении неполного рабочего времени. Тем не менее, в нарушение ст. 60.2, 74 ТК РФ, без согласия работников такие изменения в трудовых отношениях стали довольно часто возникать на практике только на том основании, что заработная плата низкооплачиваемых категорий ра­ботников выплачивается в размере не ниже 4330 руб. в месяц.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль