Схема вакцинации детей с аллергическими заболеваниями

4119
В последние десятилетия в развитых странах прогрессируют аллергические заболевания у детей. Среди детей наиболее распространены бронхиальная астма (далее - БА), аллергический ринит (далее - АР) и атопический дерматит (далее - АД), эти болезни встречаются у 10-35% детского населения. 

В настоящее время накоплено достаточно данных о состоянии иммунной системы больных аллергическими заболеваниями. Основным патогенетическим звеном счи­тают дисфункцию В-лимфоцитов, приводящую к дисиммуноглобулинемии и гипер­продукции иммуноглобулинов класса Е (IgE). У лиц с аллергическими процессами изменен характер воспалительных реакций в результате нарушения взаимодей­ствия иммунных клеток и выработки других факторов воспаления. Принципы работы с детьми с ослабленным иммунитетом отмечены в том числе в нормах СанПиН

Схема вакцинации детей и ее влияние на течение аллергических заболеваний

Многие считают, что аллергические заболевания у детей обостряются после введения вакцин. Однако возникающие в организме изменения на фоне вакцинации кратковременны, не ухудшают в дальнейшем течение основного процесса и не служат основанием для прекращения вакцинации. У детей, больных АД с ремиссией забо­левания три месяца и более, поствакцинальный период не отличается от такового у здоровых. Например, на фоне введения АДС-анатоксина в крови отмечается уме­ренное снижение Т-лимфоцитов, эозинофилия, повышение циркулирующих иммун­ных комплексов, увеличение в 3-5 раз по сравнению с исходным уровня общего IgE, без повышения аллерген-специфических IgE. В 10-20% случаев развивается крат­ковременное обострение, не приводящее к ухудшению течения заболевания в дальнейшем.

В условиях отсутствия широкой циркуляции возбудителей инфекционных заболева­ний, постоянного контакта детей с патогенными микроорганизмами вакцины заме­няют их и являются "воспитателями" иммунной системы, т. к. переключают иммун­ные реакции с аллергического типа иммунного ответа Th2 (опосредованный T-хелпером 2-го типа) на инфекционный тип иммунного ответа через Th1. Это поз­воляет формировать необходимую противоинфекционную защиту детского ор­ганизма.

Учитывая возможность развития аллергических реакций и обострений основного заболевания в поствакцинальный период, зарубежные исследователи рекоменду­ют предварительно проводить пробы с компонентами вакцины, особенно у лиц с анамнезом аллергических реакций на желатин, куриный белок. Отечественные ис­следователи предлагают ориентироваться на клинические проявления, длитель­ность ремиссии и назначать массивную противорецидивную терапию в момент им­мунизации дополнительно к проводимой базисной и/или усилить последнюю с включением антимедиаторных (антигистаминных) препаратов, препаратов каль­ция, бронходилятаторов.

Схема вакцинации детей с БА и АД и антимедиаторная терапия

Медикаментозную подготовку рекомендуют за 5-7 дней до проведения вакцинации и в течение 2 недель после нее. Детям, склонным к разви­тию немедленных аллергических реакций, за 30-40 мин до прививки один из антигистаминных препаратов вводят также парентерально.

Принято считать, что медика­ментозная подготовка преду­преждает обострения основно­го заболевания. В то же время известно, что антимедиатор-ные препараты (Н1-гистамино-блокаторы первого поколения) могут ухудшить течение БА из-за побочного действия - увеличения продукции густой, вязкой слизи, закупоривающей просвет мелких бронхов.

В рамках исследования, проводимого в НИИ детских инфекций при вакцинации против кори у детей с БА (получавших и не получавших антигистаминные сред­ства), через месяц после прививки отмечалась тенденция к снижению уровня IgE, что свидетельствует об отсутствии не только неспецифического сенсибилизирую­щего эффекта вакцины, но и влияния дополнительной терапии на его уровень. Все изученные иммунологические показатели возвращались к исходным значениям к 30-му дню после прививки. Следовательно, коревая вакцина не оказывает чрез­мерного и длительного воздействия на иммунный статус детей с БА.

У детей с обострением БА после прививки уже исходно отмечалось достоверно бо­лее высокое содержание аллергических IgE при низком уровне иммуноглобулина А (IgA). С учетом этих особенностей (высокого уровня IgE на фоне низкого уровня IgA) до вакцинации можно прогнозировать риск развития обострения БА в поствак­цинальный период.

Кроме того, использование дополнительной антигистаминной терапии у детей с ал­лергическими заболеваниями замедляет антителообразование при первичной им­мунизации. Таким образом, применение антимедиаторной терапии у детей с БА нецелесообразно как с точки зрения профилактики обострения основного заболе­вания, так и в связи с негативным влиянием этих препаратов на формирование иммунного ответа на вакцину.

Аллергические заболевания у детей сопровождаются замедлением процесса специфическо­го антителообразования, даже если вакцинация производится без применения антигистаминных препаратов.

Результаты проведенного на­блюдения были трансформиро­ваны на группу детей с АД. По­скольку АД в большинстве случаев ассоциирован с фер­ментативными нарушениями пищеварения, дисбиозом, пищевой аллергией, в качестве медикаментозной под­держки при вакцинации этим детям назначались биопрепараты и ферменты. На­блюдение в поствакцинальный период, как при введении живых вакцин, так и не­живых (против гепатита В, АКДС, АДС, гриппа), показало позитивное влияние этой терапии (без дополнительного введения антигистаминных средств) на те­чение поствакцинального периода. Опыт иммунизации детей с АД против кори до­казывает, что с 3-4-го по 11-14-й дни после прививки у 19-20% из них развиваются общие поствакцинальные реакции с катаральным синдромом, лихорадкой, иногда геморрагическими проявлениями и у 5-10% - с местными реакциями. Эти реакции укладываются в понятие нормальный вакцинальный процесс. У 13% привитых отмечалось обострение основного процесса, которое связывали с реакцией на бел­ки культуральных сред, желатин и антибиотики.

Введение антимедиаторных препаратов (желательно второго-третьего поколений) в качестве подготовки к прививкам оправдано и необходимо только в случаях, когда у детей ранее были острые аллергические реакции - сыпи, отеки Квинке, крапивница, анафилактические реакции, или аллергические заболевания протека­ют в тяжелых формах.

Схема вакцинации детей с аллергическими заболеваниями

При легкой форме аллергического заболевания схема вакцинация детей осущест­вляется по общему плану в ЛПУ или ДОУ.

В случае среднетяжелой формы вакцинация проводится в ЛПУ под наблюдением участкового врача или врача кабинета иммунопрофилактики (далее - КИП); в пост­вакцинальный период патронаж осуществляет участковая медсестра. В сомнитель­ных случаях ребенка прививают при отрицательном результате prick-теста (кожной пробы).

При тяжелой форме аллергического заболевания вакцинация проводится в ЛПУ под наблюдением врача иммунолога-аллерголога и врача КИП; в поствакциналь­ный период патронаж осуществляет медсестра КИП. Перед вакцинацией может быть рекомендован prick-тест.

Клинические подходы к вакцинации детей с аллергическими заболеваниями

Профилактика заболеваний

При вакцинации детей с аллергическими заболеваниями рекомендуется:

  1. Использовать прием сочетанного введения вакцин. Его преимуществом является сокращение вводимых дополнительных веществ, содержащихся в вакцине, предупреждение сенсибилизации.
  2. Проводить плановые прививки не ранее чем через месяц после последнего обо­стрения.
  3. Не назначать медикаментозную терапию при легких формах заболевания. При среднетяжелых и тяжелых формах продолжать базисную, плановую, противорецидивную терапию, дозы и схемы введения препаратов не менять. При тяжелой фор­ме заболевания, если не проводится плановый курс, осуществить противорецидивную терапию.
  4. Проводить поддерживающую терапию:
    1. при АД - ферменты и биопрепараты за 7 дней до и 7-14 дней после при­вивок (в зависимости от вакцины). Возможно назначение антигистаминных средств второго-третьего поколений (Зиртек, Эриус, Телфаст) на тот же пе­риод времени;
    2. при базисной гормональной ингаляционной терапии БА все вакцины мож­но вводить вне зависимости от дозы гормонов, т. к. ингаляционная терапия, так же как наружная при кожных проявлениях атопии, не является иммуно-супрессивной. Важно поддерживать стабильность дозы. Свидетельством стабильности процесса может служить постоянство дозы на протяжении последних 2-3 месяцев терапии. Не следует проводить вакцинацию в мо­мент изменения дозы препаратов. Антигистаминные средства не назнача­ются, исключением являются препараты третьего поколения, которые в на­стоящее время применяют при терапии бронхиальной астмы;
    3. детей с острыми аллергическими заболеваниями и реакциями (крапив­ница, отек Квинке, шок и др.) прививать с применением антигистаминных препаратов.Антигистаминные препараты первого поколения назначают за 2-3 дня до и на 4-14 дней после прививки (в зависимости от вакцины). Препараты второго-третьего поколений - с первого дня вакцинации на 4-14 дней. Дополнительно за 30 мин до вакцинации можно ввести антигистаминный препарат парентерально (пациентам с анафилактическим шоком в анамнезе рекомендуют вместо антигистаминного препарата вводить парентерально преднизолон - 1 мг/кг веса).
  5. Поддерживать гипоаллергенный быт и диету (не вводить прикормы 5-7 дней до и после прививок).
  6. Не проводить вакцинацию в момент аллерген-специфической терапии.
  7. Не прививать детей с сезонной аллергией в момент цветения значимых растений.
  8. При необходимости удлинять интервал между дозами одной серии вакцин до 2-3 месяцев.
  9. При неблагоприятной эпидемической ситуации проводить вакцинацию при отсут­ствии ремиссии, в т. ч. при БА, сразу после приступа, на фоне активной терапии. Вакцинация имеет преимущества перед введением иммуноглобулина (белково­го препарата), который может вызвать серьезные осложнения основного заболе­вания.
  10. Дополнительно вводить детям любого возраста с аллергическими заболевания­ми (прежде всего с БА) вакцины против гемофильной палочки типа В и пневмокок­ка. При БА выявляется полисенсибилизация к бактериальным аллергенам, что при­водит к инфекционной провокации приступов астмы. Вакцинация способствует выработке иммуноглобулинов класса G (IgG) к бактериальным аллергенам и снижению уровня IgB, сокращает частоту эпизодов респираторных заболева­ний.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль